Мы изучили турецкие самолеты и системы ПВО после того, как в Киеве объявили «слава турецким ВВС». Что же славят новоявленные украинские друзья Анкары?
Меня умиляет быстро расцветшая дружба Украины и Турции. И всего-то дел:Турция себе на беду сбила российский самолет. Это сразу же заставило Киев забыть «коварство» Анкары с турецким потоком и начать петь дифирамбы о вечной и непорочной дружбе двух великих народов. Уже дошло до такого маразма, что невольно вспоминается басня Крылова: «кукушка хвалит петуха, за то что хвалит он кукушку»:
Уже вечером 24 ноября 2015 года, «благодарные» за маленький «праздник» креативщики с Украины сделали ролик о турецких ВВС с многозначительным названием «Слава турецким ВВС».
Так и хочется спросить: «чему слава?». Тому, что назвавшись союзником подло без предупреждения сбили бомбардировщик у которого в этой ситуации не было ни одного шанса? Они хоть понимают, что было бы с турецкими F-16, в случае, если бы Россия в тот момент считала Турцию врагом? Судя по всему, нет. Как обычно мозг там не работает. Мозг заменен креативом.
Стоит ли удивляться креативщикам с другой стороны, которые в благодарность создали ролик об украинской армии. При прочих обстоятельствах, то есть вспоминая кампанию на Донбассе, я бы подумал, что издеваются, а тут нет, все как положено. С припиской «благодарим за видео о турецких воздушных силах, которые сделали наши украинские друзья».
О мощи, вернее немощи ВСУ я писал много. Турции пока не доставалось. Давайте оценим насколько справедливы дифирамбы, которыми расточаются в адрес турецких ВВС из Киева.
Немного истории
На самом деле там все просто. Основа безопасности Турции — НАТО. Да, у Турции самая большая армия в Европе (после РФ), да, там много всякой техники, да, она постоянно находится в зоне боев. Но. Тут как и с армией Израиля все и очень просто и сложно. Дело в том, что те и другие пока еще не сталкивались с армиями, которые находятся с ними на одном техническом уровне оснащения. И тем более не сталкивались с теми армиями, которые по уровню оснащенности выше их.
Курдские боевики, прошу прощения — партизаны, не ровня механизированным колонам турецкой армии, а ни с чем более сложным они пока не сталкивались, начиная с Кипрского кризиса, произошедшего 40 лет назад. Там, кстати, тоже было много курьезов. Например, удар по собственному конвою турецкими соколами, что стало причиной гибели эсминца вместе в 80 членами экипажа.
Интересная была внутриНАТОвская война. Поучительная. Но это уже давняя история. А между тем Турция уже десятки лет является сбросовой ямой для устаревшей натовской техники. У Анкары всегда быда проблема: армия большая, а денег на современную технику нет. Это касалось всех родов войск. Мы пока не будем трогать сухопутные войска и ВМС. Не о них разговор в данной статье.
Турции за последнее десятилетие наконец-то удалось сделать свою авиацию универсальной. Основу их мощи составляют истребители F-16 (около 240 единиц) и пока еще немного (около 40 единиц) F-5. С F-5 все понятно. Самолет был создан в 1950-х как учебно-боевой. Затем на нем слепили чисто боевую версию на экспорт, которую США поставляли всем, кроме себя. В США этот самолет был только учебно-боевым. Числился под названием Т-38.
Испытания во Вьетнаме их не удовлетворили, хотя самолет показал себя неплохо в качестве дешевого штурмовика, имеющего возможность драться и с советскими истребителями. Фактически он безнадежно уже устарел в 1970-х с появлением самолетов четвертого поколения. F-16 в составе ВВС Турции необычные. Они местного производства, собранные по лицензии США. Для Анкары это был прорывной проект.
Кстати, турки строили самолеты данного типа не только для себя. Они поставляли их в Египет, а пакистанские самолеты проходили в Турции модернизацию. Вообще, к концу 2000-х Турция смогла локализовать производство самолета у себя на довольно высоком уровне. Очевидно, что стратегически Анкара взяла курс на создание у себя авиационной промышленности, по примеру японской. Начать с лицензии на производство американских самолетов, добиться высокой степени локализации и наработке технологических цепочек, а далее видно будет.
Чем были ВВС Турции до Tusas F-16C? Все страны НАТО по разнарядке сбрасывали туда устаревшее барахло, которое им мешало. Достаточно сказать, что убожество типа RF-84F (похуже Миг-15) состояло на службе ВВС Турции еще в 1980-х годах.
F-100C (аналог Миг-19) вовсю служил в 1980-е. Именно турецкие F-100C были последние, которые были сбиты в бою. Случилось это в 1983 году, когда иракские «Миражи» не поняли зачем они вторглись в их воздушное пространство. По состоянию на начало 1988 года на вооружении ВВС Турции этих самолетов было еще 95 штук.
F-104S. Какие только прозвища он не получал: «вдоводел», «летающий гроб», «гроб с крылышками». Все потому, что это был воистину уникальный самолет. Его аварийность стала притчей во языках. Фактически это был классический перехватчик, главной задачей которого было побыстрее перехватить самолет противника при помощи ракет.
Ни о каком маневре там речь просто не шла. Самолет уже окончательно устарел в 1970-х, но страны НАТО любезно сбросили сотню этих шедевров Турции (Германия), плюс некоторое количество Италия, которые служили белому полумесяцу на красном стяге еще очень долго. В 21 веке они еще служили.
Итак, к началу 1980-х стало ясно, что ВВС Турции безнадежно устарели и с этим надо что-то делать. Правда, денег у Турции было немного. Иметь на вооружении хороший истребитель-бомбардировщик, которым в конце 1980-х выглядел американский F-16 и перехватчик F-15, было не по карману. Вариантов не было. Пришлось ставить на вооружение довольно посредственный истребитель и неплохой бомбардировщик.
Уже в конфликтах 1980-х было замечено, что F-16 в качестве истребителя слабоват. Они еще могли очень успешно сражаться с устаревшими советскими МиГ-21 и МиГ-23, но даже МиГ-29 при прочих равных условиях (один на один или при одинаковой поддержке извне) был им не по плечу. Про более поздние российские истребители я уже молчу.
Итак, что из себя представляет F-16C (D-спарка) турецких ВВС. 152 самолета были поставлены в ВВС страны между 1987 и 1995 годом (крупноузловая сборка). Они производились в Турции из комплектов поставленных из США.
Всего на вооружение турецких ВВС поступило 43 самолета варианта Block-30 и 109 самолетов варианта Block-40. Еще 50 самолетов Block-50 были поставлены до 1999 года. А следующие 30 самолетов были построены в 2011-12 годах, уже во многом из турецких комплектующих, хотя основны компоненты были конечно американскими.
Между 2007 и 2015 годами в рамках программы масштабной модернизации самолетов F-16 были осуществлены следующие действия (165 самолетов): установлены многомодовый радар Northrop Grumman AN/APG-68(V)9; внедрена возможность применения более широкой номенклатуры оружия (в т.ч. ракет AIM-9X Sidewinder); система передачи данных Link 16; цветные индикаторы кабины и записывающие устройства; нашлемная система JHMCS (Joint-Helmet-Mounted Cueing System) и очки ночного видения AVS-9, новые системы идентификации «свой-чужой»; интегрированная навигационная и электронная боевая система; новые бортовые компьютеры.
Фактически эти самолеты модернизированы до уровня Block-52, кроме нового, более мощного двигателя, что плохо для ближнего маневренного боя. Для базирования есть сеть из 34 аэродромов.
Система наземного ПВО у Турции находятся в довольно плачевном состоянии. Устаревшие комплексы большой (иногда ее позиционирую как средней) дальности MIM-14 Nike-Hercules.
В 1950-60 годы довольно мощная система, но на сегодня она уже устарела.
«Средняя» дальность представлена системой MIM-23 Hawk.
В 1980-е довольно современная система. Сейчас ее возможности уже слабоваты. В первую очередь это касается противодействия современным системам электронного подавления.
И комплексы ближнего боя «Рапира».
Те же проблемы, что и у предыдущей системы. То же поколение техники.
Есть еще 70 боевых машин ЗРК «Атылган» и 78 «Зыпкын». Это разные версии ЗРК малой дальности на базе «Стингера». Довольно долгое время на территории Турции находились три НАТОвские батареи ЗРК «Пэтриот». Но они к концу октября 2015 года были выведены, так как у них закончился «мандат» НАТО.
В целом система ПВО довольно хорошо эшелонирована и сбалансирована но оснащенная устаревшими системами. Правда, и тут идут работы по замене некоторых ее систем на современные.
Станции РЭБ KORAL.
Турецкая разработка. Честно говоря, вот так с нуля разработать хорошую РЭБ сложно. Видимо кто-то помог. Пока сложно сказать насколько она эффективна в боевых условиях и насколько может подавить работу РЛС РФ. Тем не менее, это очень интересный опыт для России, который может стать бесценным в будущем. Тем более, что пока война пока более выглядит теоретической.
Система управления AEW&C.
В декабре 2014 года на боевое дежурство заступили все четыре самолета ДРЛО Boeing 737AEW&C. Плюсы системы — возможность координации и наведения самолетов и систем ПВО на цели в режиме реального времени без включения собственных наземных РЛС и локаторов ударных самолетов, что улучшает боевую устойчивость и внезапность атаки. Одновременно использование данных самолетов резко усиливает возможности по обнаружению низколетящих объектов.
Правда, не понятно как они будут работать против станций РЭБ «Красуха-4» ВКС РФ, которые есть в Сирии. И второй момент. Для современных систем ПВО РФ эти самолеты станут легкой добычей в первые же сутки войны.
Теперь два слова о возможностях ВВС+ПВО Турции в целом. Исходя из наличия самолетного парка (около 200-210 самолетов F-16 в постоянной готовности) и наземного компонента ПВО можно оценить боевой потенциал ВВС Турции. Фактически это неплохие второразрядные ВВС региональной страны, которые могут эффективно противостоять соседям (кроме РФ) довольно продолжительное время. Это Иран, Сирия, Израиль, Греция.
Похоже, что они создавались исходя из данной задачи. Противостояние ВКС РФ, как цель никогда не ставилась. Очевидно, что боевой состав авиации и наземных служб формируется исходя из двух вариантов возможных конфликтов:
Нападение более сильного противника (потенциально это только РФ). Тогда ВВС Турции сами не способны вести успешные боевые действия и рассчитывает на «зонтик» США и коллективную оборону НАТО.
Успешное ведение наступательной войны малой интенсивности с любым из возможных соседей, кроме РФ.
Таким образом, ни о каком возможном противостоянии Турции (в одиночку) и РФ не может идти речи и все это прекрасно понимают. А значит, такой вариант я исключаю. России он не выгоден, а со стороны Турции попросту невозможен.
Георгий Низовой
Читайте нас: