Telegram-канал «Немецкий Орел» рассказывает о главном стороннике антироссийской коалиции в Германии.
Глава правительства Германии Олаф Шольц никак не может найти общий язык со своим министром иностранных дел Анналеной Бербок, которая принадлежит к партии «Союз 90/Зеленые». Конфликт в правительстве губительно отражается на репутации Берлина в мире.
Министр иностранных дел Германии Анналена Бербок не отличается чувством дипломатического такта — особенно в своих публичных выступлениях. Одним из последних громких скандалов стало заявление министра в ходе дебатов в Парламентской ассамблее Совета Европы:
«Мы (страны ЕС) ведем войну против России, а не друг против друга», — сообщила она.
Канцлеру Олафу Шольцу, который был в своем южноамериканском турне, пришлось спешно поправлять своего министра, напоминая, что боевые действия идут между Россией и Украиной, а Германия сделает «все возможное», чтобы эскалация не привела к войне между Россией и НАТО.
Это далеко не первый случай, когда германский канцлер и министр иностранных дел не могут договориться о единой точке зрения. Однако к чему это может привести в дальнейшем?
История конфликта
Бывший сопредседатель партии «Союз-90/Зеленые» Анналена Бербок перед выборами в бундестаг 2021 года претендовала на пост федерального канцлера, однако по итогам голосования «Зеленые» заняли лишь третье место, уступив СДПГ во главе с будущим председателем правительства Шольцем и союзу ХДС/ХСС. По итогам коалиционных переговоров, Бербок удалось занять пост министра иностранных дел, где она получила оперативный простор для реализации своих замыслов. Прежде всего «зеленый» министр планировала вести жесткий внешнеполитический курс в отношении России, Китая и Ирана, что шло в разрез с видением канцлера Шольца, который выступал наследником Вилли Брандта с его «Новой восточной политикой».
Бербок подставляла своего шефа не только с «войной против России». Показательной была ситуация, связанная с поставками Украине немецких танков Leopard. В том время как глава правительства ФРГ всеми силами уклонялся от конкретного ответа, руководитель немецкого МИД при каждом удобном случае настаивала на немедленной отправке «Леопардов».
Еще в сентябре 2022 года в интервью Frankfurter Allgemeine Zeitung глава немецкой дипломатии заявила, что решение по танкам «не следует откладывать надолго». Шольц принял это как упрек в свою сторону и провел разъяснительную беседу со своей подчиненной.
Отношения с Китаем также страдают от деятельности министра иностранных дел. В преддверии первого визита Шольца в Пекин в ноябре прошлого года Бербок выразила свое недовольство частичной продажей портового терминала в Гамбурге китайской государственной судоходной компании Cosco, демонстративно отойдя от линии канцлера. А разработанная МИД Германии стратегия работы по Китаю была раскритикована ведомством федерального канцлера по ряду причин, в том числе из-за слишком резкого тона документа и невозможностью его реализации в краткосрочной перспективе.
Очевидно, что корень конфликта лежит в вечном для немецкой политики вопросе: кто главный по внешнеполитическим вопросам — канцлер или министр иностранных дел. Но в случае с Бербок и Шольцем важную роль играют и личные причины: полная противоположность характеров и методов ведения политической деятельности.
«Шольцинг» против «Бербокинг»
Соперничество между канцлером и главой внешнеполитического ведомства уже выходит за рамки политики и перешло в лингвистическую плоскость.
Придумал новый глагол британский историк Тимоти Гартон Эш, который хотел «потроллить» Олафа Шольца за его нежелание поставлять Украине немецкие танки.
А вот антонимом «Шольцингу» стал глагол «Бербокинг», который можно описать как «решительные заявления или требования, которые не отличаются осторожностью в лингвистическом и стратегическом отношении, а также не учитывают реальные политические обстоятельства».
Наряду с громкими фразами, Бербок и ее PR-команда полагаются и на красивую картинку: хорошо подобранный свет, тщательная стилизация, соответствующая запросам молодежи. Вместе с тем на фотографиях заграничных поездок министр постоянно находится рядом с простыми людьми, например, «угнетенными женщинами» в Нигере или Индии.
Однако ее популизм зачастую идет вразрез с нормами дипломатии, что вызывает недовольство у союзников. В частности, в ходе визита в Грецию в июле 2022 года Бербок поддержала Афины в территориальном споре с Турцией.
Еще одним минусом Бербок является ее излишняя любовь к долгим публичным выступлениям, которые вызывают напряжение уже у ее пресс-секретарей. Именно потеря концентрации в течение долгих выступлений и приводит к промахам министра. Еще за несколько месяцев до «войны с Россией» глава немецкого МИД заявила следующее:
Это вызвало шквал критики среди граждан Германии, которые требовали отставки Бербок.
Слово — самое острое, а может быть и единственное оружие главы немецкой дипломатии, но зачастую оно бьет по ней самой. Принципиальная разница в характерах и подходах к политике не дает Шольцу и Бербок найти общий язык. Однако, возможно, что стороны и не пытаются ладить между собой. Ведь оба политика с большой долей вероятности станут соперниками на следующих парламентских выборах в 2025 году, и действующий министр иностранных дел находится в более выигрышной позиции, так как почти каждое ее публичное выступление больше похоже на акт самопиара, чем на дипломатическую деятельность.
В свою очередь для «светофорной» коалиции конфликт Шольца и Бербок становится с каждым днем все более губительным, так как большинство важнейших решений не принимаются оперативно и требуют дополнительных согласований и дебатов, где каждая сторона будет считать уступки другой своей победой.
Вместе с тем разлад в правительстве никак не способствует реализации желания канцлера Шольца вернуть Германии лидирующие позиции в мире, а играет на руку США и Великобритании.
Немецкий орел
Читайте нас: