Говорят, чудес на свете больше не бывает. Говорят, сказки закончились. Говорят, что в церквях нынче барыжат и некому выгнать торговцев из храмов.
Тем дороже стоят — вот такой неизбывный и порочный круг! — истории и чувства, которые создают ощущение причастности и вовлечённости во что-то высшее, священное, абсолютное, вечное.
И тем внимательней нужно быть, чтобы не оказаться покупателем очередного фальсификата. Потому что фальсификат спиртного может лишить физического зрения, а фальсификат священного может лишить зрения мысль, мораль, дух вообще.
А фальсификата много. Более того, стоит исходить из страшного, конспирологического, кошмарного, антиутопического предположения, что ничего, кроме фальсификата, на этом рынке не осталось. Хотя бы чтобы покупатели не получили даже минимального шанса понять, что они потребляют фальсификат. И хотя бы чтобы, заставив покупателя ошибиться хоть всего лишь один раз и впарив ему фальсификат, отобрать у него зрение навсегда.
А может, и нет никакого фальсификата, и все спортсмены чисты, все актёры искренни, все певцы виртуозны? Может, на самом деле Голобородько хотел самого лучшего для своей страны и мы зря подозреваем его в смычке с одним из ведущих олигархов своей страны?
Хотя, конечно, такая внимательность и такая подозрительность крайне утомительны, трудозатратны и
Вот одну такую сказку в эти рождественско-крещенские дни и хотелось бы прожить ещё раз. Совсем не так, как её прожили несколько недель тому скачущие и подпрыгивающие толпы, но прожить.
Между Гарри Поттером и Иисусом Христом
Сюжет-то сказки очень прост. И состоит из очень знакомых ингредиентов. Технологично порубленных в сертифицированном блендере, смешанных в лучшем миксере, политых соусом из трёхзвёздочного ресторана.
Сирота — как минимум в том смысле, что родившее его общество отказалось от него из-за физического уродства. Не Карлик Нос, не Маленький Мук, но что-то вроде.
Маг — как минимум в том смысле, что он умеет (?) то, чего не умеют другие. Ну или в это верит целая секта, а какая разница в таком случае, умеет он или так вокруг считают? Не Гарри Поттер, но что-то типа.
Долгожданный и многократно пророчествованный, в том смысле, что «его величие» и «царствие его» было предречено, спрогнозировано, пообещано колоссальным количеством медиа, профессиональных «экспертов», радующимися бездумными и безумными толпами, ораторами и крикунами на форумах и разных каналах.
Всю свою жизнь влюблённый лишь в одну самую лучшую девушку в этом мире. «После стольких лет? — Всегда!». Девушку, которая при этом с самых младых ногтей возле него, едва ли не из одного двора. Девушку, которая станет любящей женой и матерью, конечно же, без малейших пятен на этом солнце. Ибо должна быть вне подозрений.
Ему (нет, не так: Ему!) противостоит обязательно раздражающий павлин, самовлюблённый негодяй, немыслимый эгоист с прилизанными волосами. Который превосходит его по благородству происхождения, по старшинству, по росту, по физическим данным, но уступает и по «близости к людям», и по «благородству души», и по «чистоте окружения», что никаких сомнений не должно остаться. Этот соперник не Драко Малфой, конечно же, но что-то около того.
Всю жизнь Он идёт к своей главной Миссии. Потому что Он — Мессия своего народа. Раз за разом он проходит (с блеском, конечно же, ну а как же иначе?) испытания в многосерийной эпопее своих странствий. С каждым испытанием всё большее количество людей уверяются, что это Мессия. Если сначала в Мессию верит только какой-нибудь наиболее проницательный его учитель (вроде Альбуса Брайана Дамблдора или Морфеуса), то с каждым Свершением круг истинно верующих всё растёт и растёт.
В этих испытаниях один за другом сходят с дистанции, гибнут, ломаются, отступают друзья, союзники, партнёры. Он один никогда не ломается, потому что гибель или травма может произойти с кем угодно, только не с ним. Он один никогда не отступает, потому что сама Судьба его хранит, и горе тому, кто попытается его остановить — по правилам или за пределами правил.
Наконец, в кульминации сюжета он оказывается в самом эпицентре схватки с верховным злом. Тем самым злом, которое многократно будет подчеркнуто как зло. Оно будет Тёмным, оно будет Чёрным, оно будет Могучим, Быстрым и Постоянно Возрождающимся, но оно обязательно будет повержено. Иначе зачем вся сказка-то?
Сказку тоже можно забодяжить по лучшим рецептам
Узнаваемый сюжет, правда? Давайте начнём его складывать.
Итак, жил-был добрый улыбчивый мальчик. Длинные тёмные вьющиеся волосы, маленький рост, лёгкий налёт аутизма, типичная семья из работяжного региона, корни из какого-нибудь романтично угнетённого этноса, который долго борется за свою независимость.
О, кстати, можно в тринадцать лет этого мальчика заставить вернуться на «историческую родину предков»! Это же сюжетная находка!
Почему? Ну, например, потому, что на родине его не оценили, не захотели тратиться на какую-нибудь, допустим, генетическую болезнь и её лечение, вот мальчик и отправился в Европу. Мы же ведь знаем, что европейские скопидомы и скареды только и ждут, на кого бы излить золотым дождём свои благодеяния в виде дорогущего курса лечения, ведь правда?
Дальше развитие сюжета совершенно понятно. Мальчик становится курицей, которая несёт золотые яйца, Его боятся даже пальцем тронуть — ну куда же трогать-то столь явно назначаемого главным принцем целой индустрии развлечений. Другие получают травмы, удары, подножки, но Ему всё сходит с рук.
Недоброжелатели и завистники составляют целые списки, как Арья Старк, например, списки тех судей, которые так или иначе помогают Золотому Мальчику. Но с высоты десятков и сотен миллионов долларов, которые он ещё и приращивает колоссальными налоговыми мошенничествами своего отца, на эти злопыхательства можно и не обращать внимания. Тем более грязь прилипнет к отцу, но никак не к Золотому Мальчику — он ведь почти аутист, почти святой, мы ведь помним, правда?
У Золотого Мальчика должен быть и соперник. Сильный, чтобы победы и достижения Золотого Мальчика выглядели убедительнее. Классический атлет, чтобы победы и достижения Золотого Мальчика выглядели ещё более мистично и божественно. Плоть от плоти современного общества потребления и гламура, чтобы подчёркнутые «простота от народа» и «с-соседнего-дворянство» были ещё более заметны.
Но Золотому Мальчику не хватает буквально нескольких мелочей. И наступает едва ли не последний шанс его жизни. И вот сначала чемпион Европы в совершенно разложенном и деморализованном состоянии кладётся под Золотого Мальчика в специально организованном под этот пиар мини-турнире с пафосным названием и могучим суффиксом. Ну, допустим, турнир называется «Фортиссимо». А затем и на Самом Главном Турнире начинаются чудеса. В каждом следующем матче Золотого Мальчика подводят к очередному связанному врагу и требуют: нанеси этот самый главный удар. И Золотой Мальчик не отказывает себе в этом удовольствии.
А в конце, конечно же, повергнут наземь самый страшный враг. Могучий Иван Драго, который совсем недавно побеждал в таком же Самом Главном Турнире.
И ликует нация. Ликует страна. Ликует многомиллионный народ, соскучившийся за четверть века по триумфам в своём Самом Главном Развлечении.
Эти слёзы не фонтан, этот дым не коромыслом
А вот тут время прервать сказку скучным голосом взрослого человека и задуматься. Не слишком ли переслащены эти слёзы? Не слишком ли гламурно-розов дым над курией, провозгласившей новое божество? Не добавлены ли в дрова этого огня какие-то специфичные примеси?
Давайте сразу оговоримся. Да, дальше будет конспирология (или как там сейчас это модно обозначать?). Просто безответственные упражнения в предположениях. Просто вечные подозрения и старческое бурчащее желание испортить другим праздник. Предупреждение прозвучало. Praemonitus — praemunitus.
Итак, с чего вообще звучат какие-то подозрения? Можно привести десятки аргументов, давайте хотя бы о главных из них.
Мы имеем дело, как уже догадались самые проницательные из читателей, с одной из главных медиаиндустрий современного мира. Со сферой экономики, где вращаются десятки и сотни миллионов долларов вокруг только одного человека и ещё миллиарды — вокруг других людей. С областью жизни, которая тотально находится под контролем и влиянием Спектакля западной цивилизации. С такой деятельностью, где закулисное значит много больше, чем происходящее на подмостках — от назначения арбитров до расписания трансляций, от пиара в масс-медиа до внимания крупных корпораций и их рекламных отделов, от медицинских команд до допинговых подозрений.
Это лишь с одной стороны.
А с другой… А с другой всё ещё интереснее. Судите сами. Имеется одна из двух крупнейших стран на исторически «заднем дворе» одного из мощнейших государств современного мира. А у страны этой в жизни за последние полтора века было всё — и резкие «левые повороты», и приходы к власти фашистских хунт, и массовые репрессии, и многотысячные манифестации, и бесчеловечные «эскадроны смерти», и взлёты экономики, и многомиллиардные дефолты, и возвращения в первые ряды мировых стран и экономик.
И вот этот «задний двор» начинает иметь своё мнение, прямо как в известном монологе Михаила Жванецкого. В гремучей смеси с экономической экспансией одного претендента и военными возможностями другого претендента вырисовывается на этом самом «заднем дворе» совсем нерадостная картина для традиционного его властителя.
А ещё у этого «заднего двора» вечный потенциал покраснения. «Розовые приливы» происходят на нём раз за разом. Все попытки выкорчевать «красные всходы» и раздавить «гроздья гнева» у гегемона раз за разом проваливаются.
А уж данная-то страна так и вообще очень нехорошо смотрится с Холма и из Дома гегемона. Потому что в ней главным кумиром (да-да, автором того самого триумфа четвертьвековой давности) является человек с фантастической харизмой и, как назло для гегемона, красными политическими взглядами. И с авторитетом этого человека — подлеца этакого, ручкавшегося с Фиделем Кастро и преклонявшегося перед Эрнесто Геварой де ла Серна, — нужно что-то делать, иначе вновь и вновь к власти будут приходить «левые». И чем дальше, тем более убедительно, несмотря на все лживые и похабно сварганенные «коррупционные дела».
А страна, как назло, на все ордена, навешанные на маленького европейского бульдожку, обращает внимание крайне мало. Стране этой, знаете ли, европейские орденки глубоко равнодушны. А вот то, что Золотой Мальчик для своей собственной страны сделал не так уж и много, этого родная страна никак не могла не заметить.
А вот это уже похоже на политтехнологическую задачу, не находите?
Ох уж эти сказочки! Ох уж эти сказочники!
И вот сказка на наших глазах превращается в рекламный ролик. Который долго и старательно обкатывали на фокус-интервью с разными таргет-группами, взвешивали на высоколобых мозговых штурмах профессионалы с многолетним стажем, подписывали к финансированию в тишине скучных кабинетов.
Потому что сюжет-то выглядит совсем иначе под этим углом. И счастливая радость одного из крупных российских вельмож за «победу нашего союзника» в этом свете оказывается достаточно недальновидной. Да и вообще странно радоваться за то, что твоего потенциального союзника твой реальный враг похвалил, похлопал по плечу и вручил очередную Золотую Ветвь (каковых у оного врага сколько угодно, чай, не баррели нефти и не двигатели для космических кораблей).
Потому что сюжет-то выглядит очень тревожно в этом смысле:
Золотой Мальчик, полностью индоктринированный и «прошитый» европейской жизнью, «европейской сказкой» и «праздником, который всегда с тобой» (где он нынче и обитает, собственно), а равно и своей беспечной запредельно богатой жизнью мультимиллионера;
Золотой Мальчик, потерявший какие-либо связи, контакты и соприкосновения со своей многострадальной страной, которая десятилетиями барахталась в колониальной зависимости, в том числе от той «европейской сказки», где уже четверть века шикует Золотой Мальчик;
Золотой Мальчик, так технично противопоставляемый своему великому предшественнику и явно нацеливаемый на то, чтобы затмить его во всём его неудобном величии; так явно проведенный по всем маркерам своего великого предшественника — от сюжета финала, который качнулся между лёгкой победой, внезапным возрождением Страшного Врага и финальным ударом Золотого Мальчика, до Великих Свершений в виде статистических данных, в виде водопада более или менее бессодержательных наград (можно много писать о том,
Золотой Мальчик, так чётко «заточенный» и под традиционные семейные ценности своей многострадальной родины, и под ту самую технологию парня «с-соседним-дворянством»;
Золотой Мальчик, так однозначно (маркетологи говорят в таких случаях об «идеальном таргетировании») противопоставленный и олигархически-буржуазному образу жизни своего Главного Оппонента, и «расово инклюзивному» Оппоненту-По-Последней-Битве… А теперь вспоминаем так обрадовавшую многих шутку о том, что «мы сборная своей страны, а не фильм Диснея», и задумываемся: не обратили ли адепты Мирового Зла силу сопротивления в точку уязвимости, не решили ли они использовать традиционализм, отторжение «толерантности» и «расовой инклюзивности» в политическую технологию;
Золотой Мальчик, которому маркетологи и медийщики обеспечили самую длительную из возможных артподготовку его Главного Великого Подвига — можете сами подсчитать, сколько было «предчувствующих статей», «прозрений и пророчеств про будущую великую победу», «обещаний наступления вселенской справедливости», сентиментальных охов «если этого не произойдёт, это будет мировая катастрофа»;
наконец, Золотой Мальчик, которого всеми возможными медийными, интернетными, соцсетевыми, экспертными средствами выпячивали, задвигая на задний план всех остальных (вплоть до идиотских в крикливости заголовков после Главной Битвы вроде «Коронован!»)…
Да ведь это идеальный инструмент дальнейшего вторжения в страну, неужели это непонятно? Ведь не может «борец с тоталитарной толерантностью» так ретиво и проворно продвигаться всей сворой западных медиа, не может «гениальный одиночка», да ещё и так явственно отстраняющийся от «современной повесточки», так ревностно и радетельно обихаживаться всей индустрией западного мира!
Эта сказочка и даром не нужна нам! Но что мне делать с этим капитаном?..
И можно это воспринимать как конспирологию. И нужно это воспринимать как конспирологию.
И как излишнюю подозрительность нужно воспринимать непонимание, а зачем это понадобилось
И избыточной фантазией можно считать зелёную дорожку, которая была проложена до самой Главной Битвы.
И непониманием «новой искренности» можно называть утверждение, что «парень-с-соседнего-двора» — это такая же технология, как Гламур, только ещё более действенная и убойная; что
А между тем
А между тем всемирный капитализм может превратить в технологию всё что угодно. Самые возвышенные и яркие чувства (вот почему нужна
И вот уже ни у кого не возникает вопросов, как это в современном спорте, где нельзя витамин С съесть, чтобы не оказаться допингистом, внезапно годами некто может горстями поглощать химию, которая влияет на рост, — и ни одной претензии и проблемы. Никто не спрашивает, как это в современном мире с его гипернагрузками, в контактном виде спорта с высочайшей конкурентностью хиляк с явной склонностью к лишнему весу, отсутствием жесточайшего режима и мощной физической подготовки не получает ни единой серьёзной травмы за два десятка лет. Никто не спрашивает, как это из «клуба-семьи» этот «рыцарь без страха и упрёка» без малейшего контраста и сомнения сбежал в самый шейхо-денежный клуб. Никто не спрашивает, как это: продаются миллиарды футболок, а «он — только о высоком спорте». Никто не спрашивает, как это: нет спичрайтеров, пиарщиков, рекламистов, медиапланировщиков — и при этом миллионы материалов.
Сказка ложь? Да?
А теперь, собственно, зачем вся эта конспирология была нужна.
Если через какое-то время не появится местный Зеленский в одной стране на «заднем дворе США», значит мы зря всё это думали и сопоставляли. Хотя зря думать никогда не бывает вообще-то.
Если пошедший в рост «культ личности» в виде переименований улиц,
Если могучая медиаиндустрия профессионального спорта, которая уже не раз становилась инструментом вторжения в политические порядки местных стран, на этот раз никак не проявит себя; если многострадальная родина Золотого Мальчика продолжит спокойный и беспрепятственный дрейф в сторону БРИКС; если этот долларовый мультимиллионер не станет в своей родной не такой уж богатой стране крупной политической и «общественно-активистской фигурой», которая в конце концов снова положит обнищавшую и рухнувшую страну под глобального гегемона, значит мы сейчас с вами приближаемся к концу текста, представляющего собой практическое упражнение чистого разума в альтернативистике.
Но даже если и так — бдительность никогда не бывает лишней. И задуматься не только о том, «за чей счёт праздник», но и «ты чьих будешь, мальчик?». Не только о том, «кто выиграет сегодня?», но и о том, «кто выиграет оттого, что кто-то сегодня выиграет?»
В конце концов о том, что в современном мире всё превратилось в оружие. Не только нефть, газ, зима, зерно, но и Голливуд, Гугл, ФИФА, допинг, Золотая каннская ветвь, «Википедия» и даже парень с соседнего двора. И виновна в этом
Вот почему не стоит ни верить в избыточно слащавые рождественские сказочки, ни надеяться на приход «доброго парня с соседнего двора, который тебе поможет», ни влюбляться во «внезапных героев». Вера, Надежда и Любовь не любят, когда их растрачивают безумно — без той самой Мудрости, которая является их матерью.
Болейте здраво. Помните, что в современном мире «великим» делают не реальные дела и достижения, а хороший пиар и качественный маркетинг. И не сотворяйте себе кумиров.
Андреас-Алекс Кальтенберг,
Читайте нас: