До
того как попасть в Афганистан он служил штурманом-оператором на
авиабазе Воздвиженка Приморского края, летал на ракетоносцах Ту-16.
Выполнял рейсы над Тихим океаном, участвовал в сопровождении
американских авианосцев «Midway» и «Enterprise».
В
Афганистане его сделали авианаводчиком и опыт штурмана ему очень помог,
так как он мог легко рассчитать боевой заход для летчика, чтобы он точно
ударил по цели. Это был большой прорыв, так как до войны в Афганистане
школа авиационных наводчиков Великой Отечественной войны была потеряна.
Их просто не готовили.
С началом войны в горах Афгана,
первые 3-4 года роль авианаводчиков выполняли командиры полков,
батальонов, списанные летчики. В СССР готовили офицеров боевого
управления, был даже факультет ШБУ - штурманов боевого управления, но
это для истребителей и наведения по локатору истребителя нашего на
самолет противника. Чтобы наводить наши самолеты и вертолеты на наземные
цели - такому просто не обучали нигде.
Передовой
авиационный наводчик или ПАН - всегда штучный специалист, уже по
условиям задачи обязанный сочетать в себе выдающуюся физическую форму,
звериную осторожность, ловкость и хитрость, недюжинную смелость и
детальное понимание нюансов работы ударной авиации, ломающей
сопротивление противника под незаметным боевым управлением
авианаводчика.
О работе советского авианаводчика в
Афганистане рассказывает Герой Советского Союза инок Киприан - до 2016
года Валерий Анатольевич Бурков, полковник в отставке. С января 1984
года Валерий Бурков участвовал в боевых действиях в Афганистане в
качестве передового авианаводчика, неоднократно принимал участие в
операциях подразделений 70-й отдельной мотострелковой бригады на
территории провинции Кандагар. Потерял на войне в 1984 на мине обе ноги.
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Подпишись: