Лента новостей

09:15
Ближний Восток на грани войны
09:08
Кучно пошли: в ряде российских регионов задержаны граждане, в том числе, подростки, завербованные украинскими спецслужбами
08:49
По адресам Тимура Иванова продолжаются обыски
08:31
Это игра, сет или матч с Москвой?
08:27
Уникальные кадры: Штурмовик Су-25 пронёсся близко к дрону, следившему за обстановкой (ВИДЕО 18+)
04:07
Российский боевой ледокол «Иван Папанин» выходит на испытания
04:04
ПП-2000. Лучше «Стечкина», хуже «Ксюхи»
03:56
Главная тайна аварии на ЧАЭС: персонал не успел заглушить реактор вовремя
01:33
Москва не собирается голосовать в СБ ООН за навязываемые Западом деструктивные резолюции США и Японии
00:27
Трёхголовых хряков на Полтавщине нет, пока нет…
22:17
На заморозку активов ВТБ в США Россия ответила своим арбитражем
22:11
The Economist: Украина потеряет очередные территории, несмотря на новую помощь США
22:09
Комментарии западных читателей к статье «Россия прорывает линию фронта после того, как свежеприбывшая бригада ВСУ оставила позиции»
20:27
Украинские войска ведут обстрелы ДНР, Белгородской, Херсонской, Запорожской и Брянской области. Обзор ситуации в прифронтовых регионах России на вечер 25 апреля
20:26
Некоторым жителям Новороссии позволили покупать старое жильё в кредит под 2% годовых
20:25
Депутат Хамзаев призвал запретить продажу алкоголя на майские праздники
20:20
Конфликт в школе Батайска: мигрант бил детей, срывал уроки и угрожал русским, в школу пришла «Русская община» (ФОТО, ВИДЕО)
19:49
Путин: мы все обязаны поблагодарить население Донбасса и Новороссии за их долготерпение, мужество и героизм
19:14
Депутаты Европарламента потребовали от стран Евросоюза не признавать итоги выборов президента России
19:13
Экс-замминистра культуры России приговорили к семи годам заключения
18:33
Турция на Ближнем Востоке: «Дорога развития» и геополитический выбор
18:29
Путин собрался посетить Китай
18:28
Патрушев заявил о связи нелегальной миграции с террористической угрозой
18:01
Михаил Ефремов с огромной вероятностью получит УДО либо смягчение наказания
17:54
Украинская бригада исчезла, а российская чуть не прорвалась: как битва за Очеретино перевернула ход конфликта в минувшие выходные
17:25
Жители Харькова массово выезжают из города, а Украина вывозит предприятия
17:20
Суд вынес приговор экс-замминистра культуры
17:16
В Польше россиянина приговорили к тюрьме за шпионаж
16:55
Китай выступил против «военного сговора» США
16:53
Руководство США открыто признало, что финансирует тиранию
16:49
Космический зонд «Вояджер-1» впервые за пять месяцев отправил на Землю читаемые данные
16:48
«Гравитон» начал производство российских твердотельных накопителей
16:44
The Times: хуситы снизили объём перевозок по Суэцкому каналу на две трети
16:43
Байден тайно передал Украине более 100 дальнобойных ракет ATACMS
16:42
Гладков назвал количество жертв ВСУ в Белгородской области с начала СВО
16:33
Рябков допустил понижение статуса дипотношений России и США
16:06
Суд арестовал всё имущество Иванова и его родственников
16:05
Дуда пригласил Туска, чтобы доказать ему необходимость размещения ядерного оружия в Польше
16:00
«Терпи, братец!»: офицер «Отважных» вынес раненого сослуживца из-под огня (ВИДЕО)
15:58
Правительство Латвии нанесло удар по конкурентоспособности латышей на рынке труда
15:54
Путин опроверг пересмотр итогов приватизации в России
15:28
Лукашенко считает, что настало время Западу согласиться на переговоры по Украине с РФ
15:27
В Москве взяли под арест взяткодателя и подельника замминистра обороны Иванова
15:26
Боеприпасы с Яворивского полигона рванули на пункте приема металлолома
15:18
Самыми пьющими в Европе оказались дети в Англии
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Армия России»Проект 613. Почему советские подлодки сравнивали с винтовками Мосина и шотландским виски

Проект 613. Почему советские подлодки сравнивали с винтовками Мосина и шотландским виски


Подводная лодка типа "Щука" Черноморского флота, 1944 год Министерство обороны РФДиректор музея "ПЛ С-189" Николай Чернышев  Юрий Белинский/ТАССПодлодка С-363 проекта 613 во время спасательной операции у берегов Швеции, 1981 год Marinmuseum/CC BY 4.0Музей — подводная лодка С-189 проекта 613 Юрий Белинский/ТАСС

70 лет назад, 2 декабря 1951 года, вступила в строй головная дизель-электрическая подводная лодка проекта 613 С-80. Всего в период с 1951 по 1958 год в Советском Союзе было построено 215 субмарин этого типа. Позднее по советской лицензии такие подлодки стали строить и в Китае. 

По трофейным чертежам

После Великой Отечественной войны советский флот, потерявший в боях более трети подводных лодок, остро нуждался в пополнении. При этом стояла задача не только восполнить потери, но и построить новые образцы. Стоявшие на вооружении ВМФ СССР "Щуки" (серия средних дизель-электрических подлодок, выпускавшаяся с 1930 года) к тому времени уже устарели и сильно уступали иностранным лодкам по глубине погружения и возможностям торпедной стрельбы. 

Познакомиться с мировыми достижениями в этой области отечественные инженеры могли благодаря немецким, британским и американским подлодкам. Одни были трофейными, другие — получены по ленд-лизу. 

Изучив иностранные образцы, советские инженеры приступили к созданию новых лодок в рамках проекта 613, которые позволили ВМФ укрепить рубежи страны в трудное послевоенное время. 

Судьба первой лодки проекта

Головная подлодка проекта 613 С-80 была спущена на воду в 1951 году. Однако через десять лет, 26 января 1961 года, в ходе обычного рейда субмарина затонула в Баренцевом море. 

Обнаружить подлодку, которая в результате аварии легла на грунт, удалось благодаря местным рыбакам лишь спустя семь лет — 23 июня 1968 года. 

При помощи спускаемой подводной камеры лодку обследовали, а затем решили поднять. Как выяснилось в результате расследования специальной правительственной комиссии, ЧП произошло при всплытии из-за попадания внутрь корабля воды через шахту перископа. Причиной трагедии, унесшей жизни всего экипажа (68 подводников), были названы ошибки экипажа. 

Надежная, как винтовка Мосина, крепкая, как виски

По словам капитана 1-го ранга запаса Николая Чернышева, служившего на одной из лодок проекта 613, основными задачами экипажей "шестьсот тринадцатых" были: нанесение торпедных ударов по боевым кораблям и судам противника, постановка мин, высадка диверсионных групп на побережье противника. 

За надежность, простоту в управлении и многоцелевое назначение подводники сравнивали подлодки проекта 613 с винтовками Мосина. В американской классификации подлодка носила название Whiskey. По мнению военных историков, это прозвище было присвоено советской лодке за крепкую конструкцию (с цельносварным корпусом усиленной прочности), а также за массовость и распространенность. Более 40 лодок проекта 613 были поставлены на экспорт.   

"Шведский комсомолец"

"Шведским комсомольцем" на флоте в шутку называли лодку С-363 проекта 613. Ироничное прозвище появилось в результате инцидента, произошедшего 27 октября 1981 года в территориальных водах Швеции. 

В официальном сообщении ТАСС говорилось: "В ночь с 27 на 28 октября советская дизельная подводная лодка с бортовым номером 137, совершая обычное учебное плавание в Балтийском море, вследствие выхода из строя навигационных приборов и возникновения в связи с этим ошибок в определении места в плохую видимость сбилась с курса и села на мель у юго-восточной оконечности Швеции. В настоящее время подводная лодка снята с мели шведскими спасательными судами и стоит на якоре в безопасном месте. Ведутся переговоры со шведскими властями о выводе подводной лодки за пределы территориальных вод Швеции".

Впоследствии, по одной из версий, списанная лодка так и осталась на территории Швеции и выставлялась в одном из музеев военной техники. 

Вторая жизнь С-189

17 марта 1955 года после завершения комплекса испытаний вошла в строй подлодка проекта 613 С-189. В составе ВМФ она находилась 35 лет.

За этот период С-189 успешно выполнила десятки боевых задач в Атлантике и на Балтийском море, участвовала в испытании новых образцов оружия на полигонах Ладожского озера. На С-189 прошли школу подводного плавания тысячи матросов, старшин, мичманов и офицеров. 

После вывода из состава флота в 1998 году лодка затонула в порту Кронштадта и пролежала на грунте до 2005 года. После подъема, организованного усилиями ветеранов-подводников, корабль решено было восстановить и сделать из него плавучий музей. 

20 марта 2010 года на борт С-189, находящейся в Санкт-Петербурге, у причала на набережной Лейтенанта Шмидта, поднялись первые посетители.   

Василий Кучушев



Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Подпишись:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх