Действительно, это был весьма примечательный корабль. Разрабатывался этот крейсер как разведчик, по ходу работ был перепроектирован в крейсер-носитель гидросамолетов (в принципе, тот же разведчик, но более современный), затем корабль перестроили в штабной корабль, и он даже стал флагманским кораблем Объединенного
А еще это последний погибший легкий крейсер японского флота во Второй Мировой войне.
Итак, легкий крейсер «Оёдо».
Морская доктрина Японии перед Второй Мировой войной предполагала замену легких крейсеров, которые служили в качестве лидеров эскадренных миноносцев и флотилий подводных лодок на более современные корабли большего водоизмещения.
Было разработано сразу несколько программ, в соответствии с которыми проектировались и строились в том числе и легкие крейсера для Императорского флота Японии. Было запланировано построить 83 боевых корабля в период с 1939 по 1944 годы включительно, но начавшаяся война очень резко поменяла эти планы.
Многие проекты были прекращены, перестроены и отложены. Так получилось и с крейсерами типа «Оёдо». Предусматривалась постройка семи крейсеров-разведчиков, но построен был только один. Сам «Оёдо».
Так «Оёдо» стал последним легким крейсером, построенным в Японии.
Проект крейсера-разведчика был интересным. Опробовали несколько вариантов, от корабля водоизмещением 6 600 тонн без тяжелого вооружения до очень легкого (16 000 тонн) авианосца и в итоге остановились на проекте легкого крейсера водоизмещением 10 000 тонн, схожий конструктивно с крейсерами типа «Агано», но изрядно видоизмененным.
Эти корабли должны были иметь в корме большой ангар для дальних разведчиков (о них не так давно было в цикле «Боевые самолеты»), катапульта для их запуска и краны для подъема на борт.
Отличительными деталями должны были стать большая дальность плавания, до 10 000 морских миль на крейсерской скорости в 18 узлов, возможность нести до 6 больших гидропланов и максимально мощные средства связи. Плюс артиллерийское вооружение для того, чтобы можно было отбиться от коллег.
Вот под эти требования и создавался проект крейсера «Оёдо».
Первый и последний корабль проекта был заложен в феврале 1941 года, спущен на воду в апреле 1942 года, вошел в строй флота 28 февраля 1943 года. Видно, что японцы уже не спешили. Война поглощала все ресурсы.
Что получилось в итоге. Как было сказано выше, изначально крейсер планировался как замена старым лидерам эсминцев и подводных лодок. Именно ради подводных лодок, надводная скорость которых и была в районе 18 узлов, и было все спроектировано в плане ходовых качеств.
Энергетическая установка
Четыре ТЗА «Кампон» мощностью 110 000 л.с. приводили в движение 4 винта, которые сообщали кораблю максимальную скорость в 35,5 узла. Крейсерский ход был как заложено в проекте, 18 узлов. Дальность хода на максимальной скорости составляла всего 4 500 миль, на крейсерской скорости 10 600 миль.
Запас топлива 2 360 тонн нефти.
Бронирование
Бронирование было полностью принесено в жертву скорости и дальности. Корабль имел бронепояс толщиной 60-мм, прикрывавший машинные отделения.
Бронепалуба имела толщину 30 мм, в районе артиллерийских погребов 50 мм. Погреба прикрывались бронелистами 75 мм в боковой проекции и 40 мм в лобовой. Барбеты орудий имели толщину брони 25 мм.
Боевая рубка была 40 мм толщины в лобовой части и 20 мм по бокам. Башни имели толщину 25 мм.
Считалось, что такая схема бронирования сможет защитить корабль от 127-мм снарядов и бомб 250 кг и ниже.
Вооружение
Главный калибр крейсера составляли 155-мм орудия в трехствольных башнях, снятые с крейсера «Могами». «Могами» получил башни с орудиями 203-мм, а башни с 155-мм орудиями было решено использовать в качестве вооружения на других кораблях.
Таким кораблем и стал «Оёдо». На нам были установлены две башни от «Могами» (из пяти) с шестью орудиями 155-мм. Башни были установлены в носовой части, поскольку корма была занята катапультой и ангаром для гидросамолетов.
Орудие 155-мм «Тип 3» выбрасывало 55-кг снаряд на дальность до 27 км с начальной скоростью 920 м/с. Боевая скорострельность составляла 5 выстрелов в минуту.
Вспомогательный калибр состоял из четырех двуствольных установок калибром 100-мм «тип 98», однотипных с теми, что устанавливались в качестве орудий ПВО на авианосце «Тайхо» или эсминцах ПВО типа «Акизуки».
Орудие было весьма скорострельным и с прекрасной баллистикой, но платить за это пришлось ресурсов стволов, которая составляла всего 300-400 выстрелов на ствол в отличие от 1300-1500 у мировых аналогов.
Малокалиберная зенитная артиллерия, естественно, состояла из зенитных автоматических пушек калибра 25-мм. Первоначально на корабле было установлено 12 орудий (6 х 2 ствола). По мере модернизаций количество стволов на «Оёдо» было доведено до 56, 20 одиночных и 12 трехствольных установок.
Торпедного и минного вооружения крейсер не нес, что отличало его от всех остальных японских легких крейсеров.
Главным же
Для работы в этом направлении был спроектирован разведывательный гидросамолет фирмы «Каваниси» Е15К1 «Shiun».
По идее Е15К1 за счет очень высокой скорости (500 км/ч для гидроплана – это очень много) и большой дальности мог бы вести разведку даже там, где
Е15К1 должен был сменить на этом посту самолет от фирмы «Аичи» Е13А1 (о нем тоже недавно был рассказ). Е15К1 оказался тяжелее предшественника, для его запуска пришлось разработать 45-метровую пневматическую катапульту, которая могла запускать самолеты каждые 4 минуты.
Однако именно из-за Е15К1 проект «не сыграл». Самолет оказался намного медленнее, чем рассчитывали, был очень капризным в обслуживании и не отличался надежностью в эксплуатации.
Изначально «Оёдо» был укомплектован шестью гидросамолетами от «Каваниси», но так получилось, что самолеты были очень быстро потеряны. И по причине поломок, и по причине того, что американцы реально контролировали воздух.
Поэтому в 1944 году, когда «Оёдо» перепрофилировали в штабной корабль, 45-метровую катапульту демонтировали, на ее место установили более легкую стандартную 25-метровую катапульту «Тип 5» и разместили на корабле два гидросамолета «Аичи» Е13А1.
Уже в 1943 году стало понятно, что как флагман флотилий подводных лодок «Оёдо» использоваться не будет. Соответственно, наличие на борту большого количества разведывательных гидропланов, которые будут отыскивать цели и наводить на них подводные лодки.
Да и радары справлялись с поиском надводных кораблей все лучше.
Потому было принято решение переоборудовать крейсер-разведчик-флагман подводных лодок в штабной корабль. Высвобождалось много места в ангаре для гидросамолетов, и там очень просто можно было оборудовать рабочие места.
Модернизацию провели в марте 1944 года и «Оёдо» из крейсера-разведчика окончательно превратился в штабной корабль.
Вместо 45-метровой катапульты была установлена обычная 25-метровая катапульта «Тип 5» и два гидросамолета «Аичи» E13A1 «Рейсу».
Значительно усилили зенитное вооружение. Все одиночные 25-мм установки были заменены на строенные, а на корме у ангара установили еще два строенных 25-мм автомата. Общее количество стволов 25-мм после этой модернизации составило 47 стволов.
Корабль получил радары для наблюдения за воздухом и надводными целями. Были установлены РЛС «Тип 21» и «Тип 22» на носовой надстройке, «Тип 13» на фок-мачте. А ангар для гидросамолетов стал местом размещения штабных помещений и аппаратуры радиотехнической разведки.
Вот так крейсер-разведчик стал кораблем-флагманом.
Вообще у японцев, в отличие от многих стран мира, флагманами флота служили не самые большие и устрашающие корабли. Так по идее флагманом Императорского флота должен был быть кто-то из пары «Ямато» - «Мусаси».
Однако флагманами в Императорском флоте служили корабли, которые были приспособлены для такой службы и где можно было удобно разместить штабы флотов и соединений, создав штабным все условия для работы.
Боевое применение
Боевое крещение крейсер-разведчик должен был принять в операции по отражению вторжения американцев на Алеутские острова. Но острова пали прежде чем отряд кораблей добрался до них.
«Оёдо» был придан соединению охранения авианосцев «Шокаку» и «Зуйкаку», базировавшихся на остров Трук. Крейсер сопровождал конвои с войсками и грузами для гарнизонов Рабаула и Кавиенга.
Участвовал в перехвате американских кораблей после атак Маршалловых островов и острова Уэйк. Перехваты были безуспешными и «Оёдо» вернулся к конвойной службе.
В феврале 1944 года был переоборудован в штабной корабль, а в апреле 1944 года стал флагманским кораблем адмирала Тоёда Соэму, командующего Объединенным флотом.
Работа в этой роли не требовала частых выходов в море, потому «Оёдо» в основном находился в метрополии.
Корабль принял участие в битве у мыса Энгано, спасал людей с тонущего авианосца «Зуйкаку».
Далее крейсер отражал американское вторжение на Филиппины в составе Северного соединения адмирала Одзавы.
25 октября 1944 года произошло сражение у мыса Энгано, в котором все японские авианосцы были потоплены палубной авиацией США. Участвовавший в бою «Оёдо» получил попадания бомбой в котельное отделение.
После ремонта крейсер продолжил транспортные миссии по снабжению гарнизонов на Филиппинских островах.
24 декабря 1944 года «Оёдо» в составе отряда кораблей из тяжелого крейсера «Ашигара» и 7 эсминцев атаковал американский десант, высаживавшийся на остров Миндоро (Филиппины).
26 декабря «Оёдо» попал под атаку американских бомбардировщиков В-24 и получил попадания двумя бомбами 227 кг. Первая бомба попала в бронепалубу и отрикошетировала от нее, вторая причинила легкие повреждения, разорвавшись по левому борту.
Эсминцы потопили несколько десантных транспортов торпедами, артиллерийским огнем японские корабли сорвали атаки американских торпедных катеров, обстреляли позиции американцев, но в итоге отряд был вынужден уйти на базу, не выполнив основной задачи.
7 февраля 1945 г. «Оёдо» присоединяется к соединению из линкоров «Исэ» и «Хюга» с несколькими эсминцами для перевозки в Японию стратегических материалов. Боевые корабли перевозили бензин, каучук, олово, вольфрам и специалистов по нефтедобыче. Задача была выполнена, корабли успешно вернулись в Японию.
19 марта 1945 года, находясь на базе в Куре, крейсер попал под налет американской авиации на военно-морской арсенал. Три бомбы 227-кг поразили «Оёдо», на корабле возник пожар. Экипаж справился с повреждениями, но корабль принял много воды и сел на мель у острова Этадзима.
Воду откачали и корабль отбуксировали в Куре для ремонта. Ремонт прошел успешно и 4 апреля «Оёдо» поставили на якорь у Этадзимы. На позиции у острова корабль осуществлял руководство противодействием американской авиации.
24 июля 1945 года «Оёдо» снова подвергся налету американских самолетов. На этот раз американцы действовали очень успешно: «Оёдо» получил четыре прямых попадания бомбами 227 кг и некоторое количество разрывов недалеко от бортов. Пожары были ликвидированы, но корабль принял некоторое количество воды.
Добили крейсер 28 июля, когда бомбы вызвали расхождение обшивки левого борта. Корабль лег на правый борт на мелководье.
20 ноября 1945 года был официально исключен из списков военно-морского флота.
После окончания войны «Оёдо» был осушен, поднят и разделан на металл.
Это был последний легкий крейсер Японии, погибший в результате боевых действий.
Роман Скоморохов
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: