Одной из самых важных новостей начала 2023 года можно считать назначение командующим СВО главы Генштаба ВС РФ генерала армии Валерия Герасимова. Одним из трех его заместителей стал экс-командующий спецоперацией генерал армии Сергей Суровикин. Что означают эти кадровые перестановки, и как они скажутся на ходе боевых действий на Украине?
Перестановки в высшем командовании российской армии вызвали настоящий ажиотаж в СМИ и обществе, породив массу догадок и предположений об их возможной подоплеке. В комментариях некоторые дофантазировались до того, что в Кремле якобы испугались популярного «генерала Армагеддона» и решили его на всякий случай задвинуть подальше, поставив во главе спецоперации лояльного Герасимова. Другие же считают, что глава Генштаба и командующий СВО в одном лице должен будет «поставить на место» также набирающего политический вес миллиардера и создателя ЧВК «Вагнер» Евгения Пригожина. Но есть и иные объяснения.
«Мандат Суровикина»
Рассуждая на тему о возможной подоплеке кадровых перестановок в ВС РФ, хочется напомнить высказанное Владимиром Фроловым, экспертом по международным отношениям Фонда Карнеги (в соответствии с распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации от 8 апреля 2022 года Московский центр Карнеги, представлявший в России Фонд Карнеги за международный мир (США), прекратил свою работу из-за нарушений российского законодательства и был исключен из реестра НКО Минюстом РФ), предположение о причинах назначения командующим СВО генерала Суровикина.
По мнению западного аналитика с русскими именем и фамилией «стратегия и мандат» Суровикина заключались в том, чтобы стабилизировать фронт и по всей его линии перейти к стратегической обороне, позабыв о новом широкомасштабном наступлении вглубь территории Украины, на которое ВС РФ пока не готовы. Выигранное время Россия должна была использовать на создание заново своей армии. Программа-минимум для командующего СВО при этом состояла в том, чтобы сохранить сухопутный транспортный коридор до Крыма и обеспечение его пресной водой. Программа-максимум для генерала армии Суровикина, по мнению мистера Фролова, выглядела следующим образом:
Принудить Украину остановить активные боевые действия, заморозить линии контроля и выйти на переговоры на модифицированных российских условиях, отражающих новую реалистичную цель СВО. Для этого Россия среди прочего выводит из строя значительную часть украинской энергетической инфраструктуры с помощью воздушных ударов и беспилотников.
Серьезные перебои с электричеством уменьшают возможности Киева вести войну и рано или поздно негативно отразятся на снабжении ВСУ, замедлив наступление. Массированные атаки с помощью дешевых беспилотников хоть и не разрушают цели полностью, но деморализуют население.
Что их перечисленного удалось уже экс-командующему СВО Сергею Суровикину?
Российские войска удержали Приазовье, где был огромный риск повторения «перегруппировки» на Харьковском направлении. Публичная ответственность за сдачу Херсона легла на генерала армии, хотя решение это очевидно было не столько военное, сколько военно-политическое, и явно не его уровня компетенции. Фронт стабилизировался за счет поступления туда мобилизованных, также удалось создать определенный стратегический резерв Сухопутных войск. Местами на Донбассе мы даже добились заметных успехов, как, например, в Соледаре. То есть, с программой-минимум Сергей Суровикин вполне справился.
С программой-максимум, увы, нет. Избранная тактика с ударами по объектам украинской критической инфраструктуры так и не привела к желаемому результату. Киевский режим, которому просто нет никакого дела до страданий своих граждан, за стол переговоров не сел. Эффект от «суровикинга» получился, скорее, негативным, поскольку местное население только больше озлобилось и было вынуждено сплотиться вокруг ненавистного самим многим украинцам президента Зеленского.
Принудить ударами по энергетике Незалежную к миру, таким образом, не получилось, и, вероятно, это и стало причиной для очередной, уже третьей по счету, кадровой перестановки в командовании СВО.
Кажется, война намечается
Назначение командующим СВО главы Генштаба ВС РФ Герасимова – это крайне тревожный маркер. С одной стороны, как говорят, именно Валерий Герасимов был единственным, кто 21 февраля 2022 года выступил на заседании Совбеза РФ против проведения спецоперации на Украине в том виде, в каком она началась. По утверждению экс-депутата Госдумы, а ныне директора Института ЕврАзЭС-ЕАЭС Владимира Лепехина, глава Генштаба предлагал сперва разместить на Донбассе значительные миротворческие контингенты ВС РФ, а в широкомасштабное наступление переходить только в виде контрудара после первой атаки ВСУ. Не самое дурное решение, между прочим, но, как мы знаем, выбран был иной сценарий СВО.
Герасимов, известный военный теоретик, в статье ещё от 2013 под названием «Ценность науки в предвидении» писал следующее:
В ХХI веке прослеживается тенденция стирания различий между состоянием войны и мира. Войны уже не объявляются, а начавшись, идут не по привычному нам шаблону. Возросшая роль невоенных способов в достижении политических и стратегических целей, которые в ряде случаев по своей эффективности значительно превзошли силу оружия. Акцент используемых методов противоборства смещается в сторону широкого применения политических, экономических, информационных, гуманитарных и других невоенных мер, реализуемых с задействованием протестного потенциала населения.
Возможно, после того, как генерал Суровикин безуспешно отработал свой «мандат» на принуждение киевского режима к переговорам, в Кремле решили передать управление СВО в руки лично Герасимову, дескать, раз ты такой умный, вот и повоюй, как надо. Флаг в руки и барабан на шею.
С другой стороны, дело, судя по всему, идет к полноценной войне, и уже не с Украиной, а со странами-членами блока НАТО. Непрерывно растет вероятность столкновения России с Польшей в западных регионах Незалежной. Повышение уровня управляемости спецоперацией до уровня главы Генштаба может свидетельствовать о подготовке даже к таким вариантам развития событий.
СВО объективно давно уже перестала быть просто спецоперацией, превратившись в широкомасштабную войну. Уже прошла первая частичная мобилизация в ВС РФ, промышленность постепенно переходит на военные рельсы, министр обороны Шойгу назначил проведение серьезной военной реформы. В любой момент в вооруженный конфликт на Украине может быть вовлечена соседняя Польша, а потом и другие восточноевропейские страны-члены блока НАТО, и уровня генерала армии Суровикина было явно недостаточно для адекватного реагирования на такую угрозу. Его полномочий просто не хватало, чтобы напрямую отдавать приказы равным ему по статусу в военной иерархии командующим другими округами и флотами, главкомам ВКС РФ и ВМФ РФ.
Назначение командующим спецоперацией главы Генштаба ВС РФ Герасимова, во-первых, повышает уровень управляемости всеми видами и родами российских войск, во-вторых, вводит его персональную ответственность за конечный результат.
Сергей Маржецкий