Лента новостей

21:22
В результате инцидента на границе Киргизии и Таджикистана пострадали в общей сложности 17 человек
21:12
"Молочная катастрофа": российских буренок как корова языком слизала
21:11
Назван истинный вдохновитель указа Ельцина о свободной торговле
21:09
Шойгу в Дубне показали сверхдальний дрон «Орион»
21:08
России пришла повесточка на войну
21:07
Коронавирус "выкосил" Госдуму: заседать в феврале будут всего неделю
20:58
Шейнин призвал Украину и Европу вспомнить уроки истории и не вестись на провокации США
20:57
Клинцевич объяснил, почему США не решатся развязать войну с Россией
20:56
Депутат бундестага Котре: конфронтационная политика ФРГ идет вразрез с интересами страны
20:38
Белоруссия потребует компенсировать ущерб от нацистской оккупации
20:35
Украинским ополченцам позволили использовать тяжелое вооружение
20:34
Бельгия защитит паспорта с помощью любимых комиксов
20:33
На границе Киргизии и Таджикистана вспыхнула перестрелка, трое таджикских пограничников ранены
20:32
«Все стороны должны полностью отказаться от менталитета холодной войны»: Пекин изложил Вашингтону свою позицию по ситуации вокруг Украины
20:31
«Диалог. ua»: На Украине обнаружены диверсанты, их курировали российские спецслужбы
20:28
Vivo представила среднебюджетный смартфон Y75 5G с чипом MediaTek Dimensity 700
20:27
Honor, Huawei, OPPO и Xiaomi подтвердили личное участие в MWC 2022, а Sony полностью отказалась от участия в выставке
20:23
Россия в 2021 году поставила в Венгрию 5,9 млрд куб. м газа
20:22
Постпред России при ОБСЕ сравнил Украину без кредитов с пациентом на ИВЛ
20:21
Мантуров заявил, что завод Кронштадта станет современным Центром производства БЛА
20:19
Не так много поводов для оптимизма. Первая реакция РФ на ответы по гарантиям безопасности
20:18
Главу Мордовии избрали секретарем регионального отделения Единой России
20:17
ФЕОР заявила, что община Алма-Аты понесла потери в ходе беспорядков в Казахстане
20:15
Выведут ли Баргузин из забвения? Что такое железнодорожная стартовая платформа
20:13
Шойгу представили первый летный образец беспилотника Орион
20:04
Слуцкий назвал тему признания ЛДНР «архиважной» — поэтому её нельзя форсировать
20:03
«Не по идеологическим соображениям», а ради пиара: Верка Сердючка оправдалась за «Батько наш, Бандера»
20:02
Из-за дефицита кадров в ЛНР к работе на АМК привлекли россиян из Воронежской области
20:01
Фирташ предлагает Украине стать нейтральной страной — «Швейцарией Евразии»
20:00
В результате обстрела ВСУ погиб военнослужащий Луганской Народной Республики
19:58
Экс-сенатор Клинцевич: Российский флаг стал символом освободительного движения в Африке
19:55
Украина: выходы — плохой, очень плохой и для побежденного
19:52
Личный капитал Путина, возможно, недосягаем, в отличие от национального богатства России
19:42
Байден может поговорить по телефону с Зеленским 27 января
19:41
Sina: один ход Путина переиграл 18 планов Байдена
19:40
Немецкие пользователи Twitter высказали свое отношение к угрозам Бербок в адрес «СП-2»
19:29
Самообеспеченность России позволит отказаться от расчетов в долларах и евро
19:24
Глава Нафтогаза Витренко назвал создание в Германии дочки Nord Stream 2 AG трюком
19:23
ЦБ: международные золотовалютные резервы России достигли рекордных 639,6 миллиарда долларов
19:22
МИД назвал энергосотрудничество ключевой сферой двустороннего взаимодействия с Германией
19:20
Источник: Таджикистан назвал действия киргизских пограничников агрессией
19:19
Госдеп: США обеспокоены ситуацией с женой чеченского судьи Янгулбаева
19:18
В Баткенской области Киргизии создали оперштаб из-за обострения на границе с Таджикистаном
19:17
Мурашко обсудил с представителем ВОЗ включение Минздрава в список регуляторных органов
19:07
Названы факторы, которые позволят рублю укрепиться
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Армия России»Проект 613. Почему советские подлодки сравнивали с винтовками Мосина и шотландским виски

Проект 613. Почему советские подлодки сравнивали с винтовками Мосина и шотландским виски


Подводная лодка типа "Щука" Черноморского флота, 1944 год Министерство обороны РФДиректор музея "ПЛ С-189" Николай Чернышев  Юрий Белинский/ТАССПодлодка С-363 проекта 613 во время спасательной операции у берегов Швеции, 1981 год Marinmuseum/CC BY 4.0Музей — подводная лодка С-189 проекта 613 Юрий Белинский/ТАСС

70 лет назад, 2 декабря 1951 года, вступила в строй головная дизель-электрическая подводная лодка проекта 613 С-80. Всего в период с 1951 по 1958 год в Советском Союзе было построено 215 субмарин этого типа. Позднее по советской лицензии такие подлодки стали строить и в Китае. 

По трофейным чертежам

После Великой Отечественной войны советский флот, потерявший в боях более трети подводных лодок, остро нуждался в пополнении. При этом стояла задача не только восполнить потери, но и построить новые образцы. Стоявшие на вооружении ВМФ СССР "Щуки" (серия средних дизель-электрических подлодок, выпускавшаяся с 1930 года) к тому времени уже устарели и сильно уступали иностранным лодкам по глубине погружения и возможностям торпедной стрельбы. 

Познакомиться с мировыми достижениями в этой области отечественные инженеры могли благодаря немецким, британским и американским подлодкам. Одни были трофейными, другие — получены по ленд-лизу. 

Изучив иностранные образцы, советские инженеры приступили к созданию новых лодок в рамках проекта 613, которые позволили ВМФ укрепить рубежи страны в трудное послевоенное время. 

Судьба первой лодки проекта

Головная подлодка проекта 613 С-80 была спущена на воду в 1951 году. Однако через десять лет, 26 января 1961 года, в ходе обычного рейда субмарина затонула в Баренцевом море. 

Обнаружить подлодку, которая в результате аварии легла на грунт, удалось благодаря местным рыбакам лишь спустя семь лет — 23 июня 1968 года. 

При помощи спускаемой подводной камеры лодку обследовали, а затем решили поднять. Как выяснилось в результате расследования специальной правительственной комиссии, ЧП произошло при всплытии из-за попадания внутрь корабля воды через шахту перископа. Причиной трагедии, унесшей жизни всего экипажа (68 подводников), были названы ошибки экипажа. 

Надежная, как винтовка Мосина, крепкая, как виски

По словам капитана 1-го ранга запаса Николая Чернышева, служившего на одной из лодок проекта 613, основными задачами экипажей "шестьсот тринадцатых" были: нанесение торпедных ударов по боевым кораблям и судам противника, постановка мин, высадка диверсионных групп на побережье противника. 

За надежность, простоту в управлении и многоцелевое назначение подводники сравнивали подлодки проекта 613 с винтовками Мосина. В американской классификации подлодка носила название Whiskey. По мнению военных историков, это прозвище было присвоено советской лодке за крепкую конструкцию (с цельносварным корпусом усиленной прочности), а также за массовость и распространенность. Более 40 лодок проекта 613 были поставлены на экспорт.   

"Шведский комсомолец"

"Шведским комсомольцем" на флоте в шутку называли лодку С-363 проекта 613. Ироничное прозвище появилось в результате инцидента, произошедшего 27 октября 1981 года в территориальных водах Швеции. 

В официальном сообщении ТАСС говорилось: "В ночь с 27 на 28 октября советская дизельная подводная лодка с бортовым номером 137, совершая обычное учебное плавание в Балтийском море, вследствие выхода из строя навигационных приборов и возникновения в связи с этим ошибок в определении места в плохую видимость сбилась с курса и села на мель у юго-восточной оконечности Швеции. В настоящее время подводная лодка снята с мели шведскими спасательными судами и стоит на якоре в безопасном месте. Ведутся переговоры со шведскими властями о выводе подводной лодки за пределы территориальных вод Швеции".

Впоследствии, по одной из версий, списанная лодка так и осталась на территории Швеции и выставлялась в одном из музеев военной техники. 

Вторая жизнь С-189

17 марта 1955 года после завершения комплекса испытаний вошла в строй подлодка проекта 613 С-189. В составе ВМФ она находилась 35 лет.

За этот период С-189 успешно выполнила десятки боевых задач в Атлантике и на Балтийском море, участвовала в испытании новых образцов оружия на полигонах Ладожского озера. На С-189 прошли школу подводного плавания тысячи матросов, старшин, мичманов и офицеров. 

После вывода из состава флота в 1998 году лодка затонула в порту Кронштадта и пролежала на грунте до 2005 года. После подъема, организованного усилиями ветеранов-подводников, корабль решено было восстановить и сделать из него плавучий музей. 

20 марта 2010 года на борт С-189, находящейся в Санкт-Петербурге, у причала на набережной Лейтенанта Шмидта, поднялись первые посетители.   

Василий Кучушев



Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Подпишись:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх