Правильно называть эту серию кораблей по имени первого, тип «Swiftsure». Однако имя второго корабля серии, «Минотавр» было несколько более благозвучным и романтическим.
Эти два крейсера, «Свифтшур» и «Минотавр», стали единственными легкими крейсерами, построенными в Великобритании во время Второй Мировой войны. Третий корабль, «Суперб», достроили уже после войны. «Минотавр» был передан ВМС Канады и его переименовали в «Онтарио».
Основой при построении «Минотавров» стали легкие крейсера типа «Фиджи», один из лучших проектов легких крейсеров в мире. Однако, так как «Минотавры» строились во время войны, то проект был изменен, исходя из данных, полученных при эксплуатации «Фиджи».
В результате получился не доработанный тип «Фиджи», а фактически новый тип легких крейсеров, который отличался от исходного, причем весьма значительно. «Минотавры» обладали лучшей остойчивостью из-за увеличения ширины корпуса, большую дальность хода за счет увеличения запаса топлива и значительно усиленное зенитное вооружение.
Причем, жертвовать чем-то почти не пришлось.
Корпус сделали шире на 0,3 метра, что улучшило остойчивость кораблей.
В британском Адмиралтействе пришли к выводу, что самая большая угроза для кораблей находится в воздухе. Потому у «Минотавров» была убрана одна кормовая башня главного калибра, а взамен установлены зенитные автоматы.
Бронирование
Бронирование крейсеров типа «Минотавр» было абсолютно таким же, как у «Фиджи». Силовые установки прикрывал бронепояс толщиной 83 мм и траверзы 51 мм. Бронепалуба имела толщину 51 мм, такой же толщины были башни главного калибра. Барбеты башен имели толщину 25 мм. Артиллерийские погреба бронировались листами толщиной 83 мм.
Энергетическая установка
Четыре паровых котла Адмиралтейского типа питали паром четыре турбины Парсонса, которые приводили во вращение четыре винта.
«Минотавры» могли развивать скорость до 31,5 узла. Запас топлива составлял 1850 тонн. Дальность плавания составляла 2 000 морских миль со скоростью 30 узлов, 8 000 морских миль ходом в 16 узлов.
Экипаж и обитаемость
Экипаж корабле состоял из 865-960 человек. Условия размещения были идентичны крейсерам типа «Фиджи», то есть, считались не очень хорошими из-за тесноты помещений. Правда, на «Минотаврах» была установлена новая электрическая система принудительной вентиляции, но на практике это не сильно улучшило обитаемость крейсеров, поскольку увеличение зенитного вооружения повлекло за собой увеличение членов экипажа. Не очень большое, около 40 человек, но тем не менее, жить на кораблях им было непросто.
Вооружение
Главный калибр состоял из девяти орудий BL Mk XXIII калибром 152-мм в трех трехорудийных башнях. Две башни были в носовой части и одна в кормовой.
Орудие BL Mk XXIII имело ресурс в 1100 выстрелов и скорострельность в 8 выстрелов в минуту. Снаряд вылетал из ствола с начальной скоростью 841 м/с и летел на дальность 23,3 км.
Вспомогательная/зенитная артиллерия состояла из десяти орудий QF Mk XVI калибром 102-мм, размещенные в пяти двухорудийных башнях. Четыре башни располагались попарно на бортах, а пятая находилась за третьей башней главного калибра.
Скорострельность 102-мм орудий была 15-20 выстрелов в минуту. Начальная скорость снаряда 811 м/с, максимальная дальность стрельбы 18,1 км.
Зенитное вооружение ближнего радиуса действия состояло из 16 стволов 40-мм в четырех установках по четыре ствола каждая. Это были 40-мм автоматические пушки QF 2 pdr Mark VIII («Пом-пом»).
На «Минотавре»/«Онтарио» были установлены восемь одноствольных 40-мм зенитных автоматов от того же «Виккерса».
Кроме «Пом-помов» на крейсерах имелись восемь спаренных и шесть одноствольных установок 20-мм фирмы «Эрликон».
Итого 16 (24) стволов 40-мм и 22 ствола 20-мм. Это значительно превосходило состав ПВО крейсеров типа «Фиджи».
Минно-торпедное вооружение крейсеров состояло из двух трехтрубных торпедных аппаратов 533-мм.
Радарное вооружение кораблей было довольно внушительным. Сказывался научно-технический прогресс Великобритании.
Радар «Type 277» часто называют лучшим британским радаров Второй Мировой войны. Стабилизированная в двух плоскостях антенна с параболической решеткой обеспечивала как поиск надводных и воздушных целей, так и определение высоты воздушных. Самолет станция обнаруживала на дальности до 30 миль на высоте 1500 метров.
Для обнаружения воздушных целей использовался радар Type 281. Это была станция, специализированная на поиске воздушных целей. Самолет на высоте до 5000 метров станция обнаруживала на дальности до 110 миль. Летящий на высоте 1000 метров самолет мог быть обнаружен на дистанции до 50 миль.
Для определения дальности для артиллерийской стрельбы использовался радар «Type 293». РЛС уверенно обнаруживала линкор на дальности 17 миль, эсминец – 12 миль, подводная лодка – 4 мили и самолет на высоте 3 000 метров с расстояния 15 миль.
Антенны радаров Type 277, Type 268 и Type 293 (снизу вверх)
Антенна радара Type 281
Модернизации и переоборудования
В 1945 году «Свифтшур» подвергся единственной модернизации. Были сняты все 20-мм «Эрликоны» и вместо них установлены 13 одноствольных зенитных автоматов «Бофорс» калибром 40-мм.
«Онтарио» модернизировали уже после окончания войны, в 50-х годах, значительно сократив количество зенитных автоматов.
В целом же корабли получились спорные. Да, по сравнению с «Фиджи» была значительно улучшена мореходность, но у «колонистов» с ней как бы особых проблем не было, крейсера этого типа таскались по всему миру, от Арктики до Австралии и воевали вполне себе пристойно.
Совершив такие изменения, британские корабелы, как ни крути, ослабили мощь артиллерии главного калибра на четверть. Это серьезное изменение, поскольку все-таки крейсер в первую очередь должен наносить урон именно огнем главного калибра.
Убрали авиацию, которая, признаем, к тому времени потеряла всякую актуальность и нарастив количество стволов ПВО, сделать специализированный крейсер ПВО не получилось. Десять стволов 102-мм – это очень достойно, но на борт могли стрелять одновременно только шесть. А основное количество зениток представляли собой малокалиберную автоматическую артиллерию, которая хороша только на ближней дистанции. Особенно это характерно для «Пом-помов», «Эрликоны» стреляли дальше, но на больших расстояниях 20-мм легкий снаряд давал приличный разброс и создать приличную плотность огня было просто нереально.
Однако для того, чтобы отбиться от самолетов самому, этой артиллерии было более чем достаточно.
Наверное, «Минотавров» можно было бы отнести к крейсерам-скаутам. Разведку и контроль воздушного пространства эти корабли могли вести просто прекрасно. Радары, установленные на кораблях, это позволяли, более того, они перекрывали работу друг друга и два поста наблюдения точно давали меньше огрех при работе.
Боевое применение
«Свифтшур»
Вошел в строй уже в конце войны, когда все было более-менее ясно и понятно. Поэтому крейсер готовили к боевым действиям неспешно. Войдя в строй в июле 1944 года, только к декабрю «Свифтшур» прибыл в Сидней, где базировались корабли Тихоокеанского
Январь-март 1945 года прошли в учениях по боевому слаживанию с кораблями Пятого флота США.
В марте «Свифтшур» был назначен в оперативную группу G57, база которой была на острове Манус (острова Адмиралтейства) и в составе группы принял участие в операциях против японских войск на острове Сакишима. Основной задачей крейсера было обеспечение ПВО союзным авианосцам, самолеты которых наносили удары по береговым объектам японцев.
По окончании операции на Сакишиме крейсер был направлен в составе группы к острову Формоза (нынешний Тайвань), который находился в 200 милях к западу от Сакишимы и где также разворачивались тяжелые бои с японцами.
1 апреля первый раз крейсер подвергся атакам камикадзе, но обошлось без повреждений. До конца месяца «Свифтшур» прикрывал британские авианосцы, работавшие по Формозе.
В начале мая, вместе с крейсерами «Эвриал» и «Черный принц» был отправлен на отдельное задание по обстрелу целей на островах Формоза и Мияко. Крейсера в течении трех дней наносили артиллерийские удары по объектам на островах, но были отогнаны постоянными атаками камикадзе.
Атаки камикадзе стали настолько беспокоить командование группы, что 10 мая «Свифтшур» был выделен вместе с эсминцем «Кемпенфельт» в отдельную группу воздушного наблюдения. То есть, крейсер своими радарами контролировал воздушное пространство, а эсминец прикрывал «Свифтшур» от возможных атак японских подводных лодок.
Вместе с авианосцами группы «Свифтшур» принял участие в заключительных боях за Окинаву.
В июне 1945 года принял участие в операции по массированному артиллерийскому удару по острову Трук. Далее был назначен в прикрытие авианосцу «Implacable», при котором снова выполнял роль радиолокационного дозорного.
15 июня вместе с эсминцем «Тизер» обстреливал японские позиции на острове Моэн. После короткого ремонта, 15 августа, крейсер оказался у Гонконга и принял участие в операции по второй оккупации острова в составе оперативной группы TG111.
Принял участие в отражении множественных атак камикадзе, охраняя авианосец «Vengeance». До самого конца войны крейсер базировался в Гонконге, где и встретил капитуляцию Японии.
По окончании войны корабль вернули в метрополию. Там он продолжил службу в качестве флагманского корабля 2-й крейсерской эскадры, принимал участие в коронационных мероприятиях королевы Елизаветы II.
В 1959 году началась модернизация крейсера до уровня типа «Тигр». Однако в процессе выяснилась полная нерентабельность дальнейшей модернизации, и было принято крейсер списать и сдать на слом, что и произошло в 1962 году.
«Онтарио»
Этот корабль не успел принять участие в боевых действиях. Сложно сказать, что стало тому причиной, то ли то, что канадские власти не спешили подставлять новый корабль под удары камикадзе, то ли просто уже не было такой острой нужды в кораблях (хотя «Свифтшур» пахал довольно серьезно), но «Онтарио» хоть и вошел в состав 4-й Тихоокеанской эскадры Королевского флота, но занимался там совсем непонятными делами.
В летописи корабля это отмечено как «использовался в различных операциях в Гонконге, Маниле и Японии». 27 ноября 1945 года прибыл на место постоянной дислокации в Канаду.
С 1948 года корабль более чем активно принимал участие в различных учениях и маневрах совестно к кораблями ВМС США и Великобритании. Фактически «Онтарио» стал учебно-представительским кораблем. В качестве учебного он совершил переходов на две кругосветки, в качестве представительского в 1951 году катал принцессу Елизавету и принца Филиппа, герцога Эдинбургского от Сиднея (который в Новой Шотландии, в Канаде), через пролив Кабот до Ньюфауленда.
Мог одержать победу, потопив торговое судно «Арауко», столкнувшись с ним. Повезло, все выжили, но крейсер две недели простоял в ремонте в Рио-де-Жанейро, а потом тихим ходом через полмира дотащился до Канады, где корабль нормально отремонтировали.
Участник коронационных мероприятий королевы Елизаветы II.
В 1958 году был выведен из состава флота и утилизирован в Японии в 1960 году.
В целом, проект переделки «колонистов» оказался не то чтобы удачным. Несмотря на снятую башню ГК, ангар, катапульту и самолеты, установленное довольно громоздкое радиолокационное оборудование перегрузило корабли. Полное водоизмещение крейсеров доходило до почти 12 000 тонн.
Однако было в этих кораблях то, что делает их полноценными участниками наших обзоров, несмотря на то, что «Онтарио» не воевал.
«Свифтшур» показал на практике, заняв довольно своеобразную нишу, что крейсер может быть не только артиллерийской платформой, но и кораблем, осуществляющим поиск целей и целеуказание.
В принципе, крейсеры-скауты занимались абсолютно тем же в Первую Мировую войну. Но «Свифтшур» вывел это на новый уровень, поскольку его радиолокационное оборудование оказалось не менее (а может даже и более) полезным, чем 152-мм орудия.
Так что лучший термин, который можно было бы применить к «Минотаврам» - это «полезный». Действительно, как крейсера радиолокационного дозора крейсера оказались весьма полезны.
Подписывайтесь на наш Телеграмм-канал, ежедневно дополнительные материалы, то что не попадает на сайт:
Роман Скоморохов
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: