Китай отвергнет «назойливый надзор» России и США за ядерным вооружением. Об этом пишут аналитики издания The National Interest Стив Симбала и Лоуренс Дж. Корб. «ПолитРоссия» публикует эксклюзивный пересказ материала.
Реалии XXI века по-новому бросают вызов мировой концепции сдерживания. Как утверждают авторы, есть как минимум девять факторов, которые вносят изменения в сложившуюся архитектуру безопасности. В список попали: угроза кибервойны, риск войны в космосе, искусственный интеллект в военной сфере, появление гиперзвукового оружия, рост потенциала противоракетной обороны, усиление роли боевых беспилотников, угроза перехода от обычной войны к ядерной, рост ядерного арсенала Китая и политический раскол в странах Запада. Китай в этом перечне является крайне непредсказуемым элементом.
Согласно отчету Пентагона, к 2035 году Пекин намерен развернуть около 1,5 тысяч ядерных боеголовок. Китай совершенствует свои возможности ядерного сдерживания по всем направлениям, а также улучшает свою армии для ведения обычной войны. Аналитики полагают, что в будущем России и США придется вмешаться.
«Превращение Китая в ядерную сверхдержаву изменит правила игры в области контроля над ядерными вооружениями. С одной стороны, если Россия и США возобновят переговоры об ограничении стратегических наступательных вооружений, несмотря на свои разногласия по поводу конфликта на Украине, им кажется важным пригласить Китай сесть за стол переговоров», – говорится в статье.
Речь идет о договоре между Россией и США о мерах по сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ-III). Москва и Вашингтон имеют большой опыт переговоров по соглашениям о контроле над стратегическими ядерными вооружениями. Однако это требует большой прозрачности, включая обширный мониторинг и регулярные проверки. Эти условия явно не понравятся Китаю.
«Сомнительно, чтобы Китай счел такую степень назойливого надзора со стороны США и России приемлемой в нынешних условиях», – подчеркнуто в публикации.
Если Китаю удастся развить свои ядерные силы до уровня России и США, он, конечно, может стать третьей стороной договора о сокращении наступательных вооружений. Но остается проблема не только оценки китайского ядерного арсенала, но и понимания мышления китайских военных о сдерживании, особенно ядерном сдерживании, заметили авторы.
Автор: Александр Дубинин
Читайте нас: