Делая свой субъективный топ-5 фильмов прошедшего года, я, как ни странно, добавил в него два отечественных фильма, а также три западных, которые дошли до нас не сразу.
Замечу, что эти дошедшие до нас фильмы, скорее всего, потерялись бы в общем потоке беспонтовых блокбастеров, которыми нас пичкали все эти годы. Теперь же мы имеем возможность замечать хорошее авторское западное кино, раз другого нет. И ещё раз скажу: хорошо, что его нет.
"Сказка для старых"
Самый необычный в этом списке фильм. Режиссёрский дебют выдающегося математика, писателя и театрального режиссера Романа Михайлова и актёра Фёдора Лаврова. Среди актёров можно увидеть Кирилла Полухина, самих режиссёров, а также Евгения Ткачука и, например, Андрея Бледного из группы "25/17".
Сюжет фильма похож на какую-то бандитскую сагу из 90-х. Но это только на первый взгляд.
Фото: © Вольга, Фрут Тайм
Хранитель бандитского общака Муля сбежал с деньгами, но был найден и убит, денег не нашли. Вдруг пришла новость, что живого и здорового Мулю видели сразу в трёх городах. Криминальный авторитет Батя созывает к себе трёх "сыновей" и посылает их в эти города, чтобы понять, что происходит. Впрочем, мало кто поймёт, что происходит. А всё потому что никакого отношения к криминальной драме этот фильм отнести нельзя – это эзотерический трактат, философская притча, ну или просто сказка – сказка для старых. Появление подобного фильма – это чудо. Может, потому что его сделал пассионарный сумасшедший математик, который собрал вокруг себя маргинальную, но очень талантливую команду.
"Ника"
Ещё один российский фильм в списке от режиссёра Василисы Кузьминой. Биографическая драма о поэтессе Нике Турбиной.
История о девушке-вундеркинде, которая колесит по СССР со своими душетрогающими, совсем недетскими стихами. Затем стихотворения кончаются, а на смену приходят депрессия, алкоголизм и разборки с мамой.
Фото: © Централ Партнершип, Арт Пикчерс Студия / Art Pictures Studio
Феноменальная игра Лизы Янковской и Анны Михалковой, незаурядный сюжет (особенно концовка) да и сама поэтическая тема (такая близкая для наших просторов) подкупают.
Крепкий фильм. Неожиданно и приятно.
"Закат"
Ну сколько можно смотреть фильмы с Тимом Ротом, а сколько из них хороших? Ну есть хорошие, и немало. "Закат" один из них. Больше остальных тронувший меня в прошлом году.
Один из лучших фильмов про одиночество. Чем-то напомнивший "Где-то" Софии Копполы.
Фото: © Common Ground Pictures, Capella Film
Герой Тима Рота после известия о смерти матери не возвращается вместе со своей семьёй с отдыха в Мексике. Предпочитает остаться и круглыми сутками валяться на пляже для бедных, попивая пивко, являясь при этом миллиардером. "Что с ним не так?" – пытаемся мы ответить на вопрос на протяжении всего фильма, а затем понимаем, что всё с ним в порядке. Это с миром что-то не так. Хотя… тоже мне новость.
"Худший человек на свете"
Дальний родственник датского режиссёра Ларса фон Триера Йоаким Триер снял одну из лучших драм прошлого года (снят в 2021-м, но до нас дошёл только в 2022-м).
История про симпатичную студентку из хорошей норвежской семьи, которая пытается начать взрослую жизнь, но начаться ей не суждено.
Нам показывают усреднённый портрет тридцатилетнего европейца, у которого нет целей, почти нет радости, нет достижений, нет детей и желания завести их. Брошенные университеты, карьера фотографа, работа в книжном магазине, обречённые на неудачу отношения.
Фото: © ARTE, Артхаус
Вот есть жизнь – огромная и интересная, с кучей возможностей и шансов. Но делать в ней нечего.
Стоит посмотреть этот фильм хотя бы для того, чтобы понять, к какой категории людей вы относитесь: к тем, кто осудит эти "проблемы" избалованных детей, или к тем, кто их поймёт и будет сопереживать. Я в итоге сдался и просто сопереживал.
"Точка кипения"
Британский фильм режиссёра Филипа Барантини со Стивеном Грэмом в главной роли. Четыре номинации на премию BAFTA.
93 минуты без склеек! Смотрится на одном дыхании.
Фото: © Alpine Films, Capella Film
Камера в основном следит за тревожным шеф-поваром (точечно отвлекаясь на других работников и посетителей ресторана), чья жизнь каждую минуту неуклонно летит в бездну. Поначалу не можешь поверить, что монтажа не будет, а потом и вовсе забываешь о методе съёмки и просто несёшься в ад вместе с главным героем, которого блистательно сыграл Стив Грэм.
А ресторан тот как метафора всей нашей жизни. Жизни, которая уходит у нас из-под контроля.
Приятного аппетита!