После провала плана Германской империи по быстрому разгрому Франции в августе-сентябре 1914 года на Западном фронте сложилась ситуация, когда противники не могли сколько-нибудь сильно продвинуться вперёд. Началась война на истощение. Начальником генерального штаба Второй империи вместо Хельмута фон Мольтке-младшего, ушедшего в отставку, был назначен генерал Эрих фон Фалькенгайн, который придерживался доктрины ведения стратегического наступления недостаточными силами с решительной целью. Планы Фалькенгайна предусматривали истощение и перемалывание живой силы противника. К каким результатам в итоге привела эта стратегия?
Международное положение Германии на момент начала Первой мировой войны
Прежде чем перейти к рассмотрению планов Эриха фон Фалькенгайна и ситуации на Западном фронте, стоит сказать несколько слов о международном положении Германской империи, сложившемся на момент начала Первой мировой войны.
На международной арене новая мощная держава, созданная в результате трёх войн в 1871 году, нарушила сложившийся доселе в Европе баланс сил и вызывала серьёзные опасения у соседей. В первую очередь из-за активной наступательной политики, целью которой была не война, а стравливание потенциальных противников, «обеспечение безопасности через доминирование» [1]. «Железный канцлер» Отто фон Бисмарк в период с 1871 по 1890 гг. стремился утвердить доминирующее положение в Европе Германской империи за счёт искусных дипломатических комбинаций, балансирования ситуации на грани. После ухода Бисмарка политическая система Германской империи стала работать значительно хуже.
Принимаемые кайзером Вильгельмом II кадровые решения имели далеко идущие последствия. К 1914 году Вторая империя фактически находилась в международной изоляции, а её единственным надёжным союзником была Австро-Венгерская империя, пребывающая в состоянии глубокого кризиса. Германии же противостояла коалиция из трёх великих держав – Англии, Франции и России. Пространство для политического манёвра сузилось до предела [1]. И в военно-политической элите, и в обществе был распространён тезис о кольце врагов, окруживших страну, о медленно затягивавшейся петле вокруг государства. Именно в этой обстановке разразился сначала июльский кризис, а затем и Первая мировая война.
Провал наступления на Западном фронте и переход к позиционной войне
В основе германского военного плана лежал «план Шлиффена», разработанный генералом Эрихом фон Шлиффеном ещё в 1905 году. Он был существенно доработан начальником генерального штаба Хельмут фон Мольтке-младшим, который достаточно скептически оценивал шансы быстрой победы Германии. Несмотря на то, что план во многом сильно устарел, иного у Германии попросту не было. План предусматривал быстрый разгром Франции (в течение 39 дней) и последующий поворот всех сил против России.
3 августа Германская империя объявила войну Франции, и немецкие армейские корпуса начали наступление через территорию нейтральной Бельгии. Быстро пройти Бельгию немецким войскам не удалось – форты вокруг города Льеж, оказавшегося первым на пути германских войск, оказывали сопротивление почти две недели и сдались только к 16 августа. Было потрачено время и на взятие других крепостей – Намюре и Антверпене.
К франко-бельгийской границе основная группировка германских сил подошла 20 августа. Французы заранее подготовились к атаке и планировали нанести германской армии поражение. С обеих сторон была задумана стратегическая наступательная операция, целью которой являлся разгром главных сил противника [2]. В военно-
Однако последовавшая за этим битва на Марне, в результате которой германская армия с правого фланга отошла на север за р. Марну и к Эне, привела к провалу «плана Шлиффена». В середине сентября стремительное немецкое наступление было остановлено. Хельмут фон Мольтке-младший, не выдержавший нервного напряжения, подал в отставку. На его место был назначен военный министр генерал-лейтенант Эрих фон Фалькенгайн, который решил придерживаться «стратегии наступления недостаточными силами с решительной целью», изматывая и перемалывая силы противника. Апофеозом этой стратегии генерала стал Верден, об этом мы поговорим ниже.
Доктрина Фалькенгайна – стратегическое наступление недостаточными силами с решительной целью.
Эрих фон Фалькенгайн (на фото крайний справа)
Чтобы убедить французов в бесполезности продолжения войны, по мнению Эриха фон Фалькенгайна, были не нужны превышающие противника по количеству силы германской армии как средство массового прорыва, достаточно было применить «стратегию с ограниченными целями».
«Франция в своих напряжениях дошла до пределов едва уже выносимого, впрочем, – с достойным удивления самопожертвованием. Если удастся ясно доказать ее народу, что ему в военном отношении не на что более рассчитывать, тогда предел будет перейден, лучший меч будет выбит из рук Англии. Для этого не нужно сомнительное и превосходящее наши силы средство массового прорыва. И с ограниченными силами, по-видимому, может быть достаточно сделано для этой цели»,
— утверждал Фалькенгайн [3].
По мнению генерала, на западном фронте имеются цели, для защиты которых французское командование будет вынуждено пожертвовать последним человеком.
«Но если оно это сделает, то Франция истечет кровью, так как иного исхода нет, и притом одинаково, достигнем ли мы самой цели или нет. Если же оно не сделает этого, и цель попадет в наши руки, тогда моральное впечатление во Франции будет чудовищным»,
— считал Эрих фон Фалькенгайн [3].
Средством для убеждения французов в бесполезности продолжения войны генералом было избрано наступление на крепость Верден. Верденский укреплённый район имел важное политическое и оперативно-стратегическое значение для Франции. Он был опорой восточного крыла французского фронта и плацдармом для возможного наступления французов с целью ликвидировать германский выступ, нависший над Парижем. Потеря Вердена не только приводила к нарушению системы французской обороны, но и открывала германцам ворота в тыл центральной группы французских армий и путь к Парижу.
Генерал Фалькенгайн был уверен в том, что истощение противника, его медленное перемалывание в оборонительных боях, является верной стратегией, которая приведёт к успеху.
Верденская мясорубка
Верденская операция началась 21 февраля 1916 года. Французской армией в этом сражении командовали Анри Петен и Робер Нивель, а немецкой – Эрих фон Фалькенгайн и Пауль фон Гинденбург. В германском генштабе были уверены, что большое количество артиллерии, сконцентрированной на относительно небольшом участке фронта, пробьёт брешь в обороне врага и приведёт к успеху. В живой силе Германская империя очень незначительно превосходила французские войска, основная ставка делалась именно на высокую концентрацию артиллерийского огня.
После длительной артиллерийской подготовки (используя в том числе снаряды с отравляющими веществами) немцы перешли в наступление. Сначала им сопутствовал успех – они прорвали первую и вторую линию обороны противника. К 25 февраля французы потеряли практически все свои форты. Однако французское командование смогло избежать окружения Верденского укреплённого района, быстро перебросив войска с других участков фронта. Кроме того, генерал Петен реорганизовал артиллерию и стал методично обстреливать германские фланги и дороги, где скапливались резервы противника, что привело к существенным потерям в составе германских войск.
Несмотря на ряд успехов, уже в начале марта было очевидно, что план захвата Вердена ускоренной атакой провалился. Но Фалькенгайн не желал отказываться от своего замысла, считая, что стратегический смысл операции – истощение резервов противника – сохраняется в ходе боёв на «маасской мельнице». Генерал отказывался признавать, что перемалывание под Верденом было взаимным, гибли десятки тысяч лучших немецких солдат. Затянувшийся штурм подорвал дух германских войск и, наоборот, воодушевил французов.
Под Верденом потерпел крушение германский стратегический план кампании 1916 г. и доктрина Фалькенгайна ведения стратегического наступления недостаточными силами с решительной целью. Добиться капитуляции Франции не удалось, а военный потенциал Германии начал истощаться. Провал операции привёл к отставке Фалькенгайна с поста начальника Генштаба в конце августа 1916 года.
Эрих фон Фалькенгайн позднее в своих мемуарах утверждал, что его целью было не взятие города, а уничтожение французских войск как таковых. Немецкое наступление не имело чётких задач по минимизации своих потерь, но Фалькенгайн желал «задушить Францию», вследствие чего и была задействована тактика на истощение. После войны он был по-прежнему убеждён в правильности Верденской операции и в оправданности её затягивания. Он так и не вышел за рамки своего видения войны, утверждая, что потери под Верденом относились как 2,5:1, хотя на самом деле – 1,1:1 [3].
«Как ни прискорбны были немецкие жертвы, но ясно было, что они приносились для доброго, сулящего большие перспективы дела. Операции развивались в духе намерений, положенных в основу их хода»,
— писал генерал в своих мемуарах.
Влияние битвы при Вердене на ход войны
Верденская операция, продолжавшаяся около 10 месяцев, стала самой крупной и продолжительной операцией Первой мировой войны и стоила обеим сторонам огромных жертв – до 1 миллиона человек. На верденской «мясорубке», или «мельнице» Маасского района [4], как её называл Фалькенгайн, было перемолото до 120 дивизий, в том числе 69 французских и 50 германских. Германия потеряла больше 100 тысяч человек убитыми. С обеих сторон борьба носила характер боёв на истощение, в ходе которых дивизии теряли до 70 % и более личного состава.
Германская армия потерпела поражение, потому что не смогла выполнить ни одной из поставленных задач: ни захватить Верден и обескровить французскую армию, ни предотвратить переход союзников в наступление на Сомме, ни добиться капитуляции Франции, истощив её. И одной из причин этого поражения стала стратегия генерала Эриха фон Фалькенгайна, который положил под Верденом больше сотни тысяч солдат, подорвав боевой дух армии. Истощение военного потенциала Германии ускорилось, в то время как Антанта усиливалась.
Использованная литература:
[1]. Николай Власов. Путь к катастрофе. Внешняя политика Германской империи. 1871–1918., СПб.: Евразия, 2021.
[2]. Н. Т. Царев. От Шлиффена до Гинденбурга (О провале военной доктрины кайзеровской Германии в 1914-1918 гг.). М., 1956.
[3]. Фалькенгайн Э. Верховное командование 1914–1916 годов в его важнейших решениях. - М.: Кучково поле, 2014.
[4]. История первой мировой войны 1914-1918 гг. - М.: Наука, 1975.
Виктор Бирюков
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: