Россия на примере проекта Су-57 доказала, что избрала более грамотный подход в развитии истребителей пятого поколения, чем США. Об этом сообщает Military Watch. «ПолитРоссия» Представляет эксклюзивный пересказ публикации.
Россия ответила универсальным Су-57 на концепцию сочетания в ВВС США F-22, специализированного на воздушных миссиях, и ударного F-35, хотя шаг в сторону пятого поколения ожидался еще в рамках программы МиГ 1.44, но из-за распада СССР и наступившего кризиса от проекта пришлось отказаться. И ответ оказался более чем удачным, хотя бы если сравнить Су-57 с американским первооткрывателем пятого поколения – F-22 Raptor.
«F-22 обладает превосходными стелс-возможностями, но Су-57 имеет множество ключевых преимуществ: гораздо более новые и дальнобойные ракеты класса "воздух-воздух", большая маневренность, использование шести РЛС вместо одного, способность работы без радиолокационной сигнатуры с использованием инфракрасного датчика», – пишет издание.
Однако превосходство Су-57 не ограничивается лишь воздушным боем. Дело в том, что F-22 изначально проектировался не для ударных миссий, и даже после модернизации он не мог использовать оружие класса «воздух-земля» из-за габаритов своих ракетных отсеков. Российский же истребитель, напротив, был разработан многофункциональным: как для ударных, противолодочных или радиоэлектронных миссий, так и для воздушного боя.
«Большая универсальность Су-57 частично является наследием советской эпохи, когда все истребители, проектируемые с конца 1980-х годов, имели многоцелевые возможности, в том числе способность атаковать цель вне визуального диапазона оружием класса "воздух-земля"», – отмечает MW.
Кроме того, F-22 предназначался для проведения операций совместно с ударными истребителями, такими как F-35, которые были значительно ограничены в воздушном бою, но хорошо подходили для применения оружия класса «воздух-земля» или «электронных атак».
«В результате в то время как F-22 может использовать лишь обычные бомбы малого диаметра, Су-57 имеет в своем арсенале не только множество крылатых ракет с дальностью в сотни километров, но и ядерное оружие, а также в будущем гиперзвуковые ракеты», – подчеркивает издание.
Из-за проектных ограничений F-22 после девяти лет эксплуатации в составе ВВС США так и не участвовал в боевых действиях, пока не был использован для «символических ударов» в Афганистане и Ираке в 2014 года. И даже эта кампания спровоцировала волну обсуждений на тему эффективности применения такого истребителя, поскольку куда более старый F-16 мог решать те же задачи, но с куда менее затратным техническим обслуживанием и себестоимостью.
«Передовые возможности скрытности F-22 делали его идеальным истребителем против хорошо защищенных целей, если бы он мог нанести удар из-за пределов видимости. Но тот факт, что для поражения цели ему необходимо достаточно сблизиться с ней, в значительной степени сводит на нет все преимущества скрытности», – добавили обозреватели.
Су-57 же, напротив, участвовал в боевых действиях еще до старта серийного производства. Прототипы, как отмечают обозреватели, были развернуты в рамках сирийской кампании, где, например, была испытана новейшая ракета Х-59МК2 «Овод». Такой подход, по словам экспертов, сделал Су-57 более гибким. Ракета выступила в качестве основного вооружения класса «воздух-земля» и получила специализацию для нейтрализации небольших укрепленных целей на экстремальных расстояниях, близким к 300 км.
«Арсенал Су-57 в сочетании с его непревзойденной выносливостью делает его потенциально ведущим мировым ударным истребителем. [Такой подход] способствовал гораздо более успешному производству, чем это было бы, если бы он был спроектирован так, как F-22. Это имеет последствия не только для российских заказов, но и в срезе иностранного интереса к истребителю и к частоте использования [Су-57] в боевых операциях как в составе ВКС РФ, так и в иностранной авиации, поскольку операции "воздух-земля" по-прежнему более востребованы, чем миссии типа "воздух-воздух"», – резюмирует издание.
Автор: Сергей Игнатьев
Читайте нас: