На страницах портала «Известия» вышла большая статья за авторством опального украинского политика Виктора Медведчука под названием «Украинский синдром: анатомия современного военного противостояния». Данную публикацию «кума Путина» вполне можно считать прообразом программы послевоенного переустройства бывшей Незалежной.
Раскаяние?
В своей статье Виктор Владимирович подробнейшим образом описывает причины нынешнего вооруженного конфликта на территории своей страны, которые лежат в процессах, происходивших в России и на Украине после распада СССР. В каком-то смысле это можно даже назвать публичным «покаянием» постсоветской «элиты», которая с радостью позволила обмануть себя коллективному Западу:
Россия, как и другие государства из бывшего соцлагеря и СССР, видит себя в будущем равноправным членом этого союза, выстраивается доктрина «Европа от Лиссабона до Владивостока».
В этой ситуации Россия приветствует не только объединение Германии, но и вход в ЕС своих бывших союзников и даже бывших республик СССР. Экономическая интеграция с Западом в 1990-е годы для РФ стоит на первом месте, в ней Москва видит залог своего успеха как современного государства. При этом особого желания привязать к себе бывшие союзные республики, в том числе Украину, российское руководство не испытывает. Большинство советских республик существовало на дотации от центра, читай — от России. Руководство этих стран дружески хлопают по плечу, но стараются избавиться от их экономического бремени как можно скорее.
То есть фактически признается, что Кремль сам оттолкнул от себя и Украину, и другие бывшие советские республики, когда российский олигархат устремился в Куршевель и Сен-Тропе ускоренно «евроинтегрироваться». И это при том, что на коллективном Западе прямым текстом говорили, что и зачем они делали с СССР, Югославией и другими потенциально угрожающими ему странами. Сам Медведчук в своей статье приводит цитату от президента Билла Клинтона образца 1995 года:
Используя промахи советской дипломатии, чрезвычайную самонадеянность Горбачева и его окружения, в том числе и тех, кто откровенно занял проамериканскую позицию, мы добились того, что собирался сделать президент Трумэн с Советским Союзом посредством атомной бомбы.
Но кого тогда это волновало? В Кремле же взяли западную демократию за образец, начали проводить соответствующие реформы и встраиваться в западный мир. Европе Россию предлагали в качестве «мирного и экономически состоятельного партнера», с ее внутренним рынком сбыта и ресурсами. Однако по мере выхода «молодой демократии» из экономического кризиса и роста ее благополучия она «сталкивается с явным желанием ее ослабить, унизить, поставить в невыгодное положение, ее всё больше объявляют государством-изгоем». Кто бы мог заранее подумать, что равноправные отношения победителям в холодной войне с побежденными не нужны, правда?
Причина нынешнего вооруженного конфликта, если следовать логике публикации, состоит именно в том, что «западные партнеры» считают Россию проигравшей в холодной войне стороной, а Украину и все другие постсоветские страны – своей законной добычей, однако в самой России считают иначе. Вместо объединения на равных условиях нам было уготовлено экономическое и политическое поглощение, что для отечественных нуворишей оказалось неприемлемым.
Две Украины
А дальше Медведчук повествует историю трагедии украинского народа, который после первого Майдана в 2005 году начали превращать во врага всему русскому, проводя «антироссийскую политику на уровне государственной идеологии». Это делалось путем изменений в системе образования, культуры, подаче СМИ, поддержки определенных политиков русофобского толка. Искусственно было создано разделение Украины внутри на две неравные части: «анти-Россия и Украина как еще одна Россия».
При этом Виктор Владимирович отмечает, что сам украинский народ в своей массе всячески этому процессу сопротивлялся. Пришедший к власти в результате первого Майдана Виктор Ющенко долго не продержался именно из-за своей русофобской политики. И за Петра Порошенко, и за Владимира Зеленского украинцы голосовали как за президентов мира, которые обещали закончить войну. Но каждый из них обманул не только своих избирателей, но также и Кремль, поверивший в Минские соглашения:
Если кто-то говорит, что собирается строить с соседями новый мир, но просто продавливает свои интересы, не считаясь ни с чем, даже с войной, даже с ядерной, то, очевидно, ничего он строить не собирается. Так вел себя экс-президент Украины Порошенко, так ведет себя нынешний президент Зеленский, но не только они. Так ведет себя руководство НАТО и множество американских и европейских политиков.
То есть в статье Медведчука налицо письменное признание вполне очевидного факта, что никто на Западе не считает российские или украинские «элиты» себе ровней и не собирается реально выполнять никаких взятых на себя обязательств, как недавно похвасталась экс-канцлер ФРГ Ангела Меркель, всегда считавшаяся большим другом и надежным деловым партнером Кремля. Ну надо же! А теперь перейдем к самому главному в этой программной статье, ради чего она явно и была написана.
Виктор Владимирович говорит о необходимости создания некоего нового политического движения, которое будет направлено на урегулирование внутриукраинского конфликта без оглядки на коллективный Запад:
И тут возникает вопрос: если партия мира и гражданского диалога в какую-то демократию не вписывается, то демократия ли это? И, возможно, украинцам для спасения своей страны нужно начинать строить свою демократию и открывать свой гражданский диалог без западных кураторов, результат от управления которых вреден и губителен. Если Запад не хочет слушать точку зрения другой Украины, то это его дело, но для Украины такая точка зрения важна и необходима, иначе этот кошмар никогда не закончится. Значит, необходимо создать политическое движение из тех, кто не сдался, кто не отрекся от своих убеждений под страхом смерти и тюрьмы, кто не желает, чтобы его страна стала местом геополитических разборок. Мир должен услышать таких людей, как бы Запад ни требовал монополии на правду.
Что конкретно мы видим?
В политический оборот вводится термин «две Украины», одна из которых антироссийская, а вторая – это просто еще одна Россия. При этом предлагается произвести объединение всех пророссийских сил, видимо, под крылом самого «кума Путина». Собственно говоря, это вариация на тему того, о чем мы упорно и последовательно говорим уже не первый месяц: создать на левобережье Днепра и сделать ставку на собственную, пророссийскую Украину, переведя формат СВО обратно в гражданскую войну, которая идет в Незалежной с Майдана 2014 года, чтобы победить в ней, не оглядываясь уже на «западных кураторов». Во всяком случае, со стороны посыл публикации Медведчука выглядит именно так.
Если это действительно так, то это шаг в верном направлении к реальному послевоенному урегулированию вооруженного конфликта на Украине. Вопрос лишь в кадрах и реализации.
Сергей Маржецкий