В случае появления на коронации Карла III его супруги в головном уборе, который будет украшен индийским бриллиантом, процедура закончится дипломатическим скандалом, прогнозирует The Economist. При этом 2023 год станет поворотным в вопросе возвращения Великобританией предметов культуры, изъятых в других странах в ходе ее колониальных завоеваний.
Что нас ждет в ближайшие 12 месяцев?
К концу года многие успели устать от экономических проблем, конфликта на Украине и новой волны коронавируса в Китае. Но что принесет нам новый 2023 год? Индия вот-вот сместит Китай с первого места среди самых густонаселенных стран мира, американский наркоконтроль собирается одобрить галлюциноген для лечения ПТСР, в Великобритании грядет коронация Карла III, а The Economist хочет упомянуть о некоторых менее заметных, но также немаловажных моментах. Каждому из них вполне под силу изменить мир.
2023 – это год, который многие ждут с волнением. И хотя большей части мира придется продолжить затягивать пояса, наступающий год может бросить вызов уже сложившимся стереотипным взглядам. Здесь и старинные сокровища, и старые новые модные веяния, и психоделические откровения, и судьба первого места в списке наиболее густонаселенных стран.
6 мая 2023 года Чарльз IIIофициально станет королем Соединенного Королевства. И хотя все взгляды будут прикованы к нему, немалый интерес представляет также его жена Камилла, в частности выбранный ею головной убор.
Фьяметта Рокко, старший редактор отдела культуры журнала The Economist: Говорят, сам Чарльз хочет, чтобы Камилла надела корону, которой короновали его бабушку в 1937 году.
Ее украшает привезенный из Индии в 1849-м году бриллиант "Кохинур".
Фьяметта Рокко: Он предназначался в качестве подарка королеве Виктории, но так ли это на самом деле? Один эксперт выразил мнение, что, если Камилла наденет именно эту корону, то нанесет Индии непоправимый дипломатический ущерб.
В 2023 году колониальное прошлое короны подольет масла в огонь и без того масштабных дискуссий о возвращении на родину артефактов, изъятых у других стран.
Фьяметта Рокко: Движение, выступающее в поддержку этой идеи, набирает силу. Люди имеют право любоваться искусством своих стран на территории своих же стран.
Группа музеев и галерей, принадлежащих городу Глазго, первым вернет артефакты Индии.
Патриция Аллан, смотритель музеев Глазго: Все семь экспонатов вернутся в Нью-Дели, где есть музей, посвященный исключительно демонстрации конфискованных и возвращенных артефактов.
Дункан Дорнан, руководитель Объединения музеев и коллекций фонда Glasgow Life: Мы стремимся развивать прочные современные партнерские отношения по всему миру. Вряд ли это возможно, если мы продолжим хранить у себя экспонаты, которые не имеют к нам никакого юридического и морального отношения. Так что прежде всего нужно начать исправлять ошибки прошлого.
Индийские артефакты не единственные отправятся на родину. Музеи Глазго также готовят к отправке бенинские бронзовые изделия в рамках программы "репатриации" на территорию нынешней Нигерии.
Патриция Аллан: Национальная комиссия по музеям и памятникам Нигерии хочет построить специальный объект для размещения всех вернувшихся домой бронзовых изделий.
Тысячи таких предметов были вывезены из Бенин-Сити во время вторжения туда британских войск в 1897 году.
Эноти Огбебор – художники участник программы возвращения артефактов на территорию Нигерии.
Эноти Огбебор, художник и активист: В совокупности они составляют энциклопедию нашей истории и культуры. Заперев их по музеям всего мира, кроме Африки, мы создали вакуум. В результате народ утратил доступ к тем истинам, которые наши предки закодировали в предметах искусства.
Другие коллекции Великобритании и мира также согласились вернуть бронзовые изделия туда, откуда их забрали. Но сама идея до сих пор вызывает множество споров.
Дункан Дорнан: Увидеть эти предметы и окунуться в искусство может каждый, так зачем их куда-то возвращать? Однако если признать тот факт, что важнейшим здесь является их культурное и духовное значение, то именно этот шаг представляется очевидным и единственно верным.
В музеях по всему миру выставлены предметы, которые страны их происхождения очень хотели бы вернуть. Одними из наиболее печально известных в этом плане являются мраморные скульптуры Парфенона, значительная часть которых на протяжении двух столетий была частью экспозиции британского музея. Одна греческая газета сообщила, что музей ведет переговоры об их возможном возвращении, но это сопряжено со многими юридическими трудностями, из-за которых решение об их судьбе может носить политический характер. Нам остается только гадать, что ждет статуи Парфенона, индийский бриллиант "Кохинур" и остальные артефакты.
Патриция Аллан: 2023 год станет поворотным в этом плане. Ожидаются подвижки по запросам из Египта, Эфиопии, Ганы, с островов Тихого океана и острова Пасхи, из Латинской Америки. Все только начинается, поверьте.
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: