Возьми на память мой портрет, а твой —
В груди, как сердце, навсегда со мной.
Дарю лишь тень, но снизойди к даренью,
Ведь я умру — и тень сольется с тенью.
Портрет. Джон Донн
В груди, как сердце, навсегда со мной.
Дарю лишь тень, но снизойди к даренью,
Ведь я умру — и тень сольется с тенью.
Портрет. Джон Донн
Именно поэтому такие портреты – важный исторический источник. Во-первых, на них в большинстве своём стоит дата. То есть мы знаем год написания портрета и, соответственно, год, когда изображённый на нём человек носил ту или иную одежду. Во-вторых, по ряду портретов сохранилась переписка их автора с заказчиком, а также платёжные документы. Ну и самое главное, портретов этих много. Так много, что ими забиты все галереи мира (и их запасники). Так что трудновато модификаторам истории, типа Фоменко, объяснить их появление и датировки. За меньшее время все эти картины было бы просто не написать, даже если бы их авторы, не отвлекаясь на ни что другое, писали бы их все 24 часа в сутки.
Но ведь кроме того существует ещё и одежда, в которой изображены герои портретов. И если это рыцарские доспехи, то мы можем сличить их с эффигиями (тоже датированными), документами на их изготовление (часто сохранившимися), и собственно самими доспехами, которые постепенно изменялись, причём процесс этих изменений можно проследить буквально год за годом.
Вот почему, повторюсь ещё раз, исторические портреты представляют для исторической науки большой интерес. И раз это так, то сегодня мы как раз к ним и обратимся. Миниатюры из средневековых манускриптов мы уже рассматривали, фрески изучали, с эффигиями знакомились неоднократно – настало время портретной живописи!
Начнём с фрески 1328 года из палаццо Пубблико в Сиене (Горродской музей Сиены), на которой мы видим всадника на коне. Взглянем сперва на пейзаж. Он реален. Именно так и выглядели в то время итальянские города-крепости с высокими башнями, сохранившимися до сих пор. Считается, что это Монтемасси и Сассофорте, в 1328 г. взятые кондотьером Гвидориччо да Фольяно.
А вот сам Гвидориччо да Фольяно крупным планом. Художник Симоне Мартини (1284–1344). Фреска 1328 г. Палаццо Пубблико. Сиена
Обратите внимание на год, когда фреска была написана. Конь всадника в геральдической попоне, на нём самом – геральдическое сюрко, полностью скрывающее его доспехи. Меч – с характерным перекрестием. И мы знаем, что подобных изображений существуют тысячи, то есть перед нами типичное облачение кондотьера (командира военной «банды» или «кондотты») начала эпохи Столетней войны.
Прошло сто лет и вот уже перед нами другой рыцарь, и уже в других доспехах…
Перед нами работа Конрада Вица (1400–1446) – одного из основоположников Северного Возрождения, «Правители племен Совохай и Ванея – верные вассалы из воинства царя Давида», представляющая собой фрагмент росписи алтаря «Зеркало Спасения» в Базельском соборе, которая была им исполнена в 1435 г. Базельский художественный музей
Кто такие эти два персонажа и чем прославились, сказать не могу и мне это не интересно. Интересно, в каких они доспехах. На первом большой бацинет – характерный шлем того времени, но очень необычная плоская с изломом кираса. Настоящая лобовая
Кондотьер Пипо Стана. Андреа дель Кастаньо (–1457). ок. 1450 г. Церковь Санта Аполлония, Флоренция
Ещё один кондотьер, уже времени окончания Столетней войны. Разной войны наплечники как раз и были визитной карточкой итальянских и прежде всего миланских доспехов.
А это его собрат по профессии: Джованни Джустиниани Лонго — генуэзский кондотьер из рода Лонго в составе торгового клана Джустиниани, на протяжении 200 лет франкократии владевшего островом Хиос. Работа этого же художника. Церковь Санта Аполлония, Флоренция
Лукас Кранах Старший (1472–1553) — «Портрет избранного принца Иоахима II», 1520 г. Охотничий замок Грюневальд, Берлин
Хорошо известно, что начало XVI века было эпохой так называемых «максимилиановских доспехов» или «лат с желобками» – рифлёных доспехов, более лёгких и прочных, нежели гладкие, но очень дорогих и трудоёмких в изготовлении. И вот как раз принц Иоахим II в них на этом портрете и изображён.
Они же крупно. Очень хорошо видно рифление…
«Максимилиановские доспехи» 1515-1525 гг. Вес 18,99 кг. Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Аньоло Бронзино (настоящее имя Аньоло ди Козимо ди Мариано) (1503–1572/1563) был придворным художником рода Медичи. Поэтому не стоит удивляться, что он написал портрет «Козимо Первый Медичи в латах», 1545 год. Галерея Уффици, Флоренция
На нём, как вы видите, очень пышные доспехи, украшенные чеканными изображениями.
Наплечник с чеканным узором от доспеха Йохана Вильгельма (1530–1573), герцога Саксен-Веймарского. Метрополитен-музей, Нью Йорк
Ещё один портрет кисти Аньоло Бронзино: «Портрет Гвидобальбо II делла Ровере, герцога Урбинского», 1532 г. Палаццо Питти, Флоренция
Как видите, на этом портрете, помимо имитации прорезей, нашла своё отражение и тогдашняя мода на торчащие гульфики приличных размеров!
Имитация прорезей на доспехе Йохана Вильгельма (1530–1573), герцога Саксен-Веймарского. Метрополитен-музей, Нью Йорк
А были ещё и вот такие гульфики из металла. Вес 160 г. Изготовлен в Германии в середине XVI в. Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Портрет «Стефано IV Колонна» Аньоло Бронзино из Национальной галереи старинного искусства в Риме
Портрет кондотьера датирован 1546 годом, причём дата указана в нижней части колонны. Стефано был членом римской семьи Колонна и служил генерал-лейтенантом наёмных войск герцога Козимо де Медичи. Портрет похож на портрет 1530 года работы Бронзино, изображающий Гвидобальдо делла Ровере, картину, хранящуюся в Палаццо Питти. Колонна изображён в чёрных доспехах и с мечом, рука лежит на шлеме, а сам он стоит перед колонной и красным занавесом. Умер кондотьер в 1548 году.
Популярные всаднические доспехи 1550 г. Вес 11,325 кг. Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Корнель де Лион (1500/1510–1575) был придворным художником короля Генриха II и Екатерины Медичи. В 1551 он упоминается как мажордом короля. В его мастерской работали также его сын и дочь. Большую часть жизни он работал во Франции, и прославился как один из самых талантливых и плодовитых мастеров-портретистов эпохи Возрождения. На его портрете короля Генриха II король изображён в очень интересных доспехах, явно украшенных цветной эмалью.
«Портрет Генриха II» Корнель де Лион. Галерея Эстензе, Модена
Но это не было фантазией художника. До нас дошли части доспехов, украшенные именно цветными эмалями, в частности шлем-морион работы знаменитого Бенвенуто Челлини…
Антонис ван Дасхорст Мор (1519–1576). Портрет принца Вильгельма Оранского. Ок. 1554 г. Нидерланды. Картинная галерея города Кассель
На нём типичные доспехи в гринвичском стиле с золочёными полосами.
Михиль Янс ван Миревельт, также Миревелд (1566–1641) был придворным художником принца Оранского и, несмотря на свою близость к анабаптистам, в то же время находился на службе у наместника Испанских Нидерландов эрцгерцога Альбрехта и тоже писал выдающихся деятелей своей эпохи одетыми в доспехи, причём очень точно выписывал их декор.
Михиль Янс ван Миревельт. Портрет Фредерика Хендрика ван Оранье (1584–1647), последнего сына принца Оранского, прозванного «Молчаливым». Рейксмузеум, Амстердам
Доспехи на нём очень богатые, украшенные полосами гравированных и позолоченных трофеев.
Ну а это доспехи настоящие, изготовленные в Нюрнберге в 1620-1623 гг. Материалы: низкоуглеродистая сталь, золото, золотая тесьма, бархат, кожа. Технологии: воронение, травление, резьба, золочение. Полный вес: 20,09 кг. Вся поверхность богато украшена вытравленной сеткой ромбовидных панелей, образованных савойскими узлами, на которых изображены трофеи, короны и пальмовые ветви, а также пары сцепленных рук, позолоченные на тёмном фоне. Сложенные руки вместе с изображением огня дружбы также изображены на крыльях налокотников. Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Антонис ван Дейк (1599–1641). Портрет короля Карла II в бытность его принцем Уэльским. (Частное собрание)
Причём таких портретов известно несколько. И обычно юный принц на них, несмотря на свои малые лета, изображён в рыцарских доспехах. Но… это не фантазия живописца! Доспехи для детей действительно существовали!
Картина знаменитого мастера «света и тени» Рембрандта Харменса ван Рейна (1606–1669). «Мужчина в золотом шлеме». Ок. 1650 г. Государственные музеи Берлина
Никогда раньше не задумывался над тем, что на нём за шлем и как он называется. Теперь могу совершенно точно сказать, что это шлем кабассет или морион «испанского типа», изготовленный в Северной Италии.
В Метрополитен-музее Нью-Йорка хранится похожий шлем, датируемый 1580 годом. Шлем украшен рельефными изображениями Европы на спине быка, с её скорбящими сестрами справа, деревьями и замком вдали. Сцена с другой стороны может изображать Аррию, или Фисбу, падающую на меч Пирама, о чём свидетельствуют лев, фонтан и деревья на заднем плане. Всё изделие искусно прочеканено, и украшено гравировкой и позолотой. Кому мог понадобиться столь простой пехотный шлем, но в таком дорогом исполнении – обычно такие шлемы носили простые аркебузиры, – сказать трудно. Ну, разве что какой-нибудь капитан аркебузиров. Во всяком случае Рембрандт явно его с чего-то рисовал. В то время рисовать по фотографии было не принято. Высота шлема 26,3 см, вес 1,52 кг
Очень интересный и тоже «золотой шлем» ок. 1550-1555 гг. работы неизвестного мастера из Италии. Тот же музей. Этот шлем – важный пример использования в европейских доспехах декоративной техники, часто называемой ложным или поддельным демаскированием, при котором тонкие листы золота или серебра прижимаются к поверхности предмета, предварительно покрытой множеством мелких штрихов, которые позволяли мягкому драгоценному металлу к ней приставать. Эта техника, называемая в Индии «кофтгари», появилась в Европе только в середине XVI века, хотя на Востоке она была известна гораздо раньше
Очень интересная кираса, состоящая из двух половин (Метрополитен-музей, Нью-Йорк), заметно различающихся по дизайну и исполнению
Верхняя часть украшена тонким рельефным рельефом – прямо-таки это самая настоящая «живопись по металлу»! – на котором изображены стоящие фигуры Богородицы с Младенцем между святым Иеронимом слева от неё и святым Христофором, несущим младенца Христа, справа; вверху, около шеи – декоративный фриз с чеканной маской, изо рта которой течёт листва, в завитках которой прячутся две птицы; шея прочно отбортована витыми «верёвками», с парами заклёпок с обеих сторон для наплечников. Есть значительные следы позолоты. Нижняя часть состоит из аниме-кирасы, с выгравированными листьями в северно-итальянском стиле и центральной полосой трофеев на зернистой поверхности. По вертикальной линии проходит ряд заклёпок, напоминающих пуговицы. Чеканка на верхней части выполнена в лучшем итальянском стиле середины XVI века и может быть выполнена в семействе миланских Негроли. Вот изобразил бы художник того времени что-нибудь подобное, и знатокам пришлось бы поломать голову, чтобы выяснить, какая часть её была выполнена раньше – верхняя или нижняя. И вот мы можем подержать её в руках, а вопросы всё равно остаются…
Продолжение следует…
Вячеслав Шпаковский
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: