
Истребитель CF-105 Arrow должен был встретить советских пилотов в Канаде, но вместо этого встретил бесславный конец. Об этом рассказал американский военный эксперт Питер Сучиу в статье для издания 19FortyFive. Специально для своих читателей «ПолитРоссия» представляет эксклюзивный пересказ публикации.
Встретить советские бомбардировщики
После Второй мировой войны, когда британские королевские ВВС все еще восстанавливались и не имели средств на создание новых самолетов, канадская авиастроительная компания Avro Canada разработала двухместный реактивный истребитель-перехватчик CF-100 Canuck. Это был первый боевой самолет полностью канадского производства – и он оказался хорошим дальним всепогодным истребителем.

CF-100 Canuck принес компании Avro Canada известность, ведь она показала отличные результаты в быстром завершении сложного проекта. На волне успеха канадские авиастроители в середине 1950-х годов начали работу над другой машиной – CF-105 Arrow, гигантским перехватчиком с дельтовидным крылом.
«Он обещал надежду на светлое будущее канадской авиационной промышленности и имел потенциал обеспечения Королевских канадских ВВС возможностью встретить советские бомбардировщики – и, возможно, уничтожить их в войне», – пишет Питер Сучиу.
Хотя доверие к аэрокосмической промышленности Канады было высоким, проект провалился. Питер Сучиу пишет, что фигурально можно сказать: CF-105 Arrow вскоре рухнул, как Икар с его ненадежными крыльями.
Характеристики CF-105 Arrow
Разработка перехватчика продвигалась быстро, и CF-105 Arrow во многом запомнили, как один из самых передовых самолетов своей эпохи. Его хвалили за мощь и красоту, а также за внушительные размеры.
«Сказать, что все в Arrow было массивным, – это преуменьшение. Это был огромный проект по размеру, масштабу и амбициям. Сам самолет также был огромным. Его вес составлял около 20 000 кг без груза, размах крыльев – 15,2 метра. Это был огромный самолет для перехватчика», – рассказывает обозреватель 19FortyFive.

Кроме того, CF-105 Arrow считался очень продвинутой машиной: он мог похвастаться первой в мире компьютеризированной системой управления полетом, в то же время он был быстрее любого реактивного самолета в своем классе. По задумке разработчиков, воздушное судно могло двигаться почти в два раза быстрее звука на высоте 16 тысяч метров.
Провал проекта CF-105 Arrow
Первый прототип CF-105 Arrow был выпущен 4 октября 1957 года, и более 12 тысяч человек прибыли на презентацию, чтобы своими глазами увидеть перспективный самолет. Однако это событие было в значительной степени омрачено запуском советского космического аппарата «Спутник-1» – первого в мире искусственного спутника Земли.
«Он был запущен на орбиту в этот же день и возвестил о начале космической эры человечества и, возможно, о конце главной цели дальнего бомбардировщика CF-105 Arrow», – считает Питер Сучиу.
Программа испытаний истребителя началась в 1958 году, и в ней приняли участие пять новых образцов. Однако проект оказался обречен из-за политических и технических проблем, а также из-за высокой стоимости.

Работа над CF-105 Arrow была отменена 20 февраля 1959 года правительством новоизбранного канадского премьер-министра Джона Дифенбейкера, этот день стал известен среди сотрудников компании как «Черная пятница». Официальной версией стало то, что новый премьер-министр стремился сократить федеральные расходы. Однако, по слухам, решение имело личные мотивы: у Дифенбейкера, ярого поборника здорового образа жизни, были плохие отношения с президентом компании Avro Canada Кроуфордом Гордоном-младшим, который был известен своей любовью к выпивке.
В итоге CF-105 Arrow так и не поступил в производство, и в конце концов Королевские канадские ВВС приобрели вместо него американский истребитель-перехватчик дальнего радиуса действия, истребитель-бомбардировщик McDonnell F-101 Voodoo. Компания Avro Canada не смогла оправиться от отмены программы и прекратила свою деятельность в 1962 году. Так бесславно закончилась история истребителя-перехватчика, которому надлежало стать оружием в борьбе с Москвой.
Ранее «ПолитРоссия»