Дети Сталина
Наверное, одна из самых трагических историй – это дети Вождя. Старший Яков, сын от первого брака, воспитанный вне семьи, с отцом конфликтовал, но получив военное образование, отправился на фронт в составе 7 мехкорпуса и попал в плен, ориентировочно 8 июля. Дальше было знаменитое «солдат на фельдмаршала не меняю» и гибель в апреле 1943 года при неясных до сих пор обстоятельствах. Говорить много о Якове не выходит, он был солдат, сражавшийся отлично (представлен к ордену за первые бои) и погибший на войне, пусть и в плену.
Как и второй сын – Василий. Яков был артиллеристом, Василий – пилотом. На фронт Василия не посылали по вполне понятным причинам, но в 1943 году он повоевал, были и победы, и личные, и в группе:
«В районе деревни Семкина Горушка на высоте 200 метров и ниже встретили 6 FW-190. Вели воздушный бой. Сделано 10 атак. В результате Гвардии полковник Сталин сбил один FW-190, который упал горящим в районе деревни Семкина Горушка. Младший лейтенант Вишняков сбил другой FW-190, который упал в том же районе. Сбитые самолёты подтверждают лётчики Холодов, Баклан, Лепин. Рация «Байкал» связь держала хорошо. Падение всех сбитых самолётов наблюдали с «Байкал-3».»
Но была и горечь – мало знавший мать, которая умерла в 1932 году, покончив жизнь самоубийством, для отца он стал скорее глазами и ушами в ВВС, чем сыном, о чём сам и писал:
«С момента окончания училища для меня разговор с отцом, как с отцом, почти перестал существовать. Каждая встреча превращалась в разговор о ВВС.»
Его продвигали, причём именно в таком качестве, итог был несколько предсказуем. Молодой человек, взлетевший до командующего ВВС Московского военного округа в 27 лет, несмотря на то, что пилот был хороший, с командованием не всегда справлялся, зато поводов для загулов хватало... Хотя ветераны вспоминали о нём хорошо:
«Ветераны вспоминают, что именно он «пробил» где-то 500 финских домиков, в которых расселились семьи лётчиков и техников в 3-х гарнизонах, ютившиеся до этого в бараках и казармах. Это Василий своим письменным приказом заставил офицеров ходить в вечерние школы с тем, чтобы у всех было 10-классное образование.»
Отстранили его, направив в академию ещё при жизни отца, а после его смерти – арестовали. Причина ареста – убирали человека, близкого к вождю в период борьбы за власть. Дальше была тюрьма, причём одиночка, и номер вместо имени, короткое освобождение и снова тюрьма, потом бессудная ссылка в Казань и смерть. Популярного в кругах военных сына Сталина просто сгноили. А дальше был чёрный пиар, превративший пусть и не идеального, но боевого пилота в алкоголика и вора, клеветавшего на коллег. Хрущев, лично знавший его мать, угробил не человека, имя.
Аналогично сложилась судьба любимицы Сталина – Светланы, которую не посадили, но максимально затирали и довели до эмиграции. А дальше, это моё личное мнение, женщина, озлобленная на страну, просто мстила. Был, конечно, в её жизни и элемент избалованности, но больше – отношения властей, которые после смерти отца отрывались на его детях и уничтожали память о её отце и её брата.
Лучше всего сложилась судьба сына приёмного – Артем Сергеев прошёл всю войну артиллеристом, тоже попадал в плен, бежал, успел попартизанить, в итоге 24 ранения и командование артбригадой. После смерти Сталина его не трогали, стал одним из основоположников зенитных ракетных войск СССР... Прожил долгую и спокойную жизнь. И сделал нормальную военную карьеру, разве что званиями обидели, генерал-майор за долгую беспорочную службу – всё-таки мало, но с учётом судьбы Василия – можно сказать, повезло.
Серго Берия
Из числа сыновей той поры – один из самых талантливых и обиженных властью. Рождённый в 1924 году, на войну он попал связистом, причём связистом особым, доверенным и для самых тонких поручений, вроде конференций союзников в Тегеране и Ялте. После войны – академия, специальность конструктора ракетных систем и работа над тем самым ракетным щитом. И работа успешная – первая советская ПКР «Комета», участие в создании С-25 «Беркут», первой системы ракетного ПВО Москвы... А дальше был арест отца и истребление всего, что связано с фамилией Берия. Сам Серго арестован по ложным обвинениям:
«Кроме того, установлено, что, состоя в должности главного конструктора Конструкторского бюро при 3-м Главном управлении Совета министров СССР, находившемся в то время в ведении Л. Берия, Берия С. незаконно получил в феврале 1953 года почетное звание лауреата Сталинской премии первой степени и денежную премию в сумме пятисот тысяч рублей, из которых сто тысяч рублей отдал своему отцу. Установлено, в частности, что написанные якобы С. Берия кандидатская и докторская диссертации фактически были подготовлены коллективом работников Конструкторского бюро.»
И вместе с семьей и матерью, которой пытались пришить шпионаж, но неудачно, сослан в Свердловск, лишённый даже фамилии. Правда, там «бездарь и карьерист» работал в НИИ, а после отставки Хрущева возвращён в Киев, в НПО «Квант», где «бездарь» стал ведущим конструктором. Аккуратно пытался писать хорошо об отце, но успеха не имел, зато помоев... Тем не менее – хороший конструктор, не гений, но и во многом затираемый и скрываемый, странно было бы писать, что сын «упыря и палача» Берии работает по ракетному щиту.
Грязная история
«3 июня 1943 года в самом центре Москвы произошло чрезвычайное происшествие — на Большом Каменном мосту, в двух шагах от Кремля, прогремели выстрелы. Сотрудники милиции обнаружили бездыханное тело девушки, а также раненого юношу, которого немедленно доставили в больницу.»
Юноша убил девушку, а потом покончил с собой. Юношу звали Владимир Шахурин, девушку – Нина Уманская. Пистолет Владимиру дал Вано Микоян, это был трофейный Вальтер, привезённый с фронта его старшими братьями. Ещё хуже всё стало, когда следователи нашли дневник Владимира, где он излагал, что существует некая тайная организация, по слухам – нацистского толка, в которую входили дети ведущих вождей. Дело вели тщательно, отпрыски элиты оказались в СИЗО, потом были сосланы на год. Подростки. Но дети людей, управлявших страной в очень сложный период её
Откинув же слухи, получим неприглядную картину, ведущую в школу № 175 города Москва, где были сосредоточены дети советской элиты, имеющие всё, но не имеющие нормального пригляда со стороны родителей. А само убийство оказалось банальным – малолетний Ромео, в преддверии отъезда своей Джульетты с семьёй в Мексику, куда Уманский был назначен послом, решил девушку припугнуть, но случайно застрелил. Сообразив, что случилось – застрелился сам. Остальное же всерьёз не восприняли – ибо ничего реального не было, был дурной эпатаж золотой непоротой молодёжи, точнее, даже не молодёжи, детей.
Тем более что старшие сыновья того же Микояна воевали, один – погиб. Все трое летчики. И небесталанные, как и Василий Сталин. Да и семьи прочих ни в чём таком замешаны не были, как и вся страна, надрываясь ради Победы. Тем не менее это был звоночек того, что в СССР формируется наследственная элита... со всем вытекающим, и со всеми нюансами золотых деток.
В целом
В целом дети вождей были людьми храбрыми:
«Я струсил и пошёл на сделку с совестью, сфальсифицировав факты. Я в рапорте умолчал о том, что, когда ФВ-190 рванулся на мою машину в атаку, зайдя мне снизу под правое крыло, Лёня Хрущёв, чтобы спасти меня от смерти, бросил свой самолёт наперерез огневому залпу «фоккера».»
И образованными, но все они оказались скрыты фигурами отцов. И во многом разделили их судьбу. Так, дети Сталина и Берии попали под каток, и не только они, фамилии лишили сына Абакумова. Были и прочие примеры – семью Меркулова выселили в коммуналку на окраину Москвы. А вот сыновья Микояна сделали блестящие карьеры, как и сам «от Ильича до Ильича без инфаркта и паралича». И на фоне элит до, и элит после смотрятся дети вождей того времени – людьми. Учёные, инженеры, офицеры... причём не понарошку для галки, а всерьёз. Хотя были и Владимиры Шахурины, глупо это отрицать. Люди в основном хорошие и талантливые, но разные, и скрытые в густой тени титанов-родителей, о которых спорят уже 70 лет.
Роман Иванов
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: