С активизацией действий ВКС России в Сирии и одновременно наступления САА на позиции ИГ, с новостных лент почти пропали вести об остальных участниках антиигиловских сил. В частности, 6 октября армия Ирака начала наступление с целью отбить город Рамади в провинции Анбар, о чём в российских СМИ почти не писали. Меж тем иракские военные добились значительных успехов, захватив контроль над несколькими квадратными километрами города Рамади.
Известная своими многочисленными неудачами иракская армия все же являлась грозной силой в регионе. Однако и поражение войск Саддама в войне с Кувейтом (операция «Буря в пустыне») было обусловлено тотальным превосходством США в воздухе. Вторая Иракская война далась американцам сложнее, но и цели были не сопоставимы. В обоих случаях иракская армия столкнулась с силой, превышающей её по огневой мощи в несколько раз.
Нынешние вооруженные силы Ирака ведут свою историю с лета 2003 года, когда оккупационные силы инициировали создание сначала отрядов правопорядка, а потом и министерства обороны.
Однако, глядя на командный состав новоявленной армии и политический и этнический состав солдат, можно с уверенностю сказать — эти люди в военной сфер не вчера. Большая часть военных после поражения войск Саддама Хусейна осталась без работы, и когда такой шанс появился, все они им воспользовались. Тем самым, несмотря на прерванную преемственность государственности, армейская кадровая преемственность осталась.
Созданная в 2003 году армия постепенно получала вооружение от миротворческого контингента, стран НАТО, и конечно, в подавляющей степени США. Разнообразие вооружения стран нато дополнялось саддамовским наследством. Подготовку вели американские компании по контракту с Пентагоном.
С 2003 по 2014 год на территории страны произошло более 1500 террористических актов. Эту цифру можно назвать основным показателем не только уровня подготовки сил безопасности, но степени мотивированности работников спецслужб.
Летом 2014 года группировка «Исламское государство» начинает своё триумфальное шествие по иракским просторам, и тут случается невиданное — армейцы, которые должны защищать города, просто разбегаются, исламисты захватывают город за городом с невероятой скоростью, захватывают Самарру, Мосул, Рамади, Фаллуджа, Тикрит и другие. Попутно исламисты отбирают новейшее американское вооружение, становясь уже не кучкой боевиков с автоматами, но силой, имеющей свою артиллерию и мощную бронетанковую поддержку.
Тем временем в иракской армии пытаются обуздать панику, но тщетно. В общей сложности за 3 месяца наступления ИГИЛ армия потеряла убитыми от 3 до 6 тысяч бойцов, пленными 4-5 тысяч, а сбежавшими — 90 тысяч!
Многие бойцы армии позже были замечены уже по другую сторону. В том числе это касается и командования — наиболее известным примером является Абу Али Аль-Анбари, уволившийся из армии Саддама после обвинений в коррупции.
Такие проблемы, по мнению аналитиков, связаны с несколькими причинами:
- бойцы хорошо «воевали» в мирное время, ведь это хорошая зарплата и содержание при минимальных трудозатратах;
- многие бойцы придерживались исламистских взглядов и прямо симпатизировали врагу;
- подготовка бойцов, осуществлённая американскими компаниями, оказалась низкоэффективной.
Раман Берзенчи
Раман Берзенчи, 16 лет, курдский ополченец из Пешмерга — «Я знаю много случаев перехода бойцов иракской армии на сторону ИГ. В основном это происходит с пленными, которым угрожает казнь, но бывали и добровольные переходы».
Другой ополченец Пешмерга (не назвал своего имени), столкнувшийся с иракскими военными во время освобождения дороги близ Мосула, отзывается о них гораздо более резко:
- С дисциплиной у них ужасно, ведут себя отвратительно. Вооружены обычно, правда у них были новейшие американские пулеметы и автоматы , были одеты в черную одежду (это был батальон спецназа Сукур Аль-Рафидейн (Соколы Рафидейна)).
В тот день между нами случился конфликт. Все началось с того, что мы освободили точку (Mosul Road). После взятия точки мы закрепились, затем на наши позиции приехали американские бронемашины иракской армии, и их командир потребовал от нас покинуть эту территорию. Естественно, мы никуда не ушли, из-за чего произошел конфликт между нашими командирами, затем бойцы нашей и иракской армией сошлись чуть ли не в рукопашную, после чего иракцы с криками Слава Ираку и Аллах Акбар на своих машинах покинули наши позиции.
Проследив всю историю иракской армии за последние три десятка лет, можно понять, что кроме проблем с вооружением (при Саддаме и сейчас) и дисциплиной, солдаты Ирака имеют большие проблемы с мотивацией. Часто задачи армии идут вразрез с культурными и религиозными представлениями и личными целями солдата. Это приводит к тому, что большую часть потерь армия несёт от дезертирства, а не от пуль и снарядов.
Читайте нас: