Турецкая партия «Родина» агитирует соотечественников за выход страны из НАТО. Антиамериканские силы в рамках кампании призывают сограждан подписывать петиции, собираться на митингах против членства Анкары в Альянсе. Прислушается ли к гласу народному президент Реджеп Тайип Эрдоган, и что рискует потерять вне Блока, рассудил международник Мурад Садыгзаде.
«Выйдем из НАТО» — такие лозунги тиражирует лидер партии «Родина» Догу Перинчек. Активисты не первый год борются с североатлантической гидрой, призывая изгнать вражеские военные базы с территории Турции, отозвать запрос на закупку американских истребителей F-16 и наконец-то разорвать сделку с заокеанским шайтаном.
Президент Российской ближневосточной ассоциации, эксперт РСМД, приглашенный преподаватель НИУ ВШЭ Мурад Садыгзаде в интервью «ПолитЭксперту» признался, что на его памяти подобные призывы раздаются в Турции по несколько раз в год. Однако от слова «халва» слаще не станет.
«Я бы не сказал, что турецкая националистическая партия «Родина» достаточно влиятельная сила. Это политическое движение, которому симпатизирует определенная часть турецкого населения, но она находится в меньшинстве. Они очень хорошо относятся к России и поддерживают наш союз. Но, скорее всего, к ее призывам Эрдоган и правящая партия не прислушаются», — заключил эксперт.
Зачем надо НАТО
Собеседник издания убежден, что на данный момент ситуация с выходом Турции из НАТО не представляется реалистичной. Политика Эрдогана последние двадцать лет строится на попытке балансировать в геополитическом пространстве ради защиты национальных интересов. А разрыв с Альянсом лишил бы турецкого лидера серьезной фигуры для игры на геополитической шахматной доске.
«Если первые десять лет были достаточно сложными с точки зрения обеспечения суверенитета и ведения независимой внешней политики, то сейчас Эрдогану удалось укрепить свои позиции и настолько сильно диверсифицировать свои внешние связи не только экономические, но и политические, что получается вести достаточно суверенную политику, которой многие страны завидуют», — продолжил международник.
Турецкому лидеру даже удалось приручить НАТО. Эрдоган ловко манипулирует Альянсом, решая самые запутанные партии в свою пользу. Несмотря на все разногласия с членами Североатлантического блока, Анкара по-прежнему сохраняет свое членство ради получения от НАТО военных технологий и возможностей для своего ВПК. К тому же, заокеанский друг в беде не бросит. А если и спросит лишнего, и даже наложит санкции, как после покупки систем С-400 у России, то в любой момент может их отменить, когда Эрдоган нажмет на болевые точки Запада. Одним словом, шах и мат.
«Турция пытается выбить максимум из этой ситуации. С одной стороны, она вызывает определенное доверие у России, с которой сейчас очень тесно сотрудничает, с другой, все равно балансирует с США», — отметил эксперт.
Выхода нет
Сейчас, когда Соединенные Штаты пытаются шантажировать Турцию поставками истребителей F-16 взамен на визы для вступления Швеции и Финляндии в НАТО, Анкара вновь выходит победительницей. Садыгзаде полагает, что Вашингтон от греха подальше в итоге передаст обещанные самолеты, ведь давление на строптивого Эрдогана выйдет боком для самих США.
Турецкий президент и сам — мастер политических игр. В 2016 году он обернул себе во благо ситуацию с ближневосточными беженцами, получив максимум дивидендов от Евросоюза. Сейчас, уверен эксперт, Эрдоган использует ситуацию с Финляндией и Швецией как главный козырь в работе со своим электоратом перед выборами, а после, вполне возможно, получит какие-то уступки со стороны скандинавов и наконец-то даст им возможность получить заветный билет в НАТО, сохранив при этом и свое членство.
«Не думаю, что Турция может выйти из НАТО. Это, скорее, политический инструмент для игры на внутреннюю националистическую аудиторию, чтобы показать: мы достаточно сильные, крепкие, можем вести суверенную политику в отличие от той же самой Греции и других антагонистов, но в то же время говорить другой прозападной части населения: мы входим в альянс как вторая по мощности армия, с нашим мнением считаются», — подытожил Садыгзаде.
Турция, как и Венгрия, не ратифицирует заявки Швеции и Финляндии на вступление в Североатлантический альянс, и это вызывает опасения у Вашингтона, напомнил ранее Bloomberg. Промедление с включением двух стран в
Читайте нас: