Paul Girardet. Конный портрет Макдональда, гравюра
Среди по большей части безродных маршалов Наполеона Бонапарта был и один дворянин шотландского происхождения. По нынешним временам, его фамилия – Макдональд, звучит довольно несерьёзно. Но военачальником он был неплохим и маршалом стал вполне заслуженно.
Давайте сегодня немного поговорим и о нём.
Памятник маршалу Макдональду на улице Риволи (фасад Лувра)
Шотландские Макдональды во Франции
Итак, герой нашей статьи при рождении получил имя Этьен Жак Александр. Его отец оказался во Франции после разгрома Второго шотландского восстания и неудачной для якобитов (сторонники потомков сына Марии Стюарт Якоба) битвы при Каллодене, состоявшейся 16 апреля 1746 года. Вместе с неудачливым претендентом на британский престол Чарльзом Эдуардом Стюартом (известным также как Bonnie Prince Charlie – «Красавчик принц Чарли») Нейл Макдональд перебрался во Францию, да так и осел там навсегда. Через 19 лет (17 ноября 1765 года) здесь, в городе Седан, в семье небогатых шотландских эмигрантов родился мальчик, которому суждено было стать маршалом и пэром Франции, а также получить титул герцога Тарентского.
Образование он получил в парижской военной школе, а вот затем его отец, сам потомственный военный, почему-то захотел, чтобы сын сделал духовную карьеру, став со временем аббатом или даже епископом. Видимо, решил, что военная служба не приносит особых доходов. Да и карьерных перспектив для своего сына во французской королевской армии он не видел. Однако юноша проявил характер, поступив на службу в так называемый Легион генерала Мэллебуа, где собралось много эмигрантов. В 1786 году это подразделение было расформировано, и юный Макдональд продолжил службу простым волонтером в полку графа Диллона. Через год он получил звание младшего лейтенанта.
В этом звании Макдональд и встретил французскую революцию, так много изменившую в его судьбе.
Адъютант генерала Дюмурье
В отличие от многих других дворян, республиканскую армию Макдональд не покинул, и жалеть о своём решении ему не пришлось.
Вначале он оказался в действующей армии в качестве адъютанта генерала Дюмурье.
Louis Edouard Rioult. Etienne Jacques Joseph Macdonald capitaine aide de camp en 1792
Портрет Дюмурье работы Руйяра
Шарль Франсуа Дюмурье был весьма отважным человеком и незаурядным авантюристом. В одном только бою с англичанами у Клостеркампа (события Семилетней войны) он ухитрился получить 22 раны. В 1770 году Дюмурье был отправлен в Польшу с деньгами для барских конфедератов. Здесь он самовольно создал собственный отряд, разбитый в мае 1771 года Суворовым.
Именно Дюмурье разработал в 1768 году план захвата Корсики, за что получил звание полковника. В результате родившийся через год Бонапарт оказался французским подданным и смог стать императором. После свержения во Франции монархии, Дюмурье со временем стал министром иностранных дел и способствовал объявлению войны Австрии. Именно он потом отразил первый натиск на Французскую республику: вначале разбил австрийцев при Вальми, а затем, после победы при Жемаппе, захватил территорию современной Бельгии.
Эмиль-Жан-Орас Верне. Сражение при Жемаппе
Имя Дюмурье можно найти среди имён выдающихся полководцев под Триумфальной аркой в Париже.
В общем, казалось, что с начальником Макдональду очень повезло и будущее его обеспечено: как говорится, «с нашим атаманом не приходится тужить». Молодой шотландец быстро пошёл вверх и в течение одного 1792 года дослужился до звания подполковника 94-го пехотного полка.
Однако заигравшийся в большую политику Дюмурье попытался направить свою армию на Париж, чтобы восстановить конституционную монархию. Не получив поддержки в войсках, в апреле 1793 года он бежал в Австрию. Положение Макдональда резко ухудшилось. Теперь никто бы не удивился аресту и даже казни ближайшего сотрудника изменника Дюмурье. Однако республиканские комиссары, прибывшие для расследования этого дела, выяснили, что адъютант беглого генерала остался верен республике, отказавшись бежать вместе с ним. И Макдональд не только был оправдан, но и повышен в звании. Теперь бригадный генерал Макдональд оказался в армии Шарля Пишегрю.
Генерал Макдональд
После нескольких побед армии Пишегрю над англичанами, авангард под командованием Макдональда, преследуя соединения герцога Йоркского, под артиллерийским огнём перешёл по льду реку Вааль и разбил их у Наардена. За смелые и решительные действия Макдональд получил звание дивизионного генерала.
Как видите, Наполеон всё же не был прав в своих подозрениях, когда, будто бы шутя, говорил, что
«перестанет доверять Макдональду, как только тот заслышит звуки волынок.»
В 1796-1798 гг. Макдональд воевал на территории Германии, а затем был отправлен в Рим, где заменил на посту военного губернатора Рима генерала Сен-Сира.
Макдональд в Италии
В 1799 году началась война Второй антифранцузской коалиции, и Макдональд 1 июня разбил одну из австрийских армий у Модены. Развивая успех, у Тидоны, а затем у Сан-Джованни он отбросил австрийский корпус генерала Отта, но тут подошли войска Суворова.
6 июня 1799 года, увидев у Сан-Джованни отступающих австрийцев, русский полководец сразу же бросил свою армию в бой, который не дал решающего преимущества ни одной из сторон. Однако ожидавший подхода дивизий Оливье и Монришара Макдональд предпочёл отойти за реку Треббия.
А. Коцебу. Сражение при Требии
На следующий день, 7 июня, войска Суворова атаковали его позиции, но не достигли успеха. 8 июня безуспешно атаковали уже французы. По итогам трехдневного сражения армии сторон оставались на своих позициях, но подавляющее число французских генералов на военном совете, ссылаясь на тяжёлое состояние войск, проголосовали за отступление. Из-за этого поражения Макдональд лишился должности командующего армии и был отозван в Париж, где стал губернатором Версаля. На его место были по очереди назначены генералы Моро и Жубер. О том, что произошло дальше, вы можете прочитать в статье Фатум генерала Жубера.
На вдове погибшего в сражении при Нови Жубера (Фелисите-Франсуаз де Монтолон) Макдональд женился в 1802 году. Эта женщина умерла в 1804 г., успев родить ему дочь.
Макдональд и Первый консул Бонапарт
Макдональд был высокого мнения о своём коллеге – генерале Бонапарте, и потому полностью поддержал переворот 18 брюмера 1799 года, после которого корсиканец занял пост Первого консула. Своему старому знакомому, генералу Рейнье (принимавшему участие в Египетской экспедиции Наполеона), он писал потом:
«Бонапарт смело опрокинул правительство и, захватив власть, теперь направляет твердой рукой корабль революции к той цели, к которой все добрые люди стремились на протяжении долгого времени... реорганизовывает армию, призывает обратно граждан, открывает тюрьмы, в которых томятся невинные, отменяет старые революционные законы, восстанавливает доверие общества, защищает промышленность, восстанавливает торговлю.»
Отметим, что эти слова принадлежат человеку республиканских взглядов, другу Жана-Виктора Моро, о котором Макдональд будет демонстративно положительно отзываться даже после ареста этого генерала и его вынужденного отъезда в Америку.
Альпийский поход Макдональда
В новой войне Макдональд получил приказ привести 15-тысячный корпус на помощь Итальянской армии Бонапарта. Наполеон приказал передать засомневавшемуся Макдональду:
«Армия в любое время года всегда пройдет там, где могут пройти два человека.»
И теперь ещё одна армия должна была в самых неблагоприятных условиях перейти через Альпы. Путь занял две недели – с 20 ноября по 6 декабря, в дороге погибли 200 человек, многие получили обморожения либо заболели в дороге. Американский историк Джоэл Тайлер Хэдли позже дал такие описания альпийских походов Бонапарта, Суворова и Макдональда:
«Переход Бонапарта через Сен-Бернар, ставший знаменитым, был просто детской забавой по сравнению с ним (походом Суворова)... был осуществлен при благоприятной погоде и основная трудность заключалась в восхождении на горы».
«Нет ничего подобного в современной истории, как переход Суворова через Гларус в окружении превосходящего врага. Суворов... вел свою армию через Прагель по грудь в снегу, сражаясь с противником на каждом шагу».
«Макдональд не имел против себя врага, с которым пришлось бы драться, кроме природы – природы живой и дикой. Дорога, по которой он провел свою армию через Шплюген, была почти столь же плоха летом, как Сен-Бернар во время перехода Бонапарта... Переход Наполеона через Сен-Бернар являлся великолепным подвигом, но переход Макдональда через Шплюген был еще более отчаянным.»
Когда корпус Макдональда вышел к озеру Комо, выяснилось, что нужно ещё перевалить через пик Монте Тонале, где в горном проходе австрийцы заблаговременно построили три линии укреплений. Самыми отчаянными усилиями взять удалось лишь два из них. Австрийцев пришлось обходить какими-то козьими тропами, и в долину реки Адидже корпус Макдональда всё же спустился, хоть и с большим опозданием.
Охлаждение отношений между Макдональдом и Бонапартом
По заключении мира Макдональд был отправлен послом в Данию и на родину вернулся лишь в 1803 году. Здесь он обнаружил, что Бонапарт уже далеко не тот республиканский генерал, которым он так восхищался после переворота 18 брюмера. Из-за оппозиционных настроений Макдональда, поддержавшего несправедливо арестованного по обвинению в заговоре, а потом высланного из страны генерала Моро, Наполеон после коронации не включил его в список первых маршалов. Макдональд был назначен командующим 2-й Резервной армией и в знаменитых войнах 1805-1808 гг. участия не принимал. Зато в это время он стал любовником сестры Бонапарта – Полины, которая славилась своей распущенностью и любвеобильностью. И это также стало причиной неудовольствия императора.
Генерал Макдональд в кампании 1809 года
В действующую армию Наполеон вернул Макдональда в 1809 году. Тогда он поручил ему опеку над своим пасынком – Эженом Богарне, которому впервые было доверено командование армией (о нём было рассказано в статье Эжен Богарне, пасынок Бонапарта).
Сам император повёл тогда армию к Регенсбургу, где ему противостояли австрийские войска эрцгерцога Карла. Эжен Богарне и Макдональд воевали в Италии, откуда с боями привели свою армию к Вене. Здесь их войска действовали в качестве правого крыла армии Наполеона, одержав ряд побед на территории Венгрии. Но поистине триумфальным для Макдональда стало знаменитое Ваграмское сражение (5-6 ноября 1809 г.), исход которого фактически решил удар возглавляемого им резервного корпуса по центру австрийских позиций. Из 8 тысяч солдат, которые пошли в эту атаку, в строю остались лишь около полутора тысяч человек, но австрийцы отступили.
Наполеон был настолько впечатлён действиями опального генерала, что вручил ему маршальский жезл прямо на поле боя. Чуть позже Макдональд получил и титул герцога Отранто (Таранто).
Ф. Пиджо. Этьен Жак-Жозеф-Александр Макдональд, герцог Таранто и маршал Франции
Тогда же, кстати, маршалами Франции стали ещё два генерала – Удино и Мармон. Но многие современники и поздние историки отмечали, что все три новых маршала не стоили одного Ланна, получившего в битве при Ваграме смертельное ранение.
Маршал Макдональд в Граце и на Пиренейском полуострове
После заключения очередного мирного договора с Австрией, Наполеон назначил Макдональда военным губернатором Граца, где он пользовался большим уважением местных жителей. Отправляясь на новую должность в Испанию, он не принял от них 100 тысяч франков, посоветовав потратить эти деньги на лечение больных и раненых французской армии.
В Испании в 1810 году Макдональд заменил на посту командующего Каталонской армией маршала Ожеро. Единственным его крупным успехом здесь стал захват крепости Фигьеры (10 августа 1811 года). В том же году он был отозван во Францию. Накануне войны 1812 года русский агент П.А. Чуйкевич так отзывался о Макдональде в письме к военному министру М.Б. Барклаю де Толли:
«Разговоры его открывают в нем великие сведения, но, кажется, (он) слишком не деятелен и любит много спать.»
Маршал Макдональд в 1812 году
Между тем 24 июня 1812 года французские войска стали переправляться через Неман. Так начиналась боевая кампания, про которую английский историк Р.Ф. Делдерфилд писал, что она удерживала
«самое почетное место в календаре военных катастроф ровно сто тридцать один год – пока не произошла сравнимая с ней по масштабам катастрофа под Сталинградом.»
В войну с Россией Макдональд вступил в должности командующего X армейским корпусом Великой армии, в состав которого, помимо пехотной дивизии генерала Гранжана, входили прусские, баварские и вестфальские вспомогательные войска. По замыслу Наполеона, Макдональд должен был захватить Ригу, а потом, соединившись с корпусом Удино, разгромить прикрывавшие Петербург войска Витгенштейна. Войска Удино заняли Полоцк и двинулись на север. Но Макдональд застрял под Ригой. По мнению Е. Тарле, причиной пассивности этого маршала было недоверие к входившим в состав его корпуса немецким войскам. К тому же очень напряжёнными были отношения Макдональда с командующим прусским контингентом – генералом Йорком. Единственным успехом X корпуса стал захват Курляндии с её столицей – Митавой, где Макдональд и провёл 6 месяцев, вступая лишь в незначительные стычки с русскими войсками и ограничиваясь вялой осадой Риги.
5 декабря 1812 года из Вильно пришёл приказ Мюрата (оставленного отправившимся в Париж Наполеоном командующим остатками Великой армии) об отступлении за Неман.
Первая колонна корпуса Макдональда, разгромив у Пиклупенена отряд генерала Власова, остановилась, ожидая вторую колонну во главе с Йорком. Однако прусский генерал, после долгих раздумий, принял решение вступить в соглашение с русскими. Любопытно, что маршал беспрекословно отпустил к Йорку и находившуюся в его колонне дивизию генерала Массендаха, и прусских офицеров своего штаба. С ним остались лишь около 5 тысяч человек дивизии Граншана, с которыми он отступил к Кенигсбергу.
Встретившись с Наполеоном в Париже, Макдональд посоветовал ему эвакуировать французские гарнизоны из германских городов, сосредоточившись на защите территории Франции. Наполеон не согласился с ним, что, по мнению ряда историков, было ошибкой. Тот же Делдерфилд писал:
«Наполеон, до того сторонник сосредоточения войск, вырыл своей армии могилу, отказавшись от такой тактики во время отступления к Рейну. Из этих изолированных частей, раскиданных по всей Европе, можно было бы собрать огромную армию опытных бойцов, чтобы защищать границы Франции.»
Впрочем, Наполеон утверждал, что уступки противникам лишь разожгли бы их аппетит. Следует признать, что основания для такой точки зрения у него имелись.
Война в Европе
В 1813 году Макдональд вначале весьма эффективно действует под командованием Бонапарта – в битвах под Лютценом и у Баутцена. Однако, самостоятельно командуя войсками, у реки Кауцбах Макдональд проиграл сражение Блюхеру, что частично обесценило победу Наполеона при Дрездене. Уступая пруссакам в численности, Макдональд, вместо того чтобы укрепиться на достаточно сильной позиции, приказал форсировать реку и потерял много солдат убитыми, ранеными и пленными, а также 50 орудий, которых уже сильно не хватало в наполеоновской армии.
После поражения в «битве народов» у Лейпцига, Макдональд и Понятовский получили приказ прикрывать отступление французской армии. Однако по ошибке раньше времени был взорван мост через реку Эльстер, что вызвало панику во французских арьергардных частях и превратило организованный отход в бегство. Понятовский тогда был ранен и утонул, а Макдональд с трудом перебрался на другой берег.
Х. Гейслер. Отступление при Лейпциге французов, преследуемых союзными армиями
В кампании 1814 года Макдональд действовал на севере Франции, где под его руководством были выведены французские гарнизоны из обречённых городов Буа-де-Дюк, Вессел, Венлоо и Маастрихт. Наполеон в это время бил союзников везде, где только встречался с ними (словно «надев сапоги 1796 года»). Но его ресурсы были ограничены, и соратники императора, всем ему обязанные, уже искали возможность и повод для предательства. Последней каплей стало падение Парижа, который сдали союзникам Мармон и Мортье (31 марта 1814 года). Собравшиеся в Фонтенбло маршалы заявили о нежелании «превращать свою столицу во вторую Москву» и потребовали отречения Наполеона.
Макдональд и Бурбоны
Взявшие на себя роль переговорщиков, Макдональд, Ней и Коленкур ещё пытались договориться с Александром I о переходе короны Франции к малолетнему сыну Бонапарта при регентстве императрицы Марии Луизы. Но предательство маршала Мармона, сдавшего свой корпус союзникам, коренным образом изменило обстановку. Пытаясь оправдаться, Мармон сказал членам наполеоновской делегации:
«Я охотно отдал бы руку на отсечение, если бы можно было воротить то, что случилось.»
Макдональд ответил ему:
«Неужели только руку? Тут, пожалуй, было бы мало даже вашей головы.»
Оценив обстановку, присягнуть Бурбонам решил тогда Ней. За ним поторопились заявить о своей лояльности к ним многие другие маршалы.
Макдональд долгое время оставался верным императору, и в качестве прощального подарка от него получил привезённую из Египта саблю Мурад-бея. Лишь узнав о согласии Наполеона отправиться в ссылку на остров Эльба, Макдональд прибыл в Париж, став последним маршалом, принёсшим присягу возвращавшимся к власти Бурбонам. В качестве награды он получил командование войсками в Бурже. А вот Даву присягнуть Людовику XVIII отказался.
Несмотря на скорое разочарование властью мстительных Бурбонов, Макдональд при возвращении Наполеона в 1815 году остался верен присяге, не поддержав императора. Более того, находясь в Лионе, Макдональд вместе с графом дАртуа пытался организовать сопротивление продвижению Бонапарта. Успехом его старания не увенчались. Более того, ему пришлось спасаться бегством от собственных солдат, которые едва не выдали его императору.
Прибыв в Париж, он вначале решил было последовать за Людовиком XVIII, но от границы с Бельгией повернул обратно, отправившись в своё имение. Предложения поступить на службу к Бонапарту, последовавшие и от императора, и от маршала Даву, Макдональд отверг под предлогом болезни. Недруги потом иронизировали, что эта болезнь Макдональда продолжалась ровно до повторного отречения Наполеона. После второго возвращения Бурбонов, Макдональд был обласкан Людовиком XVIII за свою «дипломатическую болезнь». Однако следует указать, что позже он нашёл в себе силы и смелость выступить против репрессий и составления проскрипционных списков (королевских Ордонансов).
После отставки Даву, Макдональду было дано щекотливое задание по расформированию созданной этим маршалом Луарской армии (которая должна была вступить в войну с союзниками в случае назначения ими неприемлемых условий прекращения огня). В своих мемуарах Макдональд утверждал, что дал тогда офицерам, подлежавшим аресту, возможность беспрепятственно покинуть свои части.
Вернувшись в Париж, Макдональд получил место в Палате пэров и должность генерала королевской гвардии. В 1815 году он стал Великим канцлером ордена Почетного легиона.
В 1824 году Карл-Филипп, граф дАртуа (будущий король Карл X) присутсвовал на церемонии крещения единственного сына Макдональда, рождённого уже третьей женой маршала. Первые две супруги – Мари-Констанс Сораль де Монлуазир (брак с ней был заключён в 1791 году, умерла в 1797-м) и Фелисита-Франсуаз де Монтолон (вдова генерала Жубера) рожали ему только дочерей (две первая и одну вторая).
В 1825 году Макдональд посетил гебридский остров Южный Уист, где осмотрел старый фамильный дом своей семьи.
Последние годы жизни маршала Макдональда
Придворная и военная карьера Макдональда оборвалась после свержения Бурбонов в июле 1830 года. Ещё целых 10 лет, практически забытый всеми, он жил в своём имении Курсель. Умер 25 сентября 1840 года, прожив более 75 лет. Как и многие другие маршалы, похоронен был на кладбище Пер-Лашез.
В настоящее время его имя можно увидеть на Восточном столбе Триумфальной арки в Париже: