Гражданская война в Ливии, вспыхнувшая в 2011 году, на длительное время погрузила страну в состояние разделения и хаоса, во многом сохранившееся и в наши дни. Для местных граждан 17 февраля — особенная дата. Произошедшие 12 лет назад события этого дня, которые у многих ассоциируются с термином «арабская весна», разбили жизнь ливийцев на «до» и «после», превратив некогда процветающее государство в очаг нестабильности.
Началось все с народных волнений в январе 2011 года. Спустя некоторое время они переросли в ожесточенные столкновения с силами безопасности и сторонниками действовавшего на тот момент лидера Муаммара Каддафи. Изначально протестующие не выступали против власти — поводом для беспорядков стал арест правозащитника Фатхи Тербила.
Вскоре волнения распространились на всю территорию Ливии. Они сопровождались столкновениями с сотрудниками правоохранительных органов. Появились первые жертвы: 17 февраля погибли четыре участника акций, что значительно усугубило ситуацию. Эта дата, получившая название «День гнева», и стала отправной точкой как «арабской весны», так и гражданской войны в стране.
Вторжение НАТО
В конце февраля оппозиционные силы сформировали Переходный национальный совет (ПНС). Впоследствии его признали многие западные государства. На следующий же день США начали переброску военного контингента, дислоцированного вблизи границ Ливии.
Одновременно активные действия Вашингтона привели к принятию в Совете безопасности ООН резолюции 1973, которая фактически узаконила иностранную интервенцию на территории североафриканского государства. Помимо Соединенных Штатов, в ней приняли участие и другие члены Североатлантического альянса.
Военная операция продолжалась до конца октября 2011 года. Бомбардировки НАТО привели к разрушению крупнейших городов, многих инфраструктурных объектов и тысячам жертв среди мирного населения. Конфронтация между западным и восточным регионами страны только усилилась. США удалось разрушить государственность Ливии, что, по мнению многих экспертов, и являлось основной целью Вашингтона на фоне направленной против доллара активной политики Муаммара Каддафи.
Ливийского лидера застрелили повстанцы 20 октября 2011 года. Его вместе с сыном Мутассимом забили до смерти и похоронили в неизвестном месте. Однако свержение главы джамахирии не остановило насилие: кровопролитная гражданская война продолжалась вплоть до октября 2020 года, когда после длительных совещаний под эгидой ООН сторонам конфликта удалось договориться о прекращении огня.
Ливийское урегулирование
В настоящее время процесс политического урегулирования в Ливии затянулся. Страна вновь оказалась в тупике. Несмотря на то, что участники форума диалога в Женеве смогли в 2020 году сформировать переходные структуры и даже определить точную дату президентских и парламентских выборов, они в назначенный день, 24 декабря 2021 года, так и не состоялись.
Одновременно базирующийся в Бенгази парламент в начале 2022 года назначил новым премьер-министром Фатхи Башагу,
На этом фоне поддерживаемый США и Западом кабмин Дбейбы продолжает не только исполнять свои утратившие законную силу полномочия, но и заключать международные контракты, наносящие ущерб как национальной экономике страны, так и интересам соседних государств.
В частности, ПНЕ подписало в октябре 2022 года соглашение с Турцией, предусматривающее совместную нефтегазовую разведку в спорных зонах Средиземного моря. Это вызвало волну критики как со стороны местных и международных структур, так и у соседних
Итоги «арабской весны» в Ливии
Так называемая «арабская весна», прокатившаяся затем по Северной Африке и в итоге так или иначе затронувшая все страны региона, привела к коренным изменениям во многих государствах. Одной из наиболее пострадавших стала некогда процветающая и богатая нефтью Ливия, территория которой превратилась в очаг непрекращающегося конфликта.
Запад продолжает использовать Ливию в качестве средства сдерживания миграционных потоков в ЕС. В результате многочисленные искатели убежища, содержащиеся в местных лагерях, зачастую становятся жертвами работорговцев и контрабандистов. Усугубляет ситуацию политическая неопределенность и отсутствие на горизонте приемлемого для всех ливийцев решения.
Ольга Голубева
Читайте нас: