В 1906 году был достроен линейный корабль нового типа «Дредноут», водоизмещением 21 тысячу тонн и с 305 миллиметровыми орудиями числом 10 штук. Корабль что размерами (160х25 м), что вооружением казался монстром, на фоне которого терялись все остальные линейные корабли мира. Спустя всего восемь лет этот самый «Дредноут» был устаревшим маленьким кораблём с предельно слабой артиллерией. А всего за восемь лет Британия построила 26 линкоров только для себя. Водоизмещение последних из них достигло 33 000 тонн, размеры – 197х27 м, а калибр орудий – 381 мм.
Тем же путём шла Германия – начав в 1909 году, за шесть лет было выстроено 16 линкоров. В США старались не отставать и построили 10 монстров, не оставались в стороне Франция – 4 линкора, Италия – 4 линкора, Россия – 4 линкора, Япония – 2 линкора, и даже Австро-Венгрия – 4 линкора. Таким образом, за восемь лет ведущие страны мира получили 70 бронированных чудовищ – это при том, что броненосцы предыдущей эпохи не делись никуда. И это не всё – помимо линкоров были ещё линейные крейсера, размером даже поболе, только быстроходнее и хуже защищённые. Таких построили 10 в Британии, 5 в Германии, 2 в Японии. В итоге 86 бронированных чудовищ, плюс орда тоже бронированных и тоже чудовищ, но предыдущего поколения.
Война процесс не остановила, и к её завершению кораблей стало больше. Так, Великобритания, несмотря на потери, завершила войну с 33 линкорами и 9 линейными крейсерами. О Германии и Австро-Венгрии говорить смысла нет, проигравшие потеряли всё, а вот США выстроили 17 линкоров. Не сильно отставала и Япония – 8 линкоров и 4 линейных крейсера к 1921 году. Французы и те, ослабленные войной, осилили постройку 7 кораблей, итальянцы – 6. Россия замахнулась на 8 линкоров и 4 линейных крейсера, но один линкор и все крейсера были порезаны недостроями как итог Гражданской, а Черноморские линкоры погибли – один от взрыва, один от похабного мира, третий угнали белые. На Балтике выгорел ещё один...
Надо понимать – кроме линкоров никуда не делись и другие корабли, более того, в пути от «Дредноута» до Версальского мира собачки в виде крейсеров, эсминцев, субмарин и прочего подросли и в размерах, и в количестве. Роль флотов в войне была, правда, не то чтобы героическая – германский флот не прорвал блокаду англичан, не разгромил Гранд-Флит, не прекратил морскую торговлю Британии, и даже не прорвался к Петербургу, зато всласть побунтовал в 1918 году. Британский, правда, дальнюю блокаду противника обеспечил, но разгромить Хохзеефлотте не смог, и подавить Русскую революцию не смог, и вообще – не смог. Русский же флот прославился несколькими вещами – линкорами береговой обороны (не имеющими аналогов, как бы сказали сейчас), убийствами своих офицеров и ролью локомотива анархии в стране. Опять же – наш РИФ (русский и императорский) воевал хорошо, но почему-то исключительно малыми или устаревшими кораблями. Героические бои – эсминцы и старые крейсера, балтийские «Варяг» и «Кореец» – канлодки, победа в линейном бою – старые ЭБР, оборона Рижского залива – они же. Такое впечатление, что были у нас линкоры, что не было... Без них было бы лучше, жертвы матросиков-анархистов не дадут соврать.
С таким своеобразным опытом, казалось бы, самое время подумать и притормозить, благо массово появляются новые средства войны на море – субмарины, самолеты (и первые авианосцы), торпедные катера... Но мир сразу после 1919 года едва не оказался втянут в гонку морских вооружений среди уцелевших сверхдержав, причём на стапелях грозились оказаться корабли и вовсе монструозные.
А старт переходу калибров за пределы здравого смысла дали англичане ещё в годы Великой войны, когда Джеки Фишер додумался до легкого линейного крейсера с 4 орудиями главного калибра всего-то 457 мм. Под так называемый Балтийский проект Фишер настроил разного:
«Эти мониторы представляли собой плавсредства диковинного вида. На означенном имелись два 14-дюймовых орудия в башне в носовой части и противоминная наделка, торчавшая вдоль корпуса, как кринолиновые оборки. Она защищала его от торпедной атаки, но снижала максимальную скорость до 6 узлов. Изначально они строились лордом Фишером как часть флота, предназначенного для операций в Балтийском море, но один бог знает, что бы они там делали, если бы туда добрались, и я сомневаюсь, знал ли это сам Фишер. И хотя «Балтийский проект» так никогда и не материализовался, на нем лежит ответственность за пустую трату денег и труда. Помимо мониторов, дорогостоящие аномалии вроде «Фьюриеса» и «Глориеса» также предназначались для этих целей.»
За это, вместо того чтобы сдать перетрудившегося лорда специалистам с добрыми и чуточку усталыми глазами, его отправили в почётную отставку. Как бы там ни было, задел был дан, и дальше пошло. Англичане после Фишера запланировали аж четыре «Худа», вполне традиционных, четыре линейных крейсера с ГК калибром 406 мм в трех трехорудийных башнях и линкоры типа 3 уже с орудиями 457 мм. Но английские планы меркнут на фоне японских и американских. Всё-таки жалких четыре линкора и 8 линейных крейсеров это ни о чём.
Японцы планировали построить 16 линейных кораблей – 8 линкоров и 8 линейных крейсеров, видимо, по аналогии с 6+6 периода русско-японской. Линкоры типа «Тоса» должны были достигнуть водоизмещения 45 000 тонн, скорости – 27 узлов, а вооружение – 10 орудий калибром 410 мм. Дальше планировались линкоры «Кии», водоизмещением уже под 50 000 тонн, длиной в 250 метров. Линейные крейсера японские адмиралы видели примерно такими же монстрами и с той же артиллерией, только чуточку быстроходнее и автономнее.
Американцы подошли к делу с воистину американским размахом – на 8+8 они ответили законом о флоте, в рамках которого ВМФ США должны были получить возможность воевать одновременно с британцами и японцами. Было заложено (вдобавок к уже практически построенным четырем линкорам с ГК 406 мм) шесть линейных кораблей типа «Лексингтон» длиной 260 метров и ГК 3х3 406 мм. Мечты технократов шли дальше, адмиралы и конструкторы заговорили о калибрах 480 и даже 500 мм.
К счастью, безумие удалось остановить и договориться, и со всего этого «великолепия» в металл воплотился один «Худ» в Британии, в компанию которому построили два линкора в рамках Вашингтонских ограничений (35 000 тонн и 406 мм ГК), три линкора типа «Колорадо» в США, и два типа «Нагано» в Японии. Миру повезло, до пришествия Его Величества авианосца оставались считанные годы, а Её Величество субмарина царила уже. И единственное, что светило огромным динозаврам во Второй мировой – судьба «Тирпитца» в лучшем случае, в худшем же судьба «Ямато» или «Принс оф Уэлса».
Истерию по бесполезным железным чудовищам тормознули на 10 лет. А перед началом Второй мировой до изврата не дошли, ну, кроме японцев, которые создали, конечно, чудо света:
«В мире есть три самые большие и бесполезные вещи: египетские пирамиды, Великая Китайская стена и линкор «Ямато».»
Но чудо бесполезное, и по признанию адмирала Ямамото:
«Эти корабли напоминают каллиграфические религиозные свитки, которые старики развешивают в своих домах. Они не доказали своей ценности. Это только вопрос веры, а не реальности.»
И что хорошо перекликается с другой цитатой о ценности линкоров в послевоенное время в целом:
«Линкор долгие годы являлся для адмиралов тем же, чем собор для епископов.»
Эпоха линкоров ушла, и повезло тем, кто потратил на них минимум средств и не дошёл в реальности до монстров далеко за 200 тонн и 460 миллиметровых орудий. Роман Иванов