10 сентября Верховная Рада 307 голосами приняла во втором чтении и в целом законопроект № 3427 «О внесении изменений в закон Украины "О рекламе" относительно противодействия дискриминации по признаку пола», запрещающий использовать в рекламе утверждения и изображения о превосходстве одного пола над другим и стереотипы о роли мужчины и женщины.
Об этом сообщает телеканал «Рада», транслирующий заседание парламента.
Согласно пояснительной записке к документу, запрещается использование утверждений и/или изображений об интеллектуальном, физическом, социальном или другом преимуществе одного пола над другим, и/или о стереотипах роли мужчины и женщины, ограничивающий свободу жизненного выбора человека. Также в рекламе запрещено унижать достоинство человека по признаку пола; демонстрировать насилие по признаку пола; содержать изображение тела человека (части тела) исключительно как сексуального объекта с целью привлечения внимания потребителя и/или намеки (слова, звуки, изображения) на сексуальные отношения, не имеющие прямого отношения к рекламируемому продукту или способу его потребления.
В законопроекте дается определение, что дискриминационная реклама — это реклама, которая содержит/использует утверждение и/или изображения, которые являются дискриминационными по признакам расы, цвета кожи, политическим, религиозным и другим убеждениям, пола, возраста, инвалидности, этнического и социального происхождения, гражданства, семейного и имущественного положения, места жительства, языковым или другим признакам в отношении лица и/или группы лиц, а также дискредитирующие товары других лиц.
Дискриминационная реклама по признаку пола — реклама, которая: содержит утверждение и/или изображение об интеллектуальном, физическом, социальном или другом преимуществе одного пола над другим, и/или о стереотипности роли мужчины и женщины, ограничивающие свободу жизненного выбора человека; унижающие достоинство человека по признаку пола; демонстрирующее насилие по признаку пола; содержащее изображение тела человека (части тела) исключительно как сексуального объекта с целью привлечения внимания потребителя и/или намеки (слова, звуки, изображения) на сексуальные отношения, не имеющие прямого отношения к рекламируемому продукту или способу его потребления.
После того, как документ вступит в силу, на Украине будет введена ответственность рекламодателей, заказывающих несоответствующую рекламу. Кроме того, рекламодатели должны будут информировать о стоимости рекламы, а непредставление такой информации или предоставление неправдивой информации также будет караться.
В последние годы в сети неоднократно вспыхивали скандалы. Тогда можно было только надеяться на совесть самого предпринимателя, угрожая репутационными потерями.
В 2015 году ТМ «Хлебный дар» показал рекламу, назвав мужчин «Теми, кто вращает Землю».
Больше всего скандалы на почве сексизма в рекламе вспыхивали из-за способа изображения моделей женского пола. В 2018 году украинская сеть аптек запустила красноречивую акцию скидок «Трахтебедох» с участием полуголых провизоров в восточных нарядах. Сейчас ролик недоступен на Youtube-канале компании.
«Бьет — значит любит» и «Только не на лицо» – это реклама пельменей, которую в своем Instagram использовал стритфуд из Бессарабки. Авторов аккаунта обвиняли в сексизме.
В 2020 году сеть ривненских пиццерий выложила рекламу заведений по мотивам популярного порно-видео, который сопровождался следующим текстом: «Ситуация вышла из-под контроля, и мы превзошли сами себя, поэтому именно ты подберешь идеальный размер и вкус, который точно доведет тебя до гастрономического оргазма».
Подпишись: