Хотя официально днем рождения Балтийского флота считается победа в устье реки Невы 18 мая 1703 года, когда гребная флотилия под командованием Петра I одержала первую боевую победу, в честь которой была учреждена специальная памятная медаль для участников с надписью «Небываемое бывает», начало флоту было заложено 2 февраля 1701 года. Именно в эту дату вышел «Указ о постройке на Ладожском озере шести 18-пушечных кораблей».
Петр Великий понимал роль сильного военно-морского флота, его необходимость для будущего России, и создал его с нуля. Благодаря ему Россия смогла вернуть захваченные Швецией земли и утвердиться на Балтийском море. По мере продвижения русских войск по побережью, базирование флота на Балтике расширялась, в устье реки Сясь заложили судостроительная верфь, а в 1703 году — Олонецкую верфь на реке Свирь.
Размах судостроения поражал: на ней одновременно строилось 50 судов. В 1706 году была построена Адмиралтейская верфь, на которой в 1709 году был заложен первый русский линейный 54-пушечный корабль «Полтава», и уже за период с 1711 по 1714 годы в Петербурге и Архангельске строилось 15 линейных кораблей, включая 90-пушечные…
Помимо военных дел, Балтийский флот славен вкладом в науку:
«Первооткрыватели новых земель В.И. Беринг, Ф.Ф. Беллинсгаузен, Г.И. Невельской, композитор Н.А. Римский-Корсаков, писатели А.П. Соболев и С.А. Колбасьев, изобретатель радио и радиолокации А.С. Попов, физик Б.С. Якоби, собиратель русского слова В.И. Даль, кораблестроитель академик А.Н. Крылов гордо называли себя балтийцами».
Корабли Балтийского флота ходили по всем морям и океанам. Именно Балтийский флот посодействовал первому картографическому описанию северных берегов России и совершил открытие Антарктиды. Всего моряками Балтийского флота было совершено более 400 географических открытий.
В настоящее время в составе Балтийского флота находятся 2 дизельные подводные лодки и 55 надводных кораблей: 2 эсминца, 4 корвета, 2 сторожевых корабля, 4 малых ракетных корабля, 6 малых противолодочных кораблей, 8 ракетных катеров, 5 базовых тральщиков, 9 рейдовых тральщиков, 4 больших десантных корабля, 2 малых десантных корабля на ВП, 9 десантных катеров.
Основные пункты базирования: Кронштадт (Ленинградская область) и Балтийск (Калининградская область). Флагманом флота является эскадренный миноносец проекта 956 «Настойчивый».
Развитие флота идёт и в настоящее время. Сейчас Балтийский флот представляет собой оперативно-стратегическое объединение различных видов вооружений, включающее, помимо кораблей, морскую авиацию, береговые войска, а также средства воздушно-космической и противовоздушной обороны.
В этом году в рамках запланированной модернизации, по словам начальника отдела информационного обеспечения пресс-службы ЗВО по Балтийскому флоту капитан 2-го ранга В. Матвеева, планируется смена навигационной аппаратуры на более современную:
«В 2015 году на корабли и суда флота было поставлено 60 видов морских средств навигации, – навигационные системы «Аляска», новые гирокурсоуказатели, лаги, эхолоты и многое другое. В текущем году планируется поставка 20 новых комплектов средств навигации на крупные корабли и более 30 комплектов на малые корабли и суда».
Флот ведет интенсивную навигацию: в 2015 году корабли суммарно прошли около 300 тысяч морских миль, находясь в плавании более 2100 суток:
«…корабли и суда флота продолжат выполнять задачи в различных точках Мирового океана, как самостоятельно, так и в составе постоянного оперативного соединения кораблей ВМФ России в Средиземном море. Кораблям флота предстоит решать задачи в Балтийском, Северном, Средиземном морях, в Северной Атлантике, Антарктике и других районах».
Отдельно стоит отметить проходящие учения, крупнейшим из которых были совместные с Северным флотом маневры в марте 2015 года:
Видеоролик, показывающий высадку десанта морской пехоты с самого большого в мире десантного корабля на воздушной подушке «Евгений Кочешков» рекомендую отдельно:
Гражданские суда флота тоже не простаивают, здесь имеет смысл отметить начавшийся в ноябре дальний поход к берегам Антарктиды океанографического судна «Адмирал Владимирский»:
«Маршрут экспедиции пройдёт по Балтийскому и Северному морям, затем через пролив Ла-Манш «Адмирал Владимирский» выйдет в Атлантический океан, минует пролив Гибралтар, пересечёт Средиземное море, Суэцкий канал, Красное море и выйдет в Индийский океан. Далее маршрут судна пройдёт у берегов Сейшельских островов и Мадагаскара. Обогнув южную оконечность Африки, ОИС «Адмирал Владимирский» войдёт в окраинные моря Антарктиды».
Главной же задачей Балтийского флота была и остается функция создания в Балтийском регионе атмосферы взаимопонимания и доверия, что требует наличия сильного флота, который может решить любую поставленную задачу в рамках своей компетенции, как военного, так и гражданского характера. Обстановка в мире за всю более чем трехвековую историю Балтийского флота наглядно подтверждает: существование сильной группировки является необходимо для осуществления безопасности России на западном направлении. Особенно это важно сейчас, так как в Балтийском регионе находятся страны НАТО, в том числе – с истерической агрессивностью по отношению к России.
Читайте нас: