Все мы прекрасно знаем, что дельфин и русалка, как бы не пелось в популярной песне прошлых лет – они не рыба, ни мясо, ни все остальное. И вообще, союз более чем своеобразный.
Сегодня речь пойдет о разработке Центрального конструкторского бюро морской техники «Рубин». Речь идет о «Страже», проекте патрульного погружающегося корабля.
Нельзя сказать, что это «прорывное», «не имеющее аналогов», потому что проект «Страж» - это второй проект. Первый разрабатывался как экспортный вариант и интереса к нему никто не проявил.
Но в
Один проект назывался «Дельфин» и был разработан во времена Хрущева, которому бабахнуло в голову посадить инженеров за сотворение гибрида ракетного катера и подводной лодки.
Технологии того времени просто не позволили соорудить что-то вменяемое, потому «Дельфин» остался нереализованным проектом. Сами конструкторы признавали, что катер получился плохой, а подводная лодка и того хуже.
Но и до «Дельфина» был почти реализован начавшийся в 1939 году в особом техническом бюро НКВД при заводе № 196 в Ленинграде (да, ее Величество Шарага в действии) проект погружающегося торпедного катера М-400 «Блоха». Катер стали строить в металле в 1940 году, в начале Великой Отечественной войны готовность составляла 60%, но во время войны катер был поврежден артобстрелами и его строительство решили не возобновлять.
И вот, после «Блохи» и «Дельфина» - «Страж».
Что представляет собой новый проект «Рубина»? Это весьма своеобразный корабль. «Блоха» имел водоизмещение 74 тонны. «Дельфин» - 600 тонн. «Страж» вытесняет 1300 тонн воды. Длина корабля 72 метра. Катером не поднимается язык назвать, ракетный катер «Молния» был длиной 56 метров и водоизмещением менее 500 тонн. А тут – вдвое больше.
Вооружение «Стража» комбинированное. Автоматическая пушка малого калибра, который пока не озвучен, но понятно, что это от 30 до 57 миллиметров. Четыре торпедных аппарата 324-мм. Две ПУ для противокорабельных ракет.
Если подумать, то «Пакет-НК» на корабле будет выглядеть весьма. Комплекс, способный работать как по надводным кораблям, так и по подводным лодкам торпедами – весьма в тему.
Пусковые установки 3С14 - наше все. Если ПУ будут для «Ониксов» и «Калибров» - вполне. Что-то другое не имеет смысла.
В довершение ко всему еще имеют место быть герметичные отсеки-ангары, в которых можно разместить лодки для досмотровых групп, дополнительное вооружение, либо беспилотные летательные аппараты.
Все это смонтировано на довольно устойчивой платформе. Так называемый волнопронзающий форштевень (как у «Замволта» почти) и отрицательный завал бортов придают кораблю дополнительную остойчивость плюс снижают радиолокационную заметность. Бульб в носу снижает сопротивление воды и в нем очень удобно устанавливать гидроакустическую станцию.
Скоростью, однако, по данным разработчика, корабль не блещет. Заявленный 21 узел – для патрульного корабля это совсем мало. Ни догнать, ни, простите, смыться.
В «Рубине» утверждают, что корабль способен пройти около 4 тысяч миль на скорости 10 узлов. При необходимости дальность можно еще увеличить.
Думаем.
Для того, чтобы легче было думать, берем к сравнению обычный патрульный корабль проекта 22160. Корвет. Он ближе по размерам и водоизмещению к «Стражу», чем любой другой корабль.
Водоизмещение у корвета 22160 немного больше – 1500 тонн. Однако, динамические характеристики намного лучше. Максимальная скорость – 25 узлов. Патрульная – 16 узлов. Дальность хода на 16 узлах – 6 000 миль.
Как ходок по морю «Василий Быков» смотрится предпочтительнее, чем «Страж». Дальше, быстрее, догнать беспроблемнее. 4 узла – это, знаете ли, много.
Вооружение у «чистого» корвета тоже намного предпочтительнее. 76-мм артустановка вместо АУ меньших калибров, 8 противокорабельных ракет. Сколько у «Стража» не совсем понятно. И у корвета есть ангар для вертолета и, соответственно, вертолет в этом ангаре. Что Ка-29, что Ка-52 – это серьезное подспорье для корабля, выполняющего патрульные функции в морской зоне.
В целом, по сравнению с нормальным корветом «Страж» не смотрится совершенно.
Однако не стоит сразу говорить, что задумка конструкторов «Рубина» - это глупость. В проекте есть рациональное зерно, весь вопрос только в том, как применить этот корабль.
И вообще, стоит, кстати, отметить, что разработка «Стража» в ЦКБ МТ «Рубин» велась факультативно. То есть, не стоила бюджету страны ни рубля. Это как бы цифровой полигон для отработки идей, которые в прошлом реализовать не получилось. Временя меняются, так что то, что оказалось не под силу кораблестроителям в 50-е годы прошлого века, сегодня может быть вполне реализуемо.
Итак, мы имеем корабль корветного водоизмещения, со смешанным ракетно-торпедным вооружением, способный погружаться на неопределенное время под воду и там перемещаться.
У нас есть патрульные корветы примерно такого же водоизмещения, с более сильным вооружением и более быстрые. У нас есть подводные лодки (те же «Варшавянки»), которые однозначно созданы для действий из-под воды, большие по размерам и водоизмещению, но более медленные, нежели этот корабль-гибрид.
И где мы уверенно можем применять такой корабль, как «Страж»?
Однозначно рисуется никакой не патрульный корабль, а нечто иное. Практика применения такого корабля – это действия из засад в условиях мелководья.
Такой корабль может, пользуясь своей реальной малозаметностью, вести наблюдение за кораблями и судами противника, и атаковать. Возможен и перехват, но тут, конечно, важна скорость.
Способность перемещаться под водой можно использовать по-разному.
Во-первых, уйти с поверхности при начавшемся внезапном волнении и переждать тот же шторм, не прерывая патрулирования – это интересно.
Во-вторых, при боевом контакте с противником, погружение под воду может позволить уйти от поражения ракетами или артиллерийским
В-третьих, скрытное перемещение дает возможность незаметно подойти к кораблям и судам противника. Плюс перемещение под водой однозначно скрывает корабль от средств воздушного наблюдения. Значит – есть возможность использования для операций на мелководье, таких, как постановка мин или высадка подводных пловцов-диверсантов.
Место? Очень хорошо такой корабль мог бы себя чувствовать в условиях мелководья Балтики, изрезанной шхерами и изобилующей островами. Либо такие корабли могли бы очень неплохо чувствовать себя на той же Курильской гряде.
Если посмотреть на рисунки проектов, то становится видно, что первый проект «Стража» - это подводная лодка, которой придали некоторые особенности надводных кораблей. Второй корабль имеет явную структуру надводного корабля, которому дали функции подводной лодки.
Вообще если еще раз посмотреть в историю, то первые нормальные боевые подводные лодки Первой Мировой войны были скорее ныряющими, чем подводными. Они проводили большую часть времени в надводном положении, перемещаясь к противнику, заряжая аккумуляторы и так далее.
Современные технологии позволяют значительно увеличит пребывание лодок под водой, но над водой они не так быстры, как под водой. Узкая специализация сказывается. А атомные субмарины и вообще под водой имеют большую скорость, чем в надводном положении.
Так что в первую очередь, проект «Страж-2» должен быть подвержен осмыслению. То, что теоретически создан проект такого корабля, который способен действовать как над водой, так и под ее поверхностью, в первую очередь стоит ответить на целый ряд вопросов.
1. Насколько вообще реально построение действующего корабля по такому проекту и его серийное производство.
2. Стоимость корабля. Если он будет иметь цену трех подводных лодок, то стоит задуматься о целесообразности работ по такому кораблю вообще.
3. Условия эксплуатации. В том числе и затраты на содержание таких кораблей.
4. Применение. Должно быть четкое понимание того, где и в каком качестве может быть максимально эффективно применен такой корабль.
Только после того, как будет дан ответ на все эти вопросы, есть смысл говорить о том, что у нас разработали очередное «чудо-оружие», естественно, «не имеющее аналогов в мире».
Да, действительно, в мире аналогов нет. Но вполне возможно, что в них ни у кого просто нет необходимости. Есть страны, которые достигли весьма значительных успехов в разработке кораблей различных классов. Но то, что пока никто не разрабатывает и не строит кораблей подобного класса, не говорит о том, что мы «впереди планет всей».
Однако, совершенно не стоит и говорить о том, что проект совершенно не будет востребован. Лично мне кажется, что в проекте есть суть.
Сегодня корабли становятся все меньше в размерах, все больше технологий направлено на то, чтобы сделать корабли менее заметными.
Убрать надводные корабли из зоны максимально эффективного поражения – основная задача дня завтрашнего. Почему не убрать под воду? Если будет такая возможность технологически – не самый плохой вариант.
Причем, это реально будет не подводная лодка, а ныряющий надводный корабль. Идеальный боец для работ из засады.
Выражая свое мнение в комментариях к
Давайте скажем так: ЦКБ МТ «Рубин» разработал не один проект, который был не просто успешным, а превосходным. «Кальмар», «Антей», «Акула», «Борей»…
Это интересный проект, созданный в стенах, где изначально, начиная с 1901 года, умели строить подводные лодки. Так что есть смысл просто подождать, пока время покажет, насколько этот проект был интересным и жизнеспособным.
Вполне возможно, что ныряющий патрульный корабль – это не фантастика, а реалия дня завтрашнего.
Роман Скоморохов
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: