Почему так много погибших во время землетрясения в Турции и Сирии? Почему дома не рушились, а просто складывались? Много почему. Но вопрос не в строительстве, не в геооружии, не в спасателях. Искать надо глубже.
Турция, казалось, еще не самая опасная страна по землетрясениям. Есть таблица за последние тридцать лет. На первом месте стоит Китай - 182 землетрясения. Потом Индонезия - 161 землетрясение. За ними Иран, Япония, США, и только потом Турция. За тридцать лет было 58 землетрясений. Но не таких, как нынешнее.
К сожалению, на Земле есть много мест, где жителям селиться просто опасно. Смотришь, все хорошо. Поют птички, распускаются цветы, в небе стоит радуга. Под ногами - твердая земля. Райское место. Проблема только в том, что раз в несколько лет все это сметается наводнением, землетрясениями или оползнями. Например, раз в пятьдесят лет. Люди, уцелевшие от катастрофы, уезжают с проклятиями, а новые поколения ничего ужасного не помнят.
Вот и с нынешними центрами землетрясения произошло ровно то же самое. Турция находится в сейсмоопасной зоне.
В ноябре прошлого года на северо-западе страны случилось землетрясение в 6 баллов. Уже тогда начали говорить, что каждое такое событие нагнетает в северо-анатолийский разлом энергию для будущей катастрофы. Большей катастрофы чем та, которая случилась сейчас. Срок - до 2030 года.
Алексей Завьялов, заведующий лабораторией сейсмической опасности Института физики Земли им. О.Ю. Шмидта РАН
"На основании опыта предшествующих многолетних сейсмических наблюдений на этом участке анатолийского разлома, а именно на восточном участке, на восточной ветви анатолийского разлома не происходило ранее землетрясение вот такой силы. Ну по крайней мере, за последние 130 лет. Правда, президент Турции Раджеп Эрдоган отметил, что такой силы землетрясения в этом районе не было с 1939 года. Но землетрясения 1939 года произошло на другом участке анатолийского разлома, а именно на севере анатолийского разлома", - объяснил заведующий лабораторией сейсмической опасности Института физики Земли им. О.Ю. Шмидта РАН Алексей Завьялов.
Землетрясения происходят на месте разлома литосферных плит. На них находятся такие города как Тегеран. Лос-Анджелес, Шанхай, Калькутта, Нагоя. Есть города, для которых опасность – в цунами. Джакарта, Гонконг, Макао. Выбросы магмы, затопления, ураганы. Природа живет не как человек, тут страшные события происходят постоянно, но не так часто, как мы привыкли.
Помните, в 2001-м произошло сильное затопление в истории Якутии? Когда сильно пострадал город Ленск? Он был построен в начале 1960-х. Причем, строительство было ошибочным, потому что территория затапливалась. Не так часто.
Например с 1970-го по 1997-й частота наводнений была минимальной. И целое поколение выросло, думая, что их вообще не будет. В 97-м прекратились работы по углублению дна и укреплению берегов. А в 2001-м из-за таяния снегов дамбы просто не смогли сдержать поток. И пришла вода. 30% домов в Ленске было разрушено, 7 человек погибло.
Или гигантское цунами у берегов Индонезии в 2004-м, которое погубило сотни тысяч человек? Его вызвало землетрясение в местном разломе, казалось, тоже должно накопить силы для нового цунами. На это может уйти не одна сотня лет. Хотя сейсмологи из Земной обсерватории Наньянского технологического университета говорят что цунами той же силы вновь ударит по Суматре в ближайшие 60 лет.
Но людей становится все больше. Не так давно количество людей достигло уже 8 миллиардов. А опасные города, в которых они живут, развиваются. Там строятся производства. Там бизнес, услуги... просто жизнь.
Пока не начинают рушиться дома, пока гигантская волна не смывает все, пока вулканический пепел не погребает под собой очередные Помпеи. Однажды. Когда мы думаем, что все хорошо.