Несмотря на санкции, Япония активно импортирует российские продукты, пишет JB Press. Таким образом она исправно пополняет бюджет страны, которую считает оппонентом. Если ничего не изменится, по сути, Токио сам профинансирует спецоперацию на Украине, беспокоится автор статьи.
С момента начала российской военной спецоперации на Украине прошло десять месяцев. Украинский народ переживает суровую зиму в тяжелых условиях низких температур и перебоев с электричеством в результате ударов Москвы по объектам инфраструктуры. В то же время сообщается о том, что некоторые граждане России наслаждаются комфортным отдыхом на тайских курортах. Удивительная история.
Между тем появились некоторые тревожные данные об отношениях Токио с Москвой. Япония участвует в экономических санкциях против России, однако обзор фактического состояния торговли двух стран с января по ноябрь этого года показал, что общая стоимость импорта и экспорта уже сравнялась с уровнем прошлого года, а объемы ввоза превысили прошлогодние показатели.
Несмотря на экономические санкции, сложилась необычная ситуация, при которой объем торговли с Россией выше, чем до введения санкций. Эту проблему нельзя игнорировать. Давайте рассмотрим факты поближе.
Согласно данным торговой статистики, объем импорта из России в январе-ноябре составил примерно 1825,2 миллиарда иен по сравнению с 542,3 миллиарда иен экспорта, что привело к дефициту в размере 1282,9 миллиарда.
Объем ввоза уже превысил общий показатель 2021 года в 1551,6 миллиарда иен более чем на 270 миллиардов. Именно такая огромная сумма поступает в Россию из Японии.
Какая именно идет торговля на фоне экономических санкций? Возьмем типичные статьи экспорта и импорта.
Что касается экспорта, то подержанные автомобили, безусловно, крупнейшая статья. В январе-ноябре этого года в Россию были проданы почти 167 тысяч единиц подержанных автомобилей, стоимость экспорта составила около 215,1 миллиарда иен. В результате Объединенные Арабские Эмираты оказались на втором месте (111,5 тысячи единиц, около 34,9 миллиарда иен).
Более того, общее количество автомобилей, экспортированных в период до ноября, уже превысило 153 тысячи автомобилей, которые были проданы в прошлом году, а сумма экспорта увеличилась более чем на 110 миллиардов иен.
В России производство машин резко сократилось из-за отсутствия комплектующих из Европы и других стран в результате экономических санкций, а укрепление курса рубля облегчило покупку дорогих подержанных автомобилей из Японии.
Продвинутая японская техника уже давно пользуется популярностью, но ситуация с внутренним производством и обменным курсом еще больше увеличила количество подержанных авто в нашей стране.
В России набирают популярность высококлассные японские машины стоимостью три-четыре миллиона иен. В результате предложение на нашем внутреннем рынке сокращается, что приводит к резкому росту цен.
В июне под санкции попали грузовики и самосвалы, но легковые автомобили стоимостью менее шести миллионов иен находятся в свободном доступе. Именно на этом фоне экспорт подержанных автомобилей в Россию достиг беспрецедентного уровня. Экономические ограничения распространяются только на роскошные машины стоимостью более шести миллионов иен, в то время как вся техника ниже этой суммы экспортируется легально.
А что происходит с импортом? В ноябре общий объем импорта из России составил 132,5 миллиарда иен, из которых около 66%, или 87,3 миллиарда, пришлись на минеральное топливо.
В частности, это сжиженный природный газ (СПГ) и уголь. В условиях обострения международной конкуренции за энергоресурсы Токио по-прежнему не в состоянии снизить зависимость от Москвы. Ситуация вряд ли изменится, поскольку крупные японские торговые компании перезаключили контракты по "Сахалину-2".
Кроме того, нельзя обойти вниманием морепродукты. Стоимость их импорта (кроме живой рыбы, например, угря) из России в январе-октябре достигла 129 миллиардов иен. Это второй показатель после Чили. На Россию приходится около 11% от общего объема ввоза морепродуктов.
США запретили покупку российских морепродуктов в рамках экономических санкций, но Япония является исключением. Когда в марте были введены ограничения, Токио заявил, что они оказывают значительное влияние на отечественный бизнес. По словам представителя рыбной промышленности, "для рыбаков из Хоккайдо эмбарго на российские морепродукты — это вопрос жизни и смерти. В последние годы вылов лосося и другой рыбы в окрестных водах резко сократился, а без российского краба и морского ежа они не смогут выжить".
Кроме того, говорят, что в нынешних условиях было принято политическое решение, чтобы избежать негативного влияния на японо-российские переговоры по рыболовству.
В результате общая стоимость импорта российских морепродуктов по состоянию на октябрь была близка к уровню прошлого года (136,8 миллиарда иен). Объемы импорта российских крабов в январе-октябре этого года достигли около 41 миллиарда иен, превысив прошлогодний показатель, составлявший 38 миллиардов.
Ключом к японо-российской торговле, которая продолжается даже в условиях экономических санкций, несомненно, являются энергетика и морепродукты с точки зрения импорта и подержанные легковые автомобили с точки зрения экспорта.
Поскольку Россия не проявляет никаких признаков приостановки спецоперации, должны ли экономические санкции оставаться на нынешнем уровне? Давайте рассмотрим основные статьи ограничений, касающихся импорта и экспорта.
Экспортные ограничения:
Импортные ограничения:
В свою очередь, США ввели запрет на импорт энергоносителей, включая нефть, газ и уголь, а также на импорт рыбы и морепродуктов. США богаты ресурсами, и их ограничения намного жестче.
В результате экономических санкций, введенных различными странами, показатель ВВП России в июле-сентябре составил −4%. Отрицательное значение фиксируется три квартала подряд. Уход иностранных компаний и трудности с закупкой импортных комплектующих привели к существенным ограничениям производственной деятельности, в том числе в автомобильном секторе.
Между тем Китай, Индия и другие страны продолжают импортировать энергоресурсы из России, и это поддерживает экономику государства. По имеющимся данным, поставки российской нефти увеличились на 7,5% до 240 миллионов тонн в 2022 году. Также выросло производство СПГ.
Москва может оказаться в экономической ловушке с точки зрения различных аспектов, но пока трудно сказать, что санкции оказывают решающее влияние.
Поскольку товары, которые по-прежнему импортируются и экспортируются Россией и Японией, оказывают большое влияние на энергетическую политику и нашу рыбную промышленность, резко ужесточить ограничения будет непросто.
Но, если ничего не менять, в конечном итоге окажется так, что Токио предоставляет Москве финансовую поддержку. Нельзя исключать возможность того, что часть денег может быть использована для оплаты спецоперации.
Проданную вами машину могут экспортировать в Россию без вашего ведома, а краб, которого вы купили на Новый год, может быть импортирован из России. Минеральные ресурсы из России используются для производства электроэнергии и отопления офисов и домов. Наша обоюдная торговля кажется далекой темой, но на самом деле этот вопрос непосредственно касается простых японцев.
Премьер-министр Фумио Кисида принял неудачное решение об увеличении расходов на оборону и укреплении оборонного потенциала, не прислушавшись к мнению народа, но что он собирается делать со своей политикой в отношении России?
Он решает повысить налоги, в результате чего жизнь людей, которые и так страдают от инфляции, ухудшится, но при этом ничего не делает в отношении громадных сумм, которые бесконтрольно утекают в страну, находящуюся под экономическими санкциями.
За решением об укреплении обороноспособности стоит, вероятно, рост угрозы со стороны Китая, КНДР и России.
Более того, японский лидер назвал спецоперацию на Украине "попыткой изменить статус-кво в одностороннем порядке с помощью силы, а также авантюрой, которая пошатнула сами основы международного порядка" (пресс-конференция 10 декабря). Можем ли мы оставлять лазейки в санкциях для такого оппонента?
Японская пресса этот момент обошла стороной, но журналист Wall Street Journal спросил премьера об импорте газа и экспорте подержанных автомобилей: "Как вы относитесь к тому, что фактически это является военной поддержкой?"
Премьер-министр ответил на это не очень убедительно, сказав, что Токио идет в ногу с G7 и что объем нефти, экспортируемой в Японию, значительно сократился.
Вопрос о предоставлении денег Москве редко обсуждается в стране, но американские журналисты его не проигнорировали. Потому что это проблема, которую нельзя упускать из вида. Мы должны занять твердую позицию в отношении России.
Автор: Минору Ямада (Minoru Yamada)
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: