Термические поражения делятся на два очевидных типа: ожоги и отморожения. Если с отморожением и гипотермией разной степени тяжести так или иначе сталкивался каждый, то вот серьёзный ожог в нашей жизни не столь частый гость.
В годы Великой Отечественной войны ожоги составляли 1–2 % санитарных потерь. В ходе гонки вооружений, появления ядерного и зажигательного
Классификация
Систематическое изучение термических поражений в нашей стране началось в 1930-х годах в Институте экспериментальной хирургии в Москве (А. В. Вишневским) и в Ленинградском институте скорой помощи (И. И. Джанелидзе). Холодовую травму изучали в Военно-медицинской академии (С. С. Гирголав). В 1960 году в ВМедА им. С. М. Кирова открылась первая кафедра термических поражений, которую возглавил Т. Я. Арьев. Современные принципы лечения термических поражений, с учетом опыта локальных войн, разработаны В. А. Долининым, Б. С. Вихриевым.
В основе классификации ожогов лежит глубина поражения кожи и других тканей. Различают четыре степени:
1. Гиперемия (покраснение от переполнения кровью сосудов) и отёк кожи.
2. Образование пузырей.
3. Полный или неполный некроз всей толщи кожи.
4. Омертвение кожи и тканей, расположенных под глубокой фасцией (слой плотной соединительной ткани, которая может окружать отдельные мышцы или их группы);
Классификация ожогов по степени в зависимости от глубины поражения тканей; по вертикали: 1 – эпидермис, 2 – дерма, 3 – подкожный жировой слой, 4 – мышцы, 5 – кость; по горизонтали – римскими цифрами обозначены степени ожога, черным цветом – глубина поражения.
Если с ожогами первой и второй степени многие из нас сталкивались в быту и знают, что они неприятны, но вполне успешно заживают, то вот начиная с ожогов третьей степени у организма начинаются сложности.
При сильном ожоге третьей степени наступает полная гибель кожи, потовых и сальных желёз, волосяных луковиц, а также повреждается подкожная клетчатка. Самостоятельно такая рана зарастает очень долго и только, если она небольшая. Ожоги четвёртой степени сами не зарастают. Восстановить кожный покров при таких поражениях можно только оперативным путём в специализированных стационарах.
Помимо степени ожога, большое значение имеет его общая площадь. Существует ряд способов и схем для определения площади ожоговой поверхности, например, правило девяток и правило ладони.
«Правило девяток» основывается на приравнивании площади отдельных частей тела взрослых людей значению в 9 %. Таким образом, голова и шея образуют 9 %, передняя и задняя поверхность туловища – 36 % (по 18 % на сторону), верхние конечности – 18 % (по 9 % на руку), нижние – 36 % (по 18 % на ногу).
«Правило ладони» основано на соотношении площади ладони и всей поверхности тела, что даёт 1–1,2 %. Данный способ применяется для определения площади небольших ожогов или при множественных поражениях, в том числе расположенных на различных участках тела.
При поверхностных ожогах 20–30 % и глубоких ожогах более 10 % поверхности тела развивается ожоговая болезнь. Это совокупность патологических процессов, среди которых ведущая роль принадлежит эндотоксикозу (отравлению продуктами нарушенного метаболизма). Разнообразные патологические изменения внутренних органов и нарушения систем являются вторичными проблемами.
Выделяют четыре периода ожоговой болезни:
1. Ожоговый шок. Проявляется гиповолемией (аномально низкий уровень внутриклеточной жидкости в организме), расстройствами микроциркуляции, гемодинамики, водно-электролитного и кислотно-щелочного баланса, функции почек, желудочно-кишечного тракта и нарушениями психоэмоциональной сферы.
2. Острая ожоговая токсемия. Интоксикация организма бактериальными токсинами, продуктами распада белков, а также веществами паранекратической зоны. Кроме этого, характерны нервно-психические нарушения: психомоторное возбуждение, бред, бессонница или, наоборот, сонливость, а также высокая лихорадка, диспептические расстройства.
3. Септикотоксемия. Инфекционное осложнение, связанное с отторжением струпа.
4. Выздоровление.
Кроме повреждений кожных покровов, также существуют термоингаляционные поражения, наступающие при пожарах в замкнутых пространствах, боевой технике и в очагах применения боевых огнесмесей. Через несколько часов после ожога органов дыхания может отмечаться выраженный отёк слизистой полости рта и подсвязочного пространства с развитием стенотической асфиксии.
Различаются ожоги верхних дыхательных путей, распространяющиеся от слизистой оболочки губ и передних отделов носовых ходов до гортани, и термохимические поражения дыхательных путей продуктами горения (чаще всего соединениями углерода и азота), распространяющиеся на весь дыхательный тракт. Обе формы поражения, в зависимости от обстоятельств травмы, могут встречаться изолированно, однако чаще они сочетаются. Особенностью термических поражений дыхательных путей является токсическое действие частичек копоти, которые оседают на слизистой оболочке трахеи и бронхов и вызывают воспаление и даже некроз клеток эпителия.
Ожоговый шок особенно тяжело проходит у пострадавших от напалма. Во втором и третьем периодах ожоговой болезни у них развивается выраженная интоксикация, ожоговая кахексия. Отторжение некротизированных тканей идет медленно, тяжело протекают инфекционные процессы в ожоговой ране, быстро нарастает вторичная анемия, нарушается функция желез внутренней секреции. После заживления напалмовых ожогов остаются обезображивающие келоидные рубцы.
Первая помощь
Прежде всего, необходимо вынести пострадавшего из очага. Далее нужно снять тлеющую и сгоревшую одежду, но ни в коем случае не отрывать фрагменты одежды, приставшие к обожженной поверхности. Допускается их срезать, если такая возможность есть.
При небольших ожогах накладывается повязка ППИ или специальное средство, например, рекомендуется использовать получившую активное распространение противоожоговую повязку производства компании «Аполло». Нет, это не реклама, просто именно этому средству сейчас отдают предпочтение, и указывать что-то другое смысла не вижу. Такая повязка используется при ожогах 2–3 степени и благотворно влияет на ход развития ожоговой болезни. Повязка изготовлена из текстильного полотна с нанесённым на него гидрогелем, содержащим анестетик и антисептик. Разработана повязка совместно с российским институтом хирургии им. А. В. Вишневского.
При обширных ожогах в качестве повязки можно использовать любую сухую чистую ткань, не содержащую мазей или жиров. При ожогах конечностей, сопровождающихся переломами костей, необходима транспортная иммобилизация.
Основное внимание на этапе доврачебной помощи уделяется предупреждению и устранению жизнеугрожающих состояний. По показаниям вводятся анальгетики, дыхательные и сердечные средства, производится ингаляция кислорода. Утоление жажды, компенсация потерь жидкости и электролитов осуществляются питьем щелочно-солевого раствора (1 чайная ложка поваренной соли и 1/2 чайной ложки питьевой соды на 1 л воды).
Специализированная медицинская помощь при ожогах в крупномасштабной войне оказывается в специализированных ожоговых госпиталях (ВПОжГ), ожоговых отделениях многопрофильных (ВПМГ) или общехирургических госпиталей (ВПХГ) госпитальных баз, в госпиталях для легкораненых (ВПГЛР).
Восстановительное лечение и медицинская реабилитация тяжело обожженных осуществляется в тыловом госпитале здравоохранения.
Выводы
Если обратить внимание на состав аптечек, которые самостоятельно комплектуют добровольцы и мобилизованные, то в большинстве случаев там присутствуют противоожоговые средства. Это связано не столько с тем, что всё собирается по плюс-минус одному списку, сколько с банальной логикой.
Риск получить ожоги напрямую связан с военно-учётной специализацией бойца. Например, для экипажей бронированных машин принят на вооружение специальный защитный комплект «Ратник-3К», который состоит из бронежилета, бронешлемофона и комбинезона, защищающего от открытого пламени не менее 15 секунд. Предполагается, что 15 секунд должно хватить для покидания горящей техники. Тем не менее в описании комплекта не указано, входит ли туда индивидуальная аптечка, которая учитывала бы специфику работы в бронетехнике (хотя бы противоожоговое средство и орофарингеальный воздуховод).
Предполагаю, что в лучшем случае бойцы экипируются стандартной индивидуальной аптечкой, которая от ожогов мало чем поможет, а
В итоге некоторые экипажи, как и многие специалисты других ВУС, вынуждены заботиться о себе сами, закупая противоожоговые на свои кровные, что намекает на некоторое упущение в их обеспечении и создаёт ощущение игнорирования специфики работы.
Картамышев Валерий
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: