«Да здравствует вечная дружба российского и украинского народов! Россия и Украина – друзья навеки!» Первомайская демонстрация в Киеве, 1954 год
Политика преимущественного развития окраин
Председатель Совета министров Узбекской ССР в 1953–1955 гг. Усман Юсупович Юсупов (1901–1966), до этого бывший первый секретарь ЦК Компартии Узбекистана (1937–1950), министр хлопководства СССР (1950–1953), честно заявил на пленуме КПУ в Ташкенте в ноябре 1954 года:
«Мы и наши соседи бурно развиваемся, благодаря, а прямо сказать, за счет России. В этом развитии немало перекосов, но то, чем за считанные годы стали наши республики, этим мы должны быть благодарны России».
Правда, после ухода Сталина в компартии начали усиливать свои позиции скрытые троцкисты-хрущёвцы, интернационалисты, ориентированные на разрушение
Что интересно, этот опасный крен «интернационализма» в политике Кремля после ухода Сталина, что позднее привёл к всплеску национализма, русофобии и стал одной из ведущих причин развала СССР, отметили и ведущие деятели мирового социалистического лагеря. Лидер Югославии и югославской компартии Иосип Броз Тито отмечал:
«Уже в середине 50-х началось и затем продолжилось сворачивание прорусской политики последнего сталинского десятилетия».
Председатель китайской компартии и создатель КНР Мао Цзэдун отмечал, что в СССР началось сползание к космополитизму, номенклатурному бюрократизму и национализму окраин.
Как великороссов назначили виноватыми в колониальной политике
Уже в самом начале существования Советского государства, в 1920-х годах советское правительство (Совнарком – Совет народных комиссаров) и Высший совет народного хозяйства (ВСНХ) принимали решение о развитии советских республик за счёт коренных русских губерний (РСФСР). Революционеры-интернационалисты официально заявляли, что великороссы задолжали окраинным народам, и пора платить по счетам. Мол, Российская империя была «тюрьмой народов», где «великорусские шовинисты» эксплуатировали захваченные «колонии».
Правда, они забыли либо не знали, что Российская империя была уникальной державой, которая, в отличие от, к примеру, Британской и Французской колониальных империй, не паразитировала нас своих колониях, а развивала их за счёт русского ядра державы (
Поэтому уже в 1920-е годы почти половина доходной части бюджета РСФСР направлялась в другие союзные республики. Во второй половине 30-х годов и в первое послевоенное десятилетие Сталин значительно сократил «перегиб» в пользу национальных республик: поддержка снизилась до 25 %. Но уже с 1955 года, с захвата власти Хрущёвым, процесс пошёл вспять, причём форсированными темпами. В итоге политика кормления национальных «украйн» за счёт великорусских губерний была сохранена и даже усилена.
К примеру, политика Хрущёва по освоению целинных и залежных земель, дальнейшему их содержанию, быстро дорожавшему, более чем на треть обеспечивалась перекачкой денежных, материально-технических, людских и кадровых ресурсов РСФСР. Только на казахскую целину переводили целиком десятки колхозов и совхозов с территории РСФСР, Белой Руси и Левобережной Украины. Одновременно при Хрущёве была запущена политика ликвидации «неперспективных деревень». В первую очередь эта политика касалась великорусских областей Нечерноземья РСФСР. В сущности, это был удар по русской деревне (
Сначала из деревни выкачали ресурсы, работоспособные поколения, молодежь и лучшие кадры отправились обустраивать «солнечные» республики. А обескровленные деревни признали «неперспективными», взяв курс на развитие крупных населенных пунктов. За период 1959–1979 гг. число сельских населённых пунктов в РСФСР уменьшилось до 177,1 тысяч – на 60,2 %.
В целом дотации, которые получили союзные республики за весь советский период, исчисляются с учетом текущих цен и валютного курса минимум в 11 триллионов долларов.
Первый секретарь ЦК КПСС, председатель Совета министров СССР Никита Сергеевич Хрущев, 1960 год
Территориальные подарки
Также у России (РСФСР) в 1920-е годы изъяли большие территории в пользу республик Прибалтики, Белоруссии, Украины, Грузии и Казахстана. Советские республики приросли за счёт коренных русских земель на 15–35 %.
Так, в 1919–1922 гг. Украина получила исторические русские регионы (
Правда, благодаря Сталину, который отлично разбирался в национальном вопросе, почти все эти приращения УССР за счёт соседних областей РСФСР ликвидировали. Конечно, это вызвало недовольство киевских властей, но при великом вожде они вынуждены были скрывать свои националистические устремления. Так, первый секретарь Киевского обкома партии в 1957–1962 гг. Пётр Шелест, позднее глава ЦК компартии Украины (1963–1972), просил Хрущёва вернуть в состав УССР приграничные районы СССР. Хрущёв отдал Крым, но с остальными землями затянул, не успел. В это время в связи с ухудшением социально-экономической ситуации в стране, волюнтаризмом хрущевской внутренней и внешней политики росли протестные настроения и оппозиция в верхах. Поэтому Хрущёв не решился на новые территориальные подарки УССР.
Были другие территориальные подарки. Литва должна ставить Сталину памятники за свою столицу. 10 октября 1939 года в Москве состоялось подписание Договора о передаче Литве города Вильно и Виленского края, которые Советский Союз перед этим отторг от Польши. В начале 20-х годов в состав Латвии и Эстонии отдали исконно русские города и районы – Двинск, Нарву, Юрьев-Тарту, Печоры, Изборск, Ивангород и Пыталово. Последние четыре Сталин вернул в 1940 году и повторно в 1944–1946 годы. Поэтому латвийские и эстонские политики регулярно стонут об «аннексии».
Наряду с УССР, которая при Ленине, Сталине и Хрущеве получила все свои восточные и западные области, пожалуй, только Казахстан может денно и нощно возносить молитвы СССР и его вождям. Советское правительство создало казахскую государственность: декретом СНК РСФСР от 10 июля 1919 года был создан Киргизский край. В это время казахов в России называли киргизами.
26 августа 1920 года ВЦИК и СНК РСФСР приняли подписанный М. И. Калининым и В. И. Лениным декрет «Об образовании Автономной Киргизской Социалистической Советской Республики» (Киргизская АССР) в составе РСФСР со столицей в Оренбурге. Она была образована из Акмолинской, Семипалатинской, Тургайской, Уральской, а также Букеевской и частей Оренбургской губерний. К середине 20-х годов в состав автономии также включили Павлодарский, Семипалатинский, Петропавловский, Нижнеуральский, Акмолинский, Гурьевский, Актюбинский регионы. Правда, передачу оренбургских и омских (акмолинских) земель затем отменили.
В 1925 году, после национально-территориального размежевания в Средней Азии, Киргизская АССР переименована в Казакскую АССР, столица перенесена с Урала на Сырдарью в город Перовск. С 1927 года столицей стала Алма-Ата. В 1936 году Казакская АССР была переименована в Казахскую АССР, а затем 5 декабря 1936 года была отделена от РСФСР и преобразована в Казахскую ССР. В итоге Казахстан получил земли южного Урала и Сибири, русские земли составили более трети территории республики. А после развала СССР в 1991 году ушли в самостийное плаванье.
Указ Президиума Верховного Совета СССР «О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР», публикация в «Ведомостях Верховного Совета СССР» от 9 марта 1954 года
Внутренняя колония
Русские области СССР оказались дойной коровой для нацреспублик. За счёт России Прибалтика превратилась из застойной, нищей и аграрной окраины Европы в «витрину СССР», настоящую Европу. Резко вырос уровень жизни, благосостояния, духовной и материальной культуры в Западной Украине, которая также долгие столетия была глухой, сельской провинцией Польши и Австрии. Процветали закавказские республики, которые без русских жили под гнётом турков, персов и местных феодалов. А местные народности и племена в целом жили в нищете, гибли в войнах, разбоях, угонялись в рабство. Горная глухомань превратилась под властью русских царей и генсеков в процветающий регион. Народ отреагировал на это изменение быстрым демографическим ростом.
Можно также отметить, что только в РСФСР коллективизация была повальной. В национальных окраинах местные жители смогли сохранить свои сады и огороды, то есть лучшее качество жизни. Только Россия со времен Хрущёва подвергалась религиозной дискриминации православных, в ней проводилась программа ликвидации «неперспективной» деревни, шла «кукурузная революция», оказывалось давление на личные хозяйства колхозников.
РСФСР и Белоруссия по сравнению с другими республиками получали меньше сельскохозяйственной техники, меньше денег на строительство сельского и городского жилья, развитие других отраслей экономики, культуры и на строительство железных и шоссейных дорог. Формальные нормативы жилплощади, медицинского обслуживания, количества объектов науки, образования и культуры для областей России были меньше, чем для республик Прибалтики, Закавказья, Западной Украины, столичных центров Средней Азии. Всем республикам, кроме РСФСР и Белоруссии, разрешали снижать плановые задания.
Снабжение РСФСР потребительскими товарами, которые шли из-за границы, по решениям Политбюро ЦК КПСС и Президиума Совмина СССР 1959, 1963, 1978 и 1983 годов, шло по остаточному принципу. Сначала импорт шёл в национальные союзные республики, затем в Восточную Украину и Белоруссию, национальные республики и области РСФСР, и только затем в остальную часть России. Одновременно многие первоклассные товары, которые производились в РСФСР, в приоритетном порядке насыщали союзные республики, в русских областях появился дефицит.
Таким образом, возникла большая диспропорция между РСФСР и другими союзными республиками в размерах ассигнований из бюджета, объемах поставок материальных ресурсов, выделении валюты, импортных товаров, в других областях и сферах. Это привело к разному уровню жизни в республиках СССР.
В 1960–1980-е годы уровень зарплат и жизни в целом в большинстве союзных республик был на 30–40 % выше, чем в РСФСР-России. А уровень розничных цен в РСФСР был выше на 15–35 %. Так Россия кормила остальные республики (кроме Белоруссии). А местные жители, обманутые националистической пропагандой, перед развалом и во время краха СССР, ещё и верили, что как только выгонят «русских колонизаторов и оккупантов», то они якобы заживут ещё лучше! Строили радужные надежды, воздушные замки. Не понимая, что их благополучие было основано на ограничении развития России и щедрости Москвы в отношении нацреспублик.
Всё это привело к рождению этнических элит в республиках, которые надеялись на личное и клановое процветание за счёт развала и грабежа СССР. А к русским во многих нацрегионах уже в 70-е годы стали относиться пренебрежительно, с высокомерием и презрением. В частности, на бытовом уровне такое презрение и ненависть к русским отмечалось в Прибалтике и на Западной Украине.
Верхушка союзных республик весьма преуспела в наращивании своей доли и в хозяйственно-материальном имуществе разрушаемого Союза. С разрешения Москвы перед распадом СССР и после него союзные республики захватили подавляющую часть советских экономических фондов. К примеру, в республиках Прибалтики в 1989 году оказался почти весь советский торговый флот, который действовал на Балтике и в Северном море. В причерноморских и прикаспийских республиках, исключая РСФСР, оказалось более 70 % советского торгового
Таким образом, если Россия в условиях нынешнего глобального шторма вернётся к своему проекту развития, будет создавать условный СССР-2, то необходимо избежать этих ошибок в национальной политике. Только правда. Никакого паразитирования на русском народе, России. Никакого «кормления» национальных окраин, республик и малых народов за счёт великорусов.
Самсонов Александр
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: