Самым незащищенным звеном в производстве оружия для поставок на Украину являются поставки редкоземельных металлов из Китая через Россию, сообщает Bloomberg. Объем их перевозки по российским железным дорогам вырос более чем в два раза за девять месяцев 2022 года.
Джонатан Тирон (Jonathan Tirone), Альберто Нарделли (Alberto Nardelli)
• В производстве оружия используются редкоземельные металлы, поставки которых контролирует Китай.
• По данным Евросоюза, российские железные дороги являются ключевым каналом поставок этих стратегически важных металлов.
Отправка на Украину современных танков – это ключевой вопрос, который все еще стоит перед союзниками Киева после завершения встречи их министров обороны, которая прошла в Германии в пятницу, 20 января, и которая не принесла каких-либо значимых результатов. Однако, вероятно, самым незащищенным звеном в цепочках поставок для производства такого оружия являются железнодорожные пути, пролегающие через территорию противника, которого союзники стараются разгромить.
Россия является центральным звеном железнодорожного грузового маршрута, по которому западным производителям оружия доставляются металлы, необходимые для производства микрочипов, электроники и боеприпасов, используемых в современном оружии. Большая часть так называемых редкоземельных металлов добывается в Китае. "Российские железные дороги" и другие компании перевозят все больше важнейших металлов, в которых нуждается европейская оборонная промышленность.
За первые девять месяцев прошлого года объем китайских редкоземельных металлов, перевозимых поездами через Россию, вырос до 36 074 тонн, что более чем вдвое превышает объем, перевезенный за весь 2021 год. Об этом свидетельствуют данные Евросоюза, с которыми ознакомились репортеры Bloomberg News. Объем торговли редкоземельными металлами вырос более чем на четыре пятых и за девять месяцев до сентября включительно составил 377 миллионов евро (408 миллионов долларов).
"Поразительно, что, несмотря на все санкции, этот канал поставок все еще работает, – сказал Микаэль Вурмсер (Michael Wurmser), основатель компании Norge Mining. – Это подчеркивает важность редкоземельных металлов и то, насколько сильно мы от них зависим".
Вурмсер дал интервью из швейцарского Давоса, где он встречался с руководителями отрасли, пытающимися диверсифицировать цепочки поставок стратегически значимых полезных ископаемых. Norge Mining претендует на разработку нескольких крупных норвежских месторождений ванадия и титана – двух металлов, которые играют решающую роль в оборонной промышленности и в производстве которых в настоящее время доминируют Китай и Россия.
Министр обороны США Ллойд Остин (Lloyd Austin) и генеральный секретарь Организации Североатлантического договора Йенс Столтенберг встретились в пятницу на авиабазе Рамштайн в Германии с другими высокопоставленными представителями стран-союзников. Эти переговоры, призванные подчеркнуть единство альянса, были немного омрачены тем, что Германия все еще отказывается отправить на Украину свои танки "Леопард-2".
Китай поставляет более 90% редкоземельных металлов, используемых в Европе, а последние данные Евросоюза показывают, что значительная часть этих элементов перевозится по российским железным дорогам, которые служат важным звеном в реализации китайской инициативы "Один пояс, один путь".
Поставки грузов по российским железным дорогам по-прежнему имеют решающее значение для европейской промышленности, и в июле Евросоюз опубликовал руководство, где разъясняется, что товары, следующие транзитом через Россию, не попадают под действие санкций.
Добываемые в Китае редкоземельные металлы, такие как лантан, широко применяются западными производителями оружия для изготовления бронебойных боеприпасов. Большая часть европейского спроса на вольфрам – тяжелый металл, который компании Thales Air Defense и Rheinmetall используют для производства противотанковых средств – покрывается именно Китаем.
Согласно оценкам Евросоюза, с которыми удалось ознакомиться репортерам Bloomberg, украинский конфликт продемонстрировал, что в своей торговле с Китаем Европа зависит от российских железных дорог и транспортных коридоров.
Хотя объемы перевозки грузов по железным дорогам составляют всего 3-4% от общего объема товарооборота между Китаем и Евросоюзом и лишь крохотную часть от объемов морских перевозок, транспортировка по железной дороге позволяет сокращать сроки доставки на несколько недель. Грузовому поезду, покидающему Ухань, требуется всего 16 дней, чтобы пересечь территорию России и добраться до немецкого Дуйсбурга. Чтобы доставить груз из Азии на север Европы по морю, требуется в два раза больше времени.
Железнодорожные перевозки из Китая в Европу могут осуществляться по нескольким маршрутам. Объемы транзитных перевозок по северному коридору существенно выросли после 2016 года и в 2021 году достигли 692 500 контейнеров 20-футового эквивалента (TEU). Но после того, как Россия начала свою специальную военную операцию на Украине, этот показатель резко упал, и с января по апрель 2022 года объем транзитных перевозок составил 187 тысяч TEU.
Альтернативные коридоры, пролегающие посередине континента и на юге, имеют ограничения по пропускной способности, недостаточно развиты и не в состоянии компенсировать снижение объемов поставок по северному маршруту. Как сказал один чиновник Евросоюза, это может стать проблемой в среднесрочной или долгосрочной перспективе, но не сейчас, потому что большинство важнейших грузов не попадает под действие санкций.
Тот факт, что противники могут контролировать важные звенья в цепочках поставок, не является чем-то новым, как сказал аналитик Европейского совета по международным отношениям, занимающийся вопросами военной торговли, Рафаэль Лосс (Rafael Loss). Япония использовала американский металлолом для поддержания своего флота во время Второй мировой войны. В период холодной войны поставки металла из Советского Союза помогали пополнять западные арсеналы, нацеленные на Москву.
"По сравнению с эпохой холодной войны изменилось то, что теперь экономические инструменты принуждения стали играть гораздо более важную роль в управлении соперничеством, – сказал Лосс. – Не всегда понятно, каков их ожидаемый эффект, однако они однозначно обладают способностью нарушать цепочки поставок".
Хотя объем товаров, перевозимых по железной дороге, представляет собой лишь крохотную частью общего объема товарооборота между Евросоюзом и Китаем, Россия вполне может увеличить стоимость транзита и создать дополнительные проблемы европейским импортерам, если Москва решит преградить путь тем 15 железнодорожным вагонам, которые ежедневно проходят по этому транзитному маршруту.
Потеря доступа к китайским вольфрамовым рудникам, на долю которых приходится более 83% мирового производства, может сделать западную экономику особенно уязвимой.
Вольфрам играет решающую роль в производстве целого ряда продуктов, от аккумуляторов до магнитов и микрочипов. Китай и Россия вместе контролируют почти две трети установленных запасов вольфрама, и сейчас спрос на этот металл определяется "расходами на оборону, подпитываемыми конфликтом между Украиной и Россией", как отметили представители компании Tungsten West, которая пытается начать разработку нового рудника на юго-западе Англии.
"Соперничество за ресурсы станет еще более интенсивным", – подытожил Лосс.
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: