Когда в 1961-ом году на экраны СССР вышел научно-фантастический фильм режиссёра Павла Клушанцева «Планета бурь», я обратил внимание на необычный пистолет в руках американского астронавта Аллана Керн. Подумал, что это некий необычный «фантастический пистолет» специально для Венеры. И только в наши дни узнал, что стреляет он из пистолета Борхарда образца 1893 г. – К-93!
Первый вышел красный, весь, как кожа, косматый; и нарекли ему имя Исав.
Книга Бытия 25:25
Книга Бытия 25:25
Одним из таких конструкторов-оружейников был и австриец Йозеф Лауманн, проживавший в местечке Оттакринг, ставшим после 1892 года предместьем Вены. Уже в 1889 году он сконструировал свой первый пятизарядный пистолет с оригинальным ручным управлением и магазином на пять патронов, патент на который был им получен в 1890 году. Пистолет имел цилиндрический затвор и ёмкость для патронной обоймы, расположенную «по-маузеровски». Затвор управлялся рычагом с прорезью в задней части, в которую входил спусковой крючок. Подаёшь его вперёд – затвор отходит назад. Тянешь назад – затвор идёт вперёд, при этом в ствол попадает патрон из магазина, затвор запирает ствол, после чего следует нажатие на спусковой крючок и выстрел!
Схема самого первого пистолета Лаумана модели 1891 года. Затвор, как видите, сзади запирал предохранитель, откидывавшийся при нажатии вниз
Конструктор пытался усовершенствовать эту базовую модель. Им было создано несколько пистолетов с затвором, управляющимся рычагом, на которые он опять-таки получил несколько патентов.
Схема пистолета Лаумана модели 1891 года по патенту 1892 года[/center]
И вот тут-то ему и пришла в голову мысль, что всё это же самое затвор в его пистолете можно заставить проделывать и силой отдачи! Он быстро его переделал и уже 9 июня 1891 года подал заявку на австрийский патент первого в истории самозарядного пистолета. Правда, получил он его лишь 25 ноября, что даёт основание некоторым историкам считать первым пистолет Сальватора Дормуса, поскольку его патент был выдан 11 июля 1891 г. По конструкции он походил на его первый пистолет с рычагом взвода, однако был полностью самозарядным. Видимо, вследствие спешки он не придумал ничего лучше, как использовать переднюю часть спусковой скобы, которую, как и раньше, следовало отвести вперёд. Понадобилось ввести в конструкцию разобщитель, который ставил спусковой крючок в положение, не мешавшее движению затвора. Был ли изготовлен хотя бы один пистолет такой конструкции, неизвестно.
Схема пистолета М1891 года с управлением затвора передней частью спусковой скобы
Понятно, что такая конструкция была не слишком удобна с точки зрения её использования. Поэтому Лауман уже в 1892 году этот пистолет переделал. Теперь затвор взводился массивным рычагом, располагавшимся на ствольной коробке справа перед спусковым крючком. Тоже не лучший вариант, но… сделал он именно так! Интересно, что в самозарядном пистолете Лаумана использовался полусвободный затвор, открытие которого осуществлялось с замедлением за счёт высокого трения в системе рычагов. То есть это был… фрикционный затвор, позволявший уменьшить вес затвора и мощность возвратной пружины. Причём рассчитано всё было так, что при ручном взводе затвора никакого трения или торможения не было. Оно возникало только при выстреле! Оригинальное решение, что и говорить. Таких пистолетов было изготовлено несколько десятков. Общая длина пистолета составляла 228 мм, ствол имел длину 142 мм, вес был внушительным – 1109 г. А вот патронов в магазин вмещалось явно мало – всего лишь пять калибра 7,8-мм собственной конструкции Лаумана. Пистолеты эти передали австрийским военным для испытаний, но те, испытав их, отклонили данную модель в 1896 году.
Схема устройства пистолета Лаумана и его затвора по американскому патенту №534894 от 26 февраля 1895 года
Вот этот рычаг для взведения затвора справа. Схема пистолета Лаумана по американскому патенту 1895 года. Круглая кнопка с рифлением – фиксатор обоймы в магазине
Интересно, что в ряде источников этот и другие пистолеты Лаумана имеют двойное название: Шёнбергер-Лауман. Что, кстати говоря, неудивительно, поскольку известно, что начиная с 1890 года Лауман получал финансовую помощь от братьев Шёнбергеров, а затем они же и приобрели его патенты. Есть данные, что один из братьев был управляющим австрийской оружейной фабрики «Österreichische Waffenfabriks-Gesellschaft» в Штейре, так что ничего удивительного в этом нет. Есть и пистолет Шёнбергера-Лаумана М1894, в котором использовались патроны калибра 8-мм, известные как Шёнбергер 8-мм.
Схема устройства пистолета Лаумана по американскому патенту №534894 от 26 февраля 1895 года. Хорошо видно устройство предохранителя. Деталь Р1 – индикатор взведённого ударника
На пистолете Шёнбергера-Лаумана образца 1894 года появилась ещё одна важная деталь: стержень в задней стороне затвора перед предохранителем. Если он выступал над рамкой, это означало, что ударник поставлен на боевой взвод. Общая длина пистолета составляла 321 мм, длина ствола 145,7 мм, вес 1256 г. Было две модели этого пистолета одного веса, но различавшихся по размерам. Оба пистолета имели пачечное заряжание, весьма характерное именно для оружия, выпускавшегося в Австро-Венгрии. В магазинах обоих пистолетов помещалась пачка с пятью патронами калибра 8 мм Шёнбергер.
Пистолет Лаумана М1892 г. Вид справа
Кстати, именно пачечное заряжание стало одной из причин, по которым этот пистолет не получил распространения. Помимо сложности механизма и высоких требований к качеству выделки, заряжание пистолета пачкой оказалось весьма неудобным, а её ёмкость – мала. Если бы создатели пистолета поставили на него, ну, скажем, тот же шести- или десятизарядный съёмный магазин, то… вполне могло быть и так, что именно этот пистолет занял бы нишу пистолета Маузер К96. То есть неудача пистолет постигла прежде всего в силу определённой традиционности его системы боепитания!
Совсем не так было с пистолетом Гуго Борхардта К93— по сути первого в мире по-настоящему удачного образца самозарядного оружия под пистолетный патрон. Создал его Гуго Борхардт – в то время являвшийся главным инженером оружейной фирмы «Людвиг Лёве и Ко», которая в 1896 году вошла в состав DWM (Deutsche Waffen und Munitionsfabrikenruen), крупного предприятия по производству различных видов оружия, а также боеприпасов, которая незадолго до этого (в 1889 году) была основана в городе Карлсруэ, земля Баден-Вюртемберг. Ну а после 1896 году местом пребывания штаб-квартиры DWM стал Берлин.
Борхардт занялся своим пистолетом в самом начале 90-ых, и уже в начале 1893 года первый образец его пистолета был готов. То есть работал он совсем с небольшим отставанием от Йозефа Лаумана с его пистолетом М1892 г. Конструкция его была запатентована сначала в Англии, после чего в Германии, Франции, Италии и США, и даже у нас в России, где получил привилегию сроком на 10 лет. В этом документе его оружие было названо так: «Повторительный пистолет, действующий отбоем».
Хуго Борхард в молодости. Интересно, что карьеру оружейника начинал… в США, где работал у Винчестера и даже разработал несколько револьверов собственной конструкции, сохранившихся в музее этой фирмы. Оружие было вполне современным, но так как компания «Винчестер» как раз в это время договорилась с компанией «Кольт» о разделе сфер влияния, то выпускать его не стали. А потом он вернулся в Европу и начал работать в Германии, благо опыта ему было не занимать
Удивляться этому не приходится, ведь идея оружия, которое могло бы стрелять само и к тому же ещё и много-много раз, в те годы буквально носилась в воздухе. Но реализацию её на практике сдерживали… патроны с дымным порохом. Даже начинающий стрелок, имея «ковбойский» винчестер со скобой Генри, вполне мог делать 30 выстрелов за одну минуту, а после некоторой тренировки и все 60. Но цель от него была бы скрыта облаком густого дыма, разве что стрелять ему пришлось бы в сильный ветер. Ну а самозарядному оружию требовалось бы ещё больше боеприпасов, и к тому же дыма от него было бы ещё больше, не говоря уже о том, что продукты его сгорания сильно загрязняли бы автоматику такого оружия. Но как только появились патроны, снаряжённые бездымным порохом, ситуация начала меняться практически сразу. Да и сами войны понемногу стали совершенно другими…
Вот под эти самые новые условия и патроны с бездымным порохом, которые он же сам и придумал, Хуго Борхард и сконструировал свой пистолет.
Пистолет Борхарда 1894 года выпуска из музея Гленбоу в городе Калгари, провинция Альберта, Канада
В то время в большой моде были шатунно-кривошипные механизмы, те же паровозы были перед глазами у каждого, поэтому особо ничего нового он придумывать не стал, а попросту взял и приставил к длинному пистолетному стволу шатунно-кривошипный механизм, управляющий затвором, с разобщителем и шепталом, однако магазин с подпружиненным подавателем сделал съёмным, разместив его в рукоятке самых простых очертаний. Он также придумал устанавливать на свой пистолет ещё и съёмный приклад, наполовину состоящий из его же кобуры, с которым он превращался в пистолет-карабин.
Схема устройства пистолета Хуго Борхардта из патента №75837
Работа механизма пистолета Борхарда. Схема из патента №75837
Из-за того, что вся механическая часть пистолета – затыльник его рамки и кожух, прикрывающий возвратную пружину, оказалась сдвинутой довольно далеко назад, пистолет приобрёл несколько непривычный внешний вид, однако пользоваться им было в достаточной степени удобно. Так, и рукоятка взведения затвора, и предохранитель, и кнопка магазина находились на пистолете слева и легко управлялись левой рукой.
Пистолет Борхарда К93, вид слева. Хорошо виден предохранитель: вертикальная пластинка с поперечной насечкой, а также большая рифлёная кнопка фиксатора магазина, которая подпружинена той же пластинчатой пружиной, что и пластинка предохранителя. (Фото Alain Daubresse website www.littlegun.be)
Справа на пистолете никаких управляющих им деталей нет. (Фото Alain Daubresse website www.littlegun.be)
Автоматика пистолета Борхарда работала за счёт короткого хода ствола назад при выстреле, то есть использовала силу отдачи. Затвор запирался рычагами кривошипно-шатунного механизма
При выстреле ствол, а также затворная коробка и сам затвор отходили назад по направляющим на рамке пистолета. При этом, пройдя небольшое расстояние, ролики задней части одного из рычагов затвора упирались в заднюю часть рамки, имевшей форму горки. Ролики по этой горке двигались вверх, и рычаги затвора складывались, выходя из мёртвой точки – то есть положения, при котором ствол был заперт затвором. Сам затвор продолжал движение и отходил ещё дальше назад, извлекая при этом гильзу из патронника. Специальный выступ рычага при этом взводит ударник и сжимает боевую пружину. Возвратная пружина в виде двух металлических полос, находящихся в специальном кожухе в задней части пистолета, давит на затвор, и он идёт теперь вперёд, захватывает из магазина очередной патрон и досылает его в ствол, ударник же фиксируется шепталом и становится на боевой взвод. Затвор приходит в крайнее переднее положение, ствол запирается, а пистолет готов к следующему выстрелу.
Прицельные приспособления пистолета самые простейшие: треугольная мушка на стволе и целик, расположенный на рамке пистолета в задней части.
Целик в задней части затворной рамы и рукоятка взведения затвора. (Фото Alain Daubresse website www.littlegun.be)
Съёмный деревянный приклад крепится к оружию с помощью Т-образного выступа, расположенного на кожухе возвратной пружины. Весил пистолет примерно так же, как и пистолет Лаумана: с неснаряжённым магазином и без приклада – 1270 г, длина без приклада составляла 352 мм, а с прикладом – 680 мм, ствол имел длину 190 мм (или 154 мм), ёмкость магазина составляла восемь патронов 7,65×25 мм Борхардт.
Т-образный выступ крепления съёмного приклада. (Фото Alain Daubresse website www.littlegun.be)
Пистолет К93 с прикреплённой кобурой-прикладом. (Фото Alain Daubresse website www.littlegun.be)
Как и многие другие оружейники того времени, Борхардт для своего пистолета создал и оригинальный патрон калибра 7,65-мм, получивший его имя. С этим патроном его пистолет обладал скорострельностью 72 выстр/мин, при этом патрон позволял придавать 5,5-граммовой пуле начальную скорость в 385 м/с. А поскольку ствол пистолета был довольно длинным, то при такой скорости пули кучность у него была очень хорошей. И патрон этот настолько всем понравился, что послужил прототипом для патронов к пистолетам Бергмана, Манлихера, Маузера, Токарева и к японскому пистолету Намбу.
Хуго Борхард во всех смыслах пошёл дальше Лаумана и на своём пистолете применил ряд совершенно новых и ранее не встречавшихся технических решений, но зато впоследствии применённых практически на всех последующих образцах пистолетов. В их числе:
Отъёмный магазин с размещением в рукоятке.
Кнопочная защёлка магазина, на левой стороне рамки пистолета.
Безрантовый патрон с гильзой бутылочной формы с кольцевой проточкой для зуба экстрактора.
Свинцовая пуля в металлической оболочке.
Маркировка пистолета Борхарда. (Фото Alain Daubresse website www.littlegun.be)
Кстати, патрон Берхарда оказался настолько хорошим, что Йозеф Федерле и его два брата, разрабатывавшие на заводах Пауля Маузера свой пистолет К96, тут же его на нём и использовали. Правда, заряд патрона был ими усилен за счёт применения пороха лучшего качества, да и сама его навеска в патроне была увеличена. Соответственно, скорость пули возросла до 420 м/с. Ну а позднее этот же патрон был использован для пистолетов и пистолетов-пулеметов, создававшихся советскими конструкторами – пистолета ТТ и пистолетов-пулеметов ППД и ППШ. Этот же патрон, но в укороченном варианте (с 35 мм до 30 мм) был использован в пистолете германского конструктора Георга Люгера и в пистолете «Намбу» японского генерала Кийиро Намбу.
Приклад крупным планом. Вид слева. (Фото Alain Daubresse website www.littlegun.be)
Очень важным было и то, что для своего пистолета Борхард создал прекрасно работающий магазин. Даже такую мелочь придумал, как отверстия на его плоскостях для контроля за количеством патронов. В магазинах ранних выпусков подающая пружина была плоской, склёпанной из 12 стальных пластинок. Но в 1895 году её заменили двумя витыми, а на корпусе магазина сделали рёбра жёсткости. Дно магазина отличалось от современных конструкций и было сделано из… ореховой древесины. Щёчки рукоятки пистолета были также из ореха и крепились к рамке винтами – каждая своим. Деревянный приклад с одной стороны был соединён с кожаной кобурой, вернее – это кожаная кобура пистолета была укреплена на деревянном прикладе!
Устройство магазина из германского патента Борхарда №91998
Появление пистолета К93 разом перечеркнуло все предыдущие конструкции пистолетов и вызвало целую бурю откликов в прессе, и все отклики были в основном восторженными. Мнение военных, однако, особенно российских, было более сдержанным. Так, после тестирования пистолета в России в 1898 году отмечалось, что его удобнее заряжать и разряжать, нежели «маузер» с его обойменным заряжанием; что он более безопасен, чем «маузер», так как при вставленном магазине он всё ещё не заряжен, а ударник его не взведён; но плохо то, что пистолет не имеет затворной задержки и указателя наличия патрона в патроннике. Хотя пистолет при неполной разборке разбирался всего на 10 частей, российские военные посчитали, что для нижних чинов и это слишком много, и что они будут терять запорные винты и штифты. Кроме того, пистолет безупречно работал, лишь будучи хорошо смазанным, и был весьма чувствителен к загрязнению.
Реклама пистолета Борхарда в России. 60 царских рублей за пистолет – деньги немалые. В начале ХХ на один рубль можно было купить воз дров, не очень большой, но воз – кубометра на два, не меньше!
Немецкий патент на этот пистолет за номером №75837 Борхард получил 9 сентября 1893 года, а уже вскоре завод Людвига Леве приступил к его производству. Всего было выпущено около 3000 таких пистолетов. Интересно, что сам его создатель вскоре утратил интерес к оружию и даже не попытался усовершенствовать свою конструкцию на основе сделанных ему военными замечаний. Сделать это довелось уже другому человеку…
Продолжение следует…
Вячеслав Шпаковский
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: