Лента новостей

04:02
Юрий Подоляка: Донбасс в огне, боевые сводки с фронтов СВО на 25.11.2024
03:18
Плен британца и тысячи потерь: новости СВО от 25 ноября 2024. Карта боёв на Украине сегодня, обстановка в Курской области, военная сводка, 1005-й день спецоперации России на Украине
01:31
Илон Маск срубил $35 млрд за неделю и стал богатейшим человеком в истории Земли
01:23
Цензура в Европе крепчает: почём свобода «свободной прессы»?
01:09
Работают русские штурмовики
00:41
Как 91 процент населения Украины стали «городскими сумасшедшими»
00:31
Атаман Брюховецкого РКО Евгений Самарский вместе с казачьей молодежью местного отделения Союза казачьей молодежи Кубани делают окопные свечи для бойцов СВО
23:16
Xiaomi представила смарт-телевизоры Redmi Smart TV X 2025 с ИИ, 240 Гц и Wi-Fi 6 по цене от $300
23:08
Не только в Европе, но и в Токио, и Сеуле должны услышать последнее предупреждение Президента России
22:55
Война на Украине (24.11.24): Несмотря на распутицу накал боев на Донбассе нарастает...
22:13
Польша тайком поставляла Украине швейцарские патроны
21:29
Польские фермеры вновь блокируют КПП на границе с Украиной
20:56
«Воевать будут все!» Депутат Киевсовета, вдова нациста Коцюбайло со смехом призналась, что все украинцы будут принудительно мобилизованы
20:41
«Тысяча и одна ночь», или Сказки киевской хунты
20:40
Более половины украинцев готовы к переговорам с Россией
20:05
Индийцы отреагировали на удар Орешником по Украине
19:26
Чиновник из Подмосковья может быть причастен к воровству денег, выделенных на восстановление Донбасса
18:40
Обстановка в Курской области по состоянию на 24 ноября
18:21
С Русскими тот, кто мощнее всех Орешников - Новости
17:53
Путин созвонился с Эрдоганом
17:47
О ракете, которой Путин ударил по Украине
17:23
В Барнауле загорелся склад с автомобильной резиной и легковоспламеняющейся жидкостью
17:05
Министерство энергетики Украины почти в три раза увеличило импорт электроэнергии из Европы
16:16
Обезоруживающий удар: русская версия
16:14
Какой посыл для Запада нес Орешник
15:55
Ученые создали наноспагетти, которые невозможно разглядеть невооруженным глазом
15:33
Трамп отдаст Украину под протекторат России, если та разорвёт отношения с Китаем — The Guardian
15:29
Десант освободил Дарьино в Суджанском районе Курской области (КАРТА, ВИДЕО)
15:25
На Украине столкнулись с невозможностью включения отопления из-за мобилизации сотрудников
15:03
«Винтовка переднего края»: чем уникален новейший полуавтоматический карабин ZOV
14:44
Карта UnionPay «Газпромбанка» прекратила работу в некоторых странах
14:43
Трамп отдаст Украину под протекторат России, если та разорвёт отношения с Китаем - The Guardian
14:35
Медведев заявил о невозможности сбить «Орешник» современными средствами
14:27
Наполеоновские мечты: парижане повышают ставки на Украине ради лидерства в Европе
14:21
Fallout S01E08 Начало
14:13
Артиллеристы из состава группировки войск «Днепр» уничтожили миномёт ВСУ на Каховском направлении — видео
13:55
Сводка Минобороны России о ходе проведения спецоперации по состоянию на 24 ноября
13:51
Священник пояснил, можно ли женщинам в брюках заходить в храм
13:49
Жертвы необъявленной войны. Как в Европе воюют со свободой слова
13:46
На Украине оказались повреждены 80% объектов энергетики
13:07
В России отмечают День матери
13:01
Переломный момент в конфликте. Американские СМИ обсуждают удар Орешником по Украине
12:22
«Станет важнейшим плацдармом». Под Купянском группировка ВСУ попала в огневой мешок
12:01
НАТО готовится к войне: ключевые события и карта боевых действий на Украине, Донбассе и в Курской области 24 ноября 2024 года
11:33
Антиколониализм — как последнее прибежище педофилов «англосаксонского Ватикана»
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Армия России»Для эффективного взаимодействия Минобороны с предприятиями ОПК нужны новые законы

Для эффективного взаимодействия Минобороны с предприятиями ОПК нужны новые законы


К проблеме ремонта ВВСТ, остро вставшей после расформирования погрязшего в коррупции «Оборонсервиса», мы уже обращались. Кто должен выполнять его в новых условиях – войска или предприятия ОПК? Каким может стать техническое обслуживание и оправдывают ли себя контракты полного жизненного цикла? На эти вопросы до сих пор нет ясного ответа.

В сложный для Вооруженных Сил и страны в целом период 90-х – начала 2000-х в силу разных политических и экономических причин состояние и возможности системы технического обеспечения (СТО) ВВСТ оказались катастрофически девальвированы.

Кто в ответе за ремонт?

Была разрушена единая структура СТО, необоснованно сокращены базы, склады, объединения и соединения материально-технического обеспечения, практически ликвидирована система эшелонирования и обновления государственных запасов, существенно сокращены органы управления СТО. Это привело к резкому снижению потенциала войсковых ремонтно-восстановительных органов, складов ремонтных комплектов и военно-технического имущества (ВТИ).

Сейчас нет тех запасов ВВСТ и материальных средств, которые раньше были научно обоснованны, создавались, накапливались, специальным образом хранились и использовались в интересах обороны. Они обеспечивали боеспособность войск при переходе ОПК к режиму работы в особый период. Их состав уже не соответствует современному оснащению войск, своевременно не пополняется и не обновляется.

Некоторые ремонтные предприятия, базы хранения и войсковые ремонтно-восстановительные подразделения либо полностью прекратили существование физически, либо технологически и интеллектуально настолько устарели, что переоборудование их до уровня стандартов современных ВВСТ экономически нецелесообразно. Как правило, отсутствуют ремонтные комплекты, особенно для продукции радиоэлектронной промышленности старого парка и даже нового из-за поставок ВВСТ без них. Во многих контрактах не прописаны научно обоснованные объемы групповых ЗИП. По этой причине ремонт ВВСТ в МО РФ осуществляется путем разборки работоспособных изделий и извлечения из них запчастей. Об этом, в частности, говорилось на заседании Экспертного совета по развитию предприятий РЭП (при Комитете по промышленности) в Госдуме.

В настоящее время возможности войсковых ремонтных органов не позволяют проводить квалифицированное качественное послегарантийное обслуживание, капитальный и средний ремонт сложных образцов ВВСТ из-за их технической сложности, отсутствия необходимой технологической базы и специалистов.

Что касается предприятий ОПК, то там до сих пор не решен вопрос мобилизации специалистов в периоды непосредственной угрозы агрессии и военного времени в силу несоответствия их правового статуса и международных норм. А ведь проблема создания законодательной, нормативно-правовой базы для перехода на контракты полного жизненного цикла ставится в повестку дня не впервые. Обсуждению этой государственной задачи были посвящены различные заседания НТС Военно-промышленной комиссии при президенте РФ, форумы с участием заинтересованных сторон на высоком уровне. Важность вопроса предопределена самим процессом развития страны, реформами Минобороны, Минпромторга, стремительным развитием науки и техники. О необходимости создания системы управления полным индустриальным циклом ВВСТ заявил глава военного ведомства, инициатива поддержана президентом. Она должна обеспечить решение этих проблем прежде всего на стадии эксплуатации и боевого применения ВВСТ. Качественная организация гарантийного и послегарантийного обслуживания, умелой, подконтрольной эксплуатации значительно повысит эффективность использования бюджетных средств.

Однако внедрение новой системы требует решения целого ряда проблем планирования и реализации ГПВ, ГОЗ, президентских, федеральных, ведомственных целевых программ, разработки и проектирования производства. Прежде всего законодательной, нормативно-правовой базы, включая деятельность военных представительств (ВП), органов капитального строительства, сертификации и лицензирования, 8-го управления МО РФ, ФСБ России, ФСТЭК. Нужна межведомственная координация деятельности Совета безопасности, ВПК, министерств и ведомств оборонной инфраструктуры. Особенно это важно для реализации программы импортозамещения в радиоэлектронной промышленности. Ее продукция – неотъемлемая часть всех видов ВВСТ, но она морально устаревает каждые пять лет. Именно с такой периодичностью стараются менять аппаратно-программную компоненту средств АСУ и связи, РЭБ, разведки, навигации западные фирмы.

В России предприятие-изготовитель как частный организационно-экономический субъект должно работать на перспективу, если хочет выжить. Планировать расходы на НИР, обновление технологической базы, повышение квалификации кадров, проявлять гибкость для сохранения конкурентоспособности продукции. Но военные ремонтные предприятия в той форме и с той идеологией построения взаимодействия МО с ОПК, как они задумывались, не успевают за научно-техническим прогрессом. И не могут проводить квалифицированный и качественный ремонт современной техники.

Ситуация осложнилась после перевода функций обеспечения эксплуатации и ремонта ВВСТ в «Оборонсервис» и на аутсорсинг. То есть после создания посредника между предприятиями ОПК и объектами МО, что сопровождалось ликвидацией комплексных государственных проектных организаций, частичной утерей архивной проектно-монтажной, инженерной, строительной и сметной документации. Это привело к существенному удорожанию авторского надзора, гарантийного и послегарантийного обслуживания и ремонта продукции РЭП. А оснащение объектов МО РФ предприятиями «Оборонсервиса» в рамках СРПП (системы разработки и проектирования производства) продукцией гражданского назначения, не отвечающей группам исполнения и со сроком службы менее пяти лет, не позволяет поставить ее на контроль ВП, так как отсутствует проектно-сметная документация, хромает нормативная база. По тем же причинам нельзя ее определить на баланс и учет в органах управления МО РФ, организовать качественную эксплуатацию.

Для приведения технологического и интеллектуального потенциала предприятий «Оборонсервиса» к современному уровню нужны огромные бюджетные ассигнования, время, которых у государства нет. Где же выход?

Технике пора зациклиться

При формировании законодательной, нормативно-правовой базы для перехода к контрактам полного жизненного цикла нельзя не учитывать, что военное ведомство сейчас концентрирует усилия на выполнении основных задач при максимальном освобождении от второстепенных функций. При этом Минобороны объективно заинтересовано в переходе на новую систему техобеспечения ВВСТ, включая техобслуживание и ремонт в условиях боевых действий. У военного ведомства и предприятий ОПК тут объективный консенсус. Если передать средний и капитальный ремонт предприятиям-изготовителям, то ответственность за правильность эксплуатации, боевого применения, техническую готовность ВВСТ все равно останется за МО РФ.

Новая схема позволит повысить эффективность техобеспечения ВВСТ, уровень готовности техники, снизит нагрузку на бюджет. Есть и другие очевидные преимущества. Министерство обороны освобождается от второстепенных задач, получает возможность сосредоточиться на выполнении главных функций. А ОПК, получив обеспеченную государством задачу на долгосрочную перспективу (включая мобилизационную), будет более эффективно работать над повышением качества, функциональности и конкурентоспособности продукции, развивать инновационные направления.

Все это обеспечит предприятиям долгосрочное стабильное поступление доходов от сервисного обслуживания и ремонта ВВСТ, а работникам ОПК – необходимый уровень социальной защиты. Но, повторим, реализация контрактов полного жизненного цикла – весьма сложная задача еще и с точки зрения законодательной, экономической, технологической базы. Предстоит адаптировать нормы и правила, порядок разработки и реализации ГПВ, ГОЗ, СРПП, военные, технические стандарты и регламенты.

Безусловно, могут возникнуть сложности в ценообразовании на материалы, ЭКБ, работы и услуги при разработке монтажной, сметной документации, а также при гарантийном и послегарантийном обслуживании техники. Надо будет изменить порядок оплаты долгосрочных проектов (сроком 10 и более лет), внести изменения во всю систему финансового планирования и формирования ГПВ, ГОЗ.

Но Минобороны ограничено положениями бюджетного законодательства, которое пока не предусматривает заключения долгосрочных контрактов на полный жизненный цикл. Нужна разработка (под руководством Совета безопасности и ВПК России) новых механизмов управления ГПВ и ГОЗ, освоения серийного производства, поставок, эксплуатации и обслуживания ВВСТ.

Отсутствует даже законодательно утвержденный методический аппарат оценки материальных затрат на работы и услуги по управлению полным жизненным циклом. Требуют уточнения порядок и правила формирования бюджетных средств, страхования рисков. Оптимизация затрат тут должна сопровождаться повышением уровня технической готовности ВВСТ, рентабельности предприятий ОПК.

Нерешенным остается вопрос привлечения гражданского персонала ОПК для выполнения таких работ в период непосредственной угрозы агрессии и военного времени. Возможно привлечение производственных рот (выездных ремонтных бригад) и формирование мобилизационных кадровых ресурсов ОПК с привлечением их к выполнению задач на учениях, предоставлением налоговых льгот предприятиям. Молодые специалисты, будучи призванными на военную службу, помимо участия в выпуске оборонной продукции могли бы выполнять гарантийное и послегарантийное обслуживание, капитальный и средний ремонт сложных образцов ВВСТ в любых условиях эксплуатации и боевого применения.

Как сказал советник департамента аппарата Совета безопасности РФ Владимир Горбунов, пора уже определиться: либо оставить прежнюю систему технического обеспечения войск, либо перейти к контрактам полного жизненного цикла, что требует смены нормативно-правовой базы. Пока у министра обороны нет даже заместителя, который взвалил бы на себя груз решения юридических и иных проблем. Но обеспокоенность СБ РФ понятна: неопределенность может привести лишь к росту разногласий между Минобороны и ОПК, чего быть не должно.

Повторим: МО РФ поддерживает переход на контракты полного жизненного цикла. Но судя по всему, беспокоится, что предприятия ОПК, если с ними заключать долгосрочные контракты с полной финансовой оплатой, перестанут проявлять инициативу в модернизации ВВСТ, создании новых разработок. А значит, законодательная основа, как подчеркнул представитель Главного управления связи ВС РФ полковник Евгений Кривошеин, должна стать более гибкой.

От координации к системе

Стоимость контракта в системе управления жизненным циклом (СУЖЦ) складывается из затрат на разработку, освоение производства, поставку, создание различной документации, ввод изделия в эксплуатацию, других этапов. Без создания отлаженной СУЖЦ ВВСТ не обойтись. Для этого придется определить состав и порядок взаимодействия субъектов управления в системе:

  • довольствующие органы и органы сопровождения контрактов ВВСТ МО РФ;
  • предприятия ОПК и лицензионные требования к ним;
  • порядок организации технологического контура – автоматизированной системы, обеспечивающей сбор, циркулирование и обработку информации о состоянии аппаратных и программных изделий;
  • состав и содержание нормативной правовой базы (включая стандарты в области документооборота, сбора и предоставления информации, порядка обмена ею);
  • методики обработки информации и поддержки принятия решений.

 

СУЖЦ для различных образцов ВВСТ, конечно, будет иметь свою специфику, однако базовые нормативные документы, специальное программное обеспечение, методики сбора, обработки и представления информации должны быть построены на единых принципах и стандартах.

Какие выводы следуют?

Создание СУЖЦ ВВСТ обеспечит требуемые показатели эффективности технического обеспечения Вооруженных Сил. Снизит затраты на разработку, освоение производства, поставку, оформление документации, ввод изделия в эксплуатацию, гарантийное и послегарантийное обслуживание, капитальный и средний ремонт, создание мобилизационных и эксплуатационных запасов ВВСТ, ЗИП, ремкомплектов и ВТИ в течение всего срока службы.

Министерство обороны РФ получит возможность сосредоточить усилия на выполнении задач боевой учебы, войска – современные ВВСТ, а предприятия ОПК – долгосрочные стабильные заказы на продукцию. Все это ускорит модернизацию и инновационное развитие ОПК, позволит планомерно решать социальные вопросы.

Реализация контрактов управления полным жизненным циклом – крайне важное направление развития и поддержания технической готовности ВС РФ, других силовых ведомств, оптимизации производственных процессов ОПК. Вместе с тем это организационно, научно и практически сложная задача, требующая комплексного подхода, скоординированной работы различных ведомств.одробнее: http://www.vpk-news.ru/articles/28159



Опубликовано: legioner     Источник

Читайте нас:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх