Восстановительные работы на месте железнодорожной катастрофы у Сен-Мишель-де-Морьен, фото: france3-regions.francetvinfo.fr
Декабрьской ночью 1917 года поезд, перевозивший солдат, возвращавшихся с фронта в тыл, сошел с рельсов в альпийской долине Морьен. В результате крушения воинского эшелона в ночь с 12 на 13 декабря, по официальным данным, погибло 435 человек, из которых 433 человека были французскими военнослужащими.
Долгие годы железнодорожная катастрофа у небольшого французского селения Сен-Мишель-де-Морьен оставалась крупнейшей по количеству жертв в
Катастрофе у Сен-Мишель-де-Морьен предшествовала битва при Капоретто
Железнодорожная катастрофа в альпийской долине Морьен всегда рассматривалась в контексте Первой мировой войны. Именно то, что событие произошло в активный период ведения боевых действий, во многом определило тот факт, что о катастрофе достаточно быстро забыли. На первом этапе власти Франции просто скрывали информацию о трагедии, газеты написали первые заметки только спустя четыре дня, и в них было крайне мало информации.
Полностью все архивные данные по катастрофе рассекретили через много десятилетий после завершения войны. К примеру, точно определить количество жертв трагедии смогли только в 2007 году с открытием всех архивов для исследователей. При этом до сих пор даже во Франции имеют хождение версии о том, что катастрофа унесла жизни порядка 700 человек.
Отступающие итальянские солдаты в Удине, октябрь 1917 года, wikimedia.org
Второй момент, который способствовал тому, что о катастрофе достаточно быстро забыли даже во Франции, хотя она была крупнейшей в истории страны, также напрямую связан с войной.
Общее количество потерь в железнодорожной катастрофе у деревни Сен-Мишель-де-Морьен составляло лишь половину от средних ежедневных потерь, которые несла французская армия в годы войны. На этом фоне даже единовременная гибель 435 человек воспринималась совсем иначе.
Катастрофе, которая произошла поздно ночью 12 декабря 1917 года, предшествовало одно из крупнейших сражений Первой мировой войны – битва при Капоретто, в которой участвовало до 2,5 миллиона человек. В этом сражении войска центральных держав – Германии и Австро-Венгрии – провели успешное наступление против Италии. Объединенные германо-австрийские войска нанесли Королевской армии Италии очень болезненное поражение.
Под городом Капоретто австро-германскому командованию удалось осуществить одну из немногих операций Первой мировой войны по прорыву позиционного фронта. В ходе наступления, которое продлилось до декабря 1917 года, итальянская армия отступила вглубь своей территории на 70–100 км. Итальянские войска только пленными потеряли более 250 тысяч человек, а правительство страны вынуждено было уйти в отставку.
Болезненное поражение Италии вынудило вмешаться страны Антанты. Так, с октября 1917 года на этот участок фронта стали прибывать французские и английские войска. Прибытие свежих дивизий ободряюще подействовало на итальянских солдат и помогло стабилизировать фронт.
Память о событиях этой операции нашла отражение и в литературе. Битва при Капоретто и последовавшее отступление итальянских войск, местами переходящее в бегство, были описаны в знаменитом романе Эрнеста Хемингуэя «Прощай,
Железнодорожная катастрофа в долине Морьен
Собственно, без поражения итальянской армии в битве при Капоретто не было бы и катастрофы поезда в альпийской долине Морьен. Французские военнослужащие как раз возвращались с итальянского фронта в отпуск. Военный эшелон вёз из Италии солдат и офицеров, которые получили 15-дневный отпуск и должны были в преддверии рождественских каникул встретиться с семьями и родными.
Профиль участка железной дороги, на котором произошло крушение, изображение: france3-regions.francetvinfo.fr
Эшелон изначально состоял из 17 вагонов, все они были итальянского производства. Как и большинство вагонов того периода, их кузов был полностью деревянным, железными были только рама и ходовая часть.
Пройдя Мон-Сенисский тоннель, соединяющий Францию и Италию, военный эшелон прибыл на станцию Модан, где к нему присоединили ещё два дополнительных вагона.
Общее количество вагонов в эшелоне достигло 19, из которых 17 – были пассажирским и два – багажных: в голове и хвосте состава.
Известно, что общий вес эшелона достигал 526 тонн, а длина – 350 метров. В Модане в вагонах находилось 982 военнослужащих 46-й и 47-й французских пехотных дивизий.
Вести эшелон такой массы должны были два паровоза, но в дело вмешалась война. Второй паровоз реквизировали для перевозки эшелона с боеприпасами.
Собственно, это и предопределило будущую катастрофу.
Тогда же в Модане большинство офицеров пересело в стоящий на станции пассажирский поезд до Парижа, который уходил со станции раньше.
Адъютант Жирард, который был машинистом военного эшелона, был против его отправки лишь с одним локомотивом, но капитан Файоль, управлявший железнодорожным движением на этом участке, настоял на отправке под угрозой трибунала.
Ситуацию усугублял тот факт, что только на трёх вагонах эшелона работал автоматический воздушный тормоз, на остальных вагонах работала только ручная тормозная система, либо не было никакой. По составу были распределены 7 железнодорожных рабочих, которые должны были активировать ручной тормоз по сигналам с локомотива.
В 22:47 военный эшелон отправился со станции Модан (высота 1 040 метров над уровнем моря).
Перепад высот между населенными пунктами составлял более 300 метров на участке длиной примерно 15,5 км. Сен-Мишель-де-Морьен находился на высоте 710 метров над уровнем моря. Машинист старался вести состав максимально медленно со скоростью не более 10 км/ч, но, начиная от коммуны Френьи, поезд начал разгоняться на большом уклоне, развив неконтролируемую скорость, которая в итоге достигла 135 км/ч.
Место катастрофы у Сен-Мишель-де-Морьен в 2015 году, фото: wikimedia.org
После моста через реку Арк примерно в 1 300 метрах от станции Сен-Мишель-де-Морьен железнодорожные пути начинали изгибаться, в этой кривой максимальная скорость состава не должна была превышать 40 км/ч, но военный эшелон вошел в кривую на скорости более 100 км/ч, в результате чего сцепку между тендером и первым вагоном разорвало.
В сошедший с рельсов вагон стали врезаться другие, быстро разрушаясь.
Ситуацию усугубил вспыхнувший примерно через 30–40 минут пожар, возможно, он перекинулся на деревянные вагоны с установленных в них для освещения свечей. Достаточно быстро пламя охватило место катастрофы, что усугублялось местностью. На повороте путей вагоны буквально впечатывались в подпорную каменную стену, а затем «складывались» друг об друга. Выбраться из этой мешанины дерева и металла не смогли многие раненые.
В катастрофе не пострадал только сам локомотив, который прибыл на станцию Сен-Мишель-де-Морьен и лишь там сумел остановиться.
При этом из 19 вагонов состава были полностью уничтожены 14.
Возникший после крушения состава пожар продлился почти сутки. Как стало известно в 2007 году из полностью рассекреченных военных архивов, жертвами катастрофы стали 435 человек: 433 военнослужащих и два железнодорожных работника.
Из числа погибших удалось опознать только тела 148 человек.
Ещё 194 человека получили травмы и ранения разной степени тяжести.
К сожалению, в истории случались и более страшные железнодорожные катастрофы
К сожалению, в истории железнодорожного транспорта происходили и более страшные катастрофы, которые уносили сотни жизней пассажиров, железнодорожников и случайных людей.
Часть из них, которые произошли в мирное время, гораздо отчетливее врезались в человеческую память. Так, например, произошло с железнодорожной катастрофой во Франции возле городка Помпон в 25 км от Парижа, которая случилась 23 декабря 1933 года, в ней погибли 214 человек.
Ликвидация последствий ж/д катастрофы у Сен-Мишель-де-Морьен, фото: wikimedia.org
В XX веке печальный рекорд французской катастрофы 12 декабря 1917 года превзошла, по всей видимости, только железнодорожная катастрофа под Уфой 4 июня 1989 года, когда из-за аварии на трубопроводе «Западная Сибирь – Урал – Поволжье» произошла крупная утечка газа.
Последовавший затем объемный взрыв газа практически полностью уничтожил два проходящих пассажирских поезда, жертвами этой трагедии, по официальным данным, стали 575 человек.
Ещё более страшная железнодорожная катастрофа произошла уже в декабре 2004 года на острове Шри-Ланка.
Образовавшееся в результате сильнейшего подводного землетрясения в Индийском океане цунами достигло юго-восточной части острова Шри-Ланка, уничтожив проходивший вдоль побережья пассажирский поезд.
Жертвами данной катастрофы стали порядка 1 700 человек. Именно она в настоящее время считается крупнейшей железнодорожной катастрофой в истории человечества.
Юферев Сергей
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: