Мы до сих пор не знаем, сколько граждан Турции погибло в ходе землетрясения. Тридцать тысяч, сорок… Разрушенные дома еще не разобрали. Сколько там тел? Кто виноват в их гибели? Землетрясение или строители, которые на месте тектонических разломов построили не дома, а спичечные коробки, которые падали целиком, убивая в то утро сотни людей?
В Турции инициировали аресты 222-х руководителей строительных компаний, чьи дома были полностью разрушены во время землетрясения.
Был взят Назми Тосун, руководитель Emre Apartment, строивший здания в провинции Газиантеп. Полиция прямо в стамбульском аэропорту пришла за подрядчиками зданий в городе Адияман, при попытке покинуть страну. Арестован Мехмет Яшар Кошкун, отвечавший за блок высотных зданий в провинции Хатай. Он также собирался скрыться и хотел улететь из страны. Задержан Мехмет Эртан Акай, отвечавший за строительство жилого дома в Хатай. Произошли и другие аресты.
Но и для нас это важный вопрос, потому что начиная с 90-х турки построили в России не одно здание. Здесь работают около 100 турецких строительных компаний. Они уже построили 2 тысячи объектов на сумму в 62 миллиарда долларов. Турки держат 20% строек. Только в Москве 70% монолитных домов строится турками. Да, нет таких землетрясений – спасибо нашим предкам, нашли хорошие места. Но ситуация такая, что даже президент Путин заявил о ней на совещании с судьями на этой неделе.
"В Турции в том числе есть большие претензии к строительным организациям, которые вот по этим нормам не работали, особенно в займе в зоне опасной с точки зрения зрения сейсмических процессов. У нас таких зон немало. Это и на юге страны, и на Дальнем Востоке. Начинают перестраивать уже построенные дома с целью увеличить количество площадей жилых площадей и ну, чтобы продать дополнительной площади, естественно", - заявил глава государства.
В пятидесятые годы прошлого века в Турции началась массовая миграция жителей деревень в города. Квартир стало не хватить. И еще с шестидесятых в стране начали проводить так называемые строительные амнистии, когда некачественно построенным домам выдавали жилищную лицензию. Просто брали деньги от застройщика. Те, кто был в Турции, наверняка слышали рассказы о домах, которые строят для семьи. Когда появляются дети, строят еще один этаж сверху. Потом еще - по мере роста семьи. В 1999 году после землетрясения в Измите правительство ввело строгие стандарты в строительстве. Но уже в 2018-м году в Турции опять началась строительная амнистия. Речь шла о сотнях тысяч зданий. То есть о половине всех жилых строений страны. 13 миллионов строений. Таким образом в Турции вновь была решена проблема незаконного строительства.
Фото: © REUTERS/Clodagh Kilcoyne
Интересный факт: за несколько дней до землетрясения турецкие СМИ сообщали, что парламент собирается одобрить новый законопроект с еще большими льготами для застройщиков зданий. В 2019-м Эрдоган на митинге в провинции Кахраманмараш сказал, что строительная реформа прошла хорошо. Все прекрасно. В Стамбуле свидетельства были выданы для 319 тысяч зданий. А в Кахраманмараше было выдано сорок тысяч свидетельств. Да, именно в той провинции, где эти дома потом падали как костяшки домино. Но начальники, устраивавшие амнистии и проводившие митинги не виноваты. Виноваты теперь только застройщики.
Да, хорошо, что центральную Россию не трясет, как Турцию. К тому же у нас нет никаких амнистий. Турецкие компании тут работают субподрядчиками и потому ответственность в первую очередь падает на тех российских предпринимателей, которые их нанимают. Об этом прямо сказал первый заместитель председателя комитета по строительству и ЖКХ Госдумы Владимир Кошелев.
"В России эти вещи не проходят, они недопустимы и проходить не будут. Если в России любой объект построен некачественно, любой заказчик знает - это его прямая уголовная ответственность. Никакая амнистия здесь не поможет. Ответственной всегда остается российская компания и российский заказчик", - говорит Кошелев.
Но поговорите с нашими местными депутатами, и они расскажут вам, как часто нашим домам выдается свидетельство о регистрации, даже если есть претензии. Только без свидетелей, потому что дело-то подсудное. И вовсе не турки их строили. Люди могут жить в таких домах долго. Но не дай Бог что-то случится. Потому что, как и в Турции, мы видим, главное в судьбе человека - не землетрясение. А беспечность.