В данной публикации хотелось бы продолжить рассуждения на тему о гипотетическом китайском «ленд-лизе», про который сейчас трубят зарубежные и отечественные СМИ. По данным немецкого издания Der Spiegel, Россия вскоре может получить первую партию из 100 дронов-«камикадзе» ZT-180, аналогичных иранским Shahed-136. Какие беспилотники на самом деле больше нужны ВС РФ?
Война дронов
Рунет буквально запестрел сообщениями о том, что китайская компания-производитель беспилотников Xian Bingo Intelligent Aviation Technology якобы готова не только поставлять свои дроны-«камиказде», но и даже построить в нашей стране завод, который сможет собирать не менее 100 китайских аналогов российско-иранских «Гераней» ежемесячно. Масса боевой части такого одноразового беспилотника составляет от 35 до 50 килограммов. Ранее, напомним, в зарубежных СМИ проходила информация о том, что в Татарстане при помощи иранских специалистов якобы также будет построен завод, на котором смогут производиться улучшенные локализованные модификации Shahed-136.
Если все это соответствует действительности, то такую военно-
Опыт СВО показал, что российской армии критически нужны именно разведывательные и разведывательно-ударные дроны для непрерывного воздушного мониторинга оперативной обстановки, целеуказания для артиллерии и корректировки ее огня, а также нанесения авиаударов с беспилотников без риска для жизни пилотов. И таких БПЛА ВС РФ нужно действительно много. В идеале, чтобы чуть ли не в каждом подразделении была пара-тройка своих воздушных разведчиков с противотанковыми ракетами и бомбами на подвесе.
Раз уж мы заговорили про китайские беспилотники, то давайте посмотрим, что из полезного российским военным производится в КНР и, главное, экспортируется.
«Птичку» не жалко
Китай приступил к разработке своей беспилотной авиации, внимательнейшим образом проанализировав опыт применения американских БПЛА MQ-1 Predator и MQ-9 Reaper в Афганистане и на Ближнем Востоке. В результате НОАК смогла получить несколько функциональных аналогов этих БПЛА.
Для воздушной разведки и наблюдения, постановки помех системам связи противника, корректировки огня артиллерии, использования в качестве ретранслятора сигналов систем связи и передачи данных, а также выдачи целеуказания тактическим ракетным комплексам компания China Aerospace Science and Technology Corporation разработала два БПЛА серии Cai Hong («Радуга») CH-1 и CH-2. Однако в 2008 году на их базе была создана ударная модификация СH-3А.
Китайский разведывательно-ударный беспилотник имеет следующие ТТХ: размах крыльев – 7,9 метра, длина – 5,1 метра, высота – 2,4 метра, максимальный взлетный вес – 640 кг, крейсерская скорость – 180 км/ч, максимальная скорость – 240 км/ч, максимальная высота полета – 5 км. Радиус его действия составляет 200 км, дальность полёта - 2000 км, продолжительность полёта – 12 часов, а масса полезной нагрузки – 100 кг. На подвесе БПЛА может нести ракеты AR-1 с лазерным наведением массой 45 кг и малогабаритные управляемые авиабомбы FT-25 массой 25 кг, а также две авиабомбы FT-5 калибра 75 кг с боевой частью весом 35 кг и КВО в диапазоне 3-5 м со спутниковым наведением. Кроме того, беспилотник может использоваться для РЭБ и в качестве ретранслятора радиосигнала. Под экспортным названием Rainbow-3 данные БПЛА поставлялись в Нигерию, Мьянму, Пакистан и Замбию.
Прямым аналогом американского MQ-1 Predator является китайский беспилотник СН-4. Его длина составляет 9 м, размах крыльев – 18 м, взлётная масса – около 1300 кг. Толкающий винт на поршневом двигателе обеспечивает максимальную скорость в 230 км/ч, крейсерскую – 180 км/ч, дальность полёта – 3000 км, а продолжительность полёта – более 30 ч. В разведывательной модификации БПЛА имеет обозначение СН-4А, в ударной - СН-4В. На четырех пилонах под крылом последний может нести управляемые ракеты и корректируемые бомбы общей массой до 345 кг. Китайские дроны СН-4А/В экспортируются в Алжир, Мьянму, Пакистан, Иорданию, Ирак, Туркменистан, ОАЭ и Саудовскую Аравию. Стоимость одной единицы оценивается в 4 миллиона долларов.
Модифицированная версия данного беспилотника под названием Tian Yi оснащена двумя более компактными двигателями и имеет меньшую тепловую заметность. На его версии СН-4С установлены новый двигатель увеличенной мощности и энергогенератор повышенной производительности, повышена прочность планера, что позволяет увеличить общий вес боевой нагрузки до 450 кг и использовать авиационные боеприпасы массой до 100 кг. Важным улучшением является то, что БПЛА в модификации СН-4С может управляться по спутниковым каналам связи.
Его старший брат БПЛА СН-5 имеет размах крыльев в 21 м, длину планера – 11 м, взлётную массу – 3300 кг, поршневой двигатель мощностью 300 л.с., максимальную скорость полёта в 310 км/ч, крейсерскую – 180-210 км/ч. Максимальная высота его полёта составляет 7000 м, дрон может находиться в воздухе более 36 часов. Вес полезной нагрузки китайского БПЛА составляет 1200 кг. На шести подкрыльевых узлах у него может быть размещено 24 управляемых ракеты АR-2. При управлении беспилотником с наземной станцией по радиоканалу дальность его действия составляет 250 км, а при использовании спутниковой аппаратуры управления дальность увеличивается до 2000 км.
Также в этом классе у Китая есть конкурирующий беспилотник Wing Loong, известный в экспортной версии как Pterodactyl I. Размах его крыльев составляет 14 м, длина – 9,05 м, максимальная скорость — 280 км/ч, скорость патрулирования 150-180 км/ч, практический потолок — 5 000 метров. Аппарат имеет взлетную массу 1100 кг, оснащен поршневым двигателем мощностью 100 л.с. и способен нести полезную нагрузку массой до 200 кг. В состав вооружения Pterodactyl I в зависимости от предпочтений иностранного заказчика могут входить различные управляемые авиационные боеприпасы массой до 120 кг. Это могут быть авиабомбы калибра 50–100 кг, а именно: FT 10, FT 7, YZ 212D, LS 6, CS/BBM1 и GB4, малогабаритные управляемые ракеты класса «воздух–земля» типа AG 300M, AG 300L, Blue Arrow 7, CM 502KG, а также GAM 101A/B.
Нам же может быть интересно то, что Wing Loong экспортировался в Египет, ОАЭ, Индонезию, Казахстан, Узбекистан, Нигерию и даже в Сербию. В модифицированной версии под названием Wing Loong II с улучшенными ТТХ данный летательный аппарат производится в Саудовской Аравии и Пакистане.
Сергей Маржецкий
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: