В послевоенные годы Румыния смогла создать довольно развитый военно-промышленный комплекс. Как ни странно, стимулом к этому послужила её общая бедность. За два десятка лет страна обзавелась собственными производствами во всех ключевых отраслях: от артиллерийско-стрелкового вооружения и боеприпасов до химического оружия, кораблестроения, танковой и авиационной промышленности.
Дороже всего обходится бедность
Сразу после окончания Второй мировой войны начались поиски нового оптимального состава румынской армии. Румынские генералы, присутствовавшие на Параде Победы в Москве 24 июня 1945 года, приехали в советскую столицу со своими предложениями по этому поводу. Вопросов было много. Бывший союзник Германии много повоевал в Венгрии, активно участвовал в
Осенью 1945 года в румынскую армию влились две советские стрелковые дивизии, укомплектованные во время войны румынскими добровольцами. Вместе с ними в Румынии появилось и первое советское вооружение. Других советских поставок не проводилось, пока к власти в стране не пришли коммунисты. После этого в процессе реорганизации армии вводились советские штаты соединений и частей. По договору от 4 июня 1949 года начались поставки советских вооружений и военной техники, в том числе образцов, запрещённых по условиям Парижского мирного договора. Решение проводить эти поставки в виде советской военной помощи диктовалось тем, что состав и потребности румынской армии определялись в Москве, а не в Бухаресте. Например, по итогам заседания в Москве Координационного комитета по строительству вооружённых сил стран народной демократии в январе 1951 года был принят план мобилизационного развёртывания румынской армии, который предполагал формирование в военное время 2 армий, 7 корпусов (в том числе 1 танкового), 24 дивизий, 14 отдельных бригад и многого другого. Для обороны Румынии столько не требовалось, но это было необходимо для возможной большой войны с Западом. Соответственно, СССР брал на себя обязательства по оснащению этих соединений. До конца 1952 года из СССР было поставлено значительное количество танков
СССР не смог быстро отгрузить назначенное количество техники, поэтому Румынии было разрешено импортировать военную технику, вооружение и боеприпасы из Чехословакии, Венгрии и Польши. Уже 28 ноября 1952 года в Праге представители Румынии и Чехословакии подписали конвенцию о поставках чехословацких автомобилей, реактивной артиллерии, самоходок
Контракты на поставки из Польши и Венгрии были заключены в значительно меньших объёмах: на 80-90 млн рублей из Польши и 50 млн — из Венгрии. И вновь возникли проблемы с оплатой. Например, ещё в 1959 году Румыния получила шесть польских танков Т-54А и разместила в Польше заказ на 423 таких боевых машины. Из-за высокой цены и неспособности поляков удовлетворить заказы даже собственной армии румыны в 1962 году отказались от польских танков, и даже имевшиеся шесть Т-54А в войсках были заменены на Т-34-85.
Оплата поставок из других социалистических стран требовала от Румынии чрезвычайных экономических усилий. На перевооружение румынской армии в 1955-1960 годах было ассигновано более 30 млрд леев (около 8 млрд рублей) — одна треть от всех капиталовложений страны за пятилетний период. Эти затраты на военные нужды были крупнейшими с момента создания румынской армии в ХІХ веке. Они проводились на фоне индустриализации страны и массового строительства в Румынии больших объектов инфраструктуры (в частности, Дунайско-Черноморского канала). Это привело к тому, что в начале 50-х годов золотой запас страны, из которого оплачивался импорт, уменьшился наполовину. Внешний долг в ноябре 1953 года составил 260 млн рублей, в том числе 50 млн рублей перед СССР, 155 млн рублей — перед Чехословакией, 15 млн рублей — перед Польшей и 40 млн рублей — перед ГДР.
По этой причине Бухарест отдавал предпочтение углублению сотрудничества с СССР, так как советская техника предоставлялась в кредит под 2% годовых. Треть стоимости выплачивалась сразу, а остальной долг делился на десять равных частей, которые выплачивались на протяжении десяти лет, начиная с 1 января года, следующего за годом поставки. Это были необременительные условия, кроме того, часть поставок являлась безвозмездной. Например, на 1957 год Румыния располагала 935 танками
Стремясь увеличить обмен поставками, ЦК Румынской рабочей партии своей резолюцией, принятой 9 ноября 1967 года, увязал закупки военной техники в СССР с советским импортом из Румынии. Надо сказать, что Советский Союз пошёл навстречу этим требованиям, так как обменные операции давали ему возможность снять с себя производство малоценной продукции и запчастей к устаревшей технике, разместив эти заказы в Румынии. В частности, в 1970 году в обмен на свои поставки СССР обязался закупить в Румынии для себя и других стран Варшавского договора румынской военной продукции на сумму 797 млн леев (119,5 млн руб.): запасные части к танкам Т-55 и ПТ-76Б, 200 млн штук 7,62-мм патронов, авиадвигатели ВК-1, агрегаты к самолётам МиГ-17, МиГ-21 и Ил-28.
Бухарест стоял перед выбором: либо продавать свои золото, нефть и сельскохозяйственную продукцию на экспорт за валюту, а военную производство налаживать дома, либо платить ими за военные поставки союзников по Варшавскому договору. При этом нужды румынской армии определял тот же Варшавский договор, а не Бухарест. Оказалось, что быть бедным обходится дороже, чем пытаться создавать военную технику своими силами. В этом контексте показательна ситуация с производством румынских автомобилей и бронетехники.
Машина для румынской пехоты
К концу 1961 года все румынские пехотные дивизии переформировали в механизированные. Так как бронетранспортёров почти не было, то перевозка пехоты предполагалась на грузовиках, из-за которых сразу возник серьёзный конфликт интересов. Первоначально для этого массово закупались грузовики грузоподъёмностью 3-3,5 т: советские ЗиС-150, ГАЗ-51 и ГАЗ-63, чехословацкие Praga-RN и Praga-S5T, польские STAR С-60 и STAR W-14, восточногерманские IFA-H3A, венгерские Csepel D-350. Для штабов и разведки покупали автомобили повышенной проходимости ГАЗ-67, ГАЗ-69А и Škoda-1101VO. В качестве артиллерийских тягачей широко применялись чехословацкие машины Tatra-805. Эти закупки легли тяжёлым бременем на бюджет, но потребности румынской армии оставались неудовлетворёнными: по мобилизационному плану «Р.206» 1956 года в вооружённых силах имелось только 53% легковых автомобилей, 36% грузовиков и 33% тягачей от потребности, а всё остальное надлежало мобилизовать из гражданского сектора. Но там этих машин тоже не было — их надлежало купить у союзников. Отдельной проблемой было обслуживание такого разнотипного автопарка.
В этой связи румынское правительство приняло решение о строительстве в Брашове завода «Steagul Roşu» и налаживании там сборки ЗиС-150 под местным названием SR-101. Предполагалось, что поначалу мощность составит 6000 машин в год, а затем будет увеличена вдвое (общая ежегодная потребность Румынии определялась в 13 000 грузовиков). Позиция советской стороны оказалась сюрпризом для Бухареста. Из Москвы предупредили о нецелесообразности мелкосерийного производства и рекомендовали продолжить закупки машин в Чехословакии. При этом советская сторона ссылалась на опыт американского «Форда», создатель которого говорил о рентабельности автопроизводства, начиная со 100 000 машин в год.
Румынские коммунисты были оскорблены. У них складывалось впечатление, что в Москве намеренно «привязали» Румынию к производству в Чехословакии, чтобы манипулировать обеими странами. Кроме того, блокирование национального румынского производства и ссылка при этом на опыт американских капиталистов оценивались, как стремление удержать Румынию в положении отсталой аграрной колонии. Поэтому Бухарест остался твёрдым в своих намерениях и в обмен на поставки сельскохозяйственной продукции приобрёл в ГДР промышленное оборудование для локализации производства ЗиС-150 в Брашове. В 1955 году с завода отправили в армию первые два собственно румынских грузовика SR-101, изготовленных без советских машинокомплектов. В 1959 году производство достигло 6000 машин и продолжалось до 1963 года.
Далее Бухарест предпочитал обходиться без помощи союзников по Варшавскому договору. Уже в 1958 году при конфиденциальном участии инженеров французской компании Chausson в Брашове начались разработки новых румынских грузовиков SR-132 «Carpaţi», SR-113 и SR-114 «Bucegi», приспособленных для военных нужд. В дальнейшем модели SR-132 и SR-114M стали основой автопарка румынской армии. Потребности в штабных автомобилях были закрыты лицензионным производством в Румынии советских ГАЗ-69А. С опорой на свои силы производство автотранспорта в Румынии быстро наращивалось, пока в 1971 году не достигло годового максимума в 35 000 единиц.
Вместе с выпуском грузовиков Румыния готовилась развернуть производство бронетранспортёров. Как информировал в ноябре 1964 года Маршал Советского Союза А.А. Гречко, на тот момент мотострелковые и механизированные войска Варшавского договора были обеспечены бронетранспортёрами лишь на 21%, а в остальном для перевозки пехоты использовались автомобили. Вместе с тем условия ядерной войны требовали перевода пехоты на бронированную базу.
Помня о трудностях со сборкой грузовиков и имея перед глазами опыт чехословацко-польского бронетранспортёра ОТ-64/SKOT, стоившего совокупных затрат «около 1 млрд злотых и крон», в Бухаресте осознали невозможность самостоятельной разработки бронетранспортёра. 15 апреля 1961 года премьер-министр Румынии Ион Маурер обратился к советскому лидеру Н.С. Хрущёву с просьбой предоставить лицензии на производство вооружения для пехоты: радиостанций для уровня механизированного взвода, автоматов и пулемётов Калашникова, противотанковых ракет «Шмель» и бронетранспортёров БТР-60П. 7 июля советское правительство ответило согласием. С 1964 года в румынскую армию начал поступать бронетранспортёр ТАВ-63 — местная версия БТР-60П. По протоколу №19/1969 Постоянной Комиссии СЭВ по оборонной промышленности в 1970 году из СССР в Румынию была передана лицензия на производство БТР-60ПБ, румынская версия которого под наименованием ТАВ-71 начала поступать в войска с 1972 года.
В 1982 году Румыния запустила в производство свою версию БТР-70 — бронетранспортёр ТАВ-77. В отличие от СССР, Румыния ставила дизельные двигатели на эти типы бронетранспортёров и производила на их базе семейство вспомогательных боевых машин. Например, в 1985-1988 годах на базе ТАВ-77 производилась бронированная разведывательная машина ТАВС-79, благодаря чему Румыния отказалась от дальнейших закупок машин советского семейства БРДМ. Возможность поставить на бронетранспортёр дизельный двигатель появилась у Румынии раньше Советского Союза благодаря запуску в стране серийного производства грузовиков по лицензии западногерманского концерна MAN.
К вопросу о лицензиях
За десять-пятнадцать лет Румыния смогла самостоятельно обеспечить свои войска всем спектром вооружений, военной техники и имущества. Основой этого неоспоримого успеха стало лицензионное производство. Согласно решению, принятому в 1949 году на втором совещании Постоянной Комиссии СЭВ по оборонной промышленности, лицензии и техническая документация передавались между союзниками бесплатно, а страна-получатель оплачивала только подготовку (копирование) и перевозку документации. В пределах Варшавского договора союзники могли прибегнуть к любым формам кооперации. Освоив производство какого-либо образца, румыны тут же предпринимали меры по его модернизации, для чего сами разрабатывали техническую документацию. Полученные таким образом новые образцы имели уже румынские наименования.
Это делалось не из соображений национального престижа, а для получения дополнительных доходов от военного экспорта. Ведь формально Румыния выходила на рынок уже со своими вооружениями. Это вело к конкуренции с союзниками на рынке вооружений, поэтому 28 июля 1972 года Москва уведомила Бухарест о решении взимать роялти (до 10% от стоимости экспорта в иностранной валюте) в случае румынских поставок, сделанных с помощью советских лицензий, в любые страны, за исключением государств-участников Варшавского договора, Монголии, Кубы и Вьетнама. Кроме того, для каждой такой поставки требовалось советское разрешение. Иными словами, в основе румынско-советских противоречий в области вооружений лежали доходы от военного экспорта. Это проявилось в нескольких моментах, когда СССР не пожелал передать лицензии, а в Бухаресте решили самостоятельно развивать своё производство.
Так, до 1968 года Румыния приобрела порядка 1500 танков. В дальнейшем танковый парк должен был увеличиться до 4000, также требовалось заменить устаревшие Т-34 и Т-55. Чтобы избежать закупки новых танков у союзников, в апреле 1968 года в Совете обороны был представлен «Рапорт с предложениями по производству танков в Румынии». После длительного обсуждения Совет обороны одобрил его на заседании 13 октября 1972 года, обязав заинтересованные министерства и ведомства подготовить технико-экономическое обоснование и предложения по организации производства. На первом этапе предполагалось разработать основной боевой танк с бронёй, вооружением и силовой установкой (двигатель — 500 л.с.) румынского производства. Базовым определялся завод в Мирше (округ Сибиу), строительство которого должно было начаться с 1974 года. Первой боевой машиной стал TR-580 — румынская версия Т-55. В основе его производства было танкоремонтное предприятие в Мизиле, которое в начале 70-х годов под предлогом модернизации Т-55 освоило выпуск 80% компонентов, агрегатов и комплектующих частей для танка.
С 1974 года параллельно с работой над танком TR-580 началась работа над его дальнейшим развитием (модель TR-77 с новым двигателем и ходовой частью), а также румынским дизельным двигателем мощностью 800 л.с. В 1979 году состоялся выпуск установочной партии из 10 танков TR-77. Проектная мощность производства определялась в 210 танков в год. Постановлением правительства №474 от 26 декабря 1983 года предполагалось увеличить ежегодное производство до 500 танков, но этого уровня никогда не достигли (всего до 1985 года выпустили 405 танков TR-580 и TR-77). В 1978-1986 годах был освоен выпуск танка TR-85-800. Это была ещё одна румынская разработка на базе Т-55 с двигателем 830 л.с. и гидромеханической трансмиссией. Выпуск производился в 1986-1990 годах с мощностью около 100 танков в год. Этот темп можно считать низким, так как даже десятилетний объём выпуска танков всё равно оказался бы вчетверо меньшим, чем численность тогдашнего танкового парка Румынии. Таким образом, страна не могла полностью перевооружить танковый парк своими силами. Перевооружить его только за счёт импортных закупок было тем более невозможно.
В 1977 году Румыния заказала и в следующем году получила 31 танк Т-72. Ими был вооружён один батальон 1-го танкового полка в Тырговиште, также одну машину направили в Учебный центр танковых и механизированных войск в Фэгэраше. В 1987-1988 годах в Румынии изготовили установочную партию румынской версии Т-72 — пять танков TR-125 (P-125). Это весьма серьёзное достижение, так как румыны смогли освоить производство нового комплекса вооружения (125-мм гладкоствольной танковой пушки, стабилизатора и автомата заряжания к ней). До этого румынские танки оснащались 100-мм танковой пушкой А-308, которая была копией советского орудия, производившейся на Решицком механическом заводе (Тимишоара). Для ознакомления с технологией производства 125-мм танковых пушек в начале 80-х годов румынская делегация ездила в СССР. По воспоминаниям участников этой поездки, советская сторона понимала истинный интерес делегации в налаживании производства своей копии Т-72 и вела себя так, будто такого танка в СССР вообще не существует. Поэтому всё необходимое румыны нашли в Югославии, купившей лицензию на производство Т-72. Единственное, что не удалось Румынии, так это освоить производство боеприпасов для 125-мм пушки, а также дымовых гранат и некоторых других изделий.
Фактически получилась новая машина, разработанная «по мотивам Т-72». Это видно даже из простого сравнения двух танков, стоящих рядом, на фото выше. Румыния демонстрировала эту машину перед советской делегацией и даже предлагала сделать его одним из основных боевых танков армий стран-участниц Варшавского договора, чтобы производить TR-125 совместно с союзниками. Но никто из союзников не проявил к этому интереса, поэтому TR-125 не пошёл в массовое производство. Тем не менее, следует признать: Румыния создала собственное танкостроение вопреки советским рекомендациям не делать этого. Как оказалось, лицензии на технику, которые не хотел давать СССР, можно было найти в других местах.
Обходные пути
Важным партнёром Румынии в совместном военном производстве, как мы уже сказали, была Югославия. Но её возможности были невелики, и на помощь Румынии пришли Китай и Северная Корея, обладавшие большинством необходимых технологий советского происхождения. В 1970 году Пекин предложил помощь в ликвидации последствий наводнения в Румынии. Под этим предлогом официальная румынская делегация была приглашена в Китай и находилась там 25 мая-6 июня того же года, после чего вернулась, получив предварительное согласие на предоставление китайской военно-технической помощи. 17 августа 1970 года министры обороны двух стран подписали соответствующее соглашение. Пекин давал Бухаресту два беспроцентных кредита на общую сумму $200 млн. Румыния использовала их в пятилетке 1971-1975 годов на закупку китайского промышленного оборудования для военного производства, вернув $100 млн в 1977-1979, а остальное после 1981 года. В основном это были линии для производства боеприпасов, орудийных стволов, авиационного оборудования, брони и моторно-трансмиссионных отделений танков Т-55, корабельной техники. Например, для румынского танкового завода был отправлен из Китая пресс с усилием в 2000 т. Решицкий механический завод в 1974 году получил из КНР по контракту R.703 основную массу оборудования для производства артиллерийских стволов.
Вся документация, транспортировка до Румынии, а также готовые образцы для испытаний передавались из КНР бесплатно. Кроме того, цены на вооружение и оборудование для Румынии устанавливались внутренние китайские. Никаких ограничений на дальнейший реэкспорт и роялти не было. Эти льготы стимулировали интерес Бухареста к углублению сотрудничества с КНР. То, что китайские технологии морально устарели, никого не смущало, так как их модернизировали в Румынии с помощью стран Запада и союзников по Варшавскому договору. В частности, старая китайская линия по производству 85-мм пушек была улучшена при помощи КНДР и Польши для изготовления 100-мм пушек, а в 1980 году после установки дополнительного западного оборудования на ней смогли производить стволы 152-мм орудий.
Ситуация в корне изменилась после смерти Мао Цзэдуна, который лично патронировал отношения с Румынией. В 1979 году китайская делегация посетила Бухарест с задачей переоценить стоимость льготных поставок 1972-1974 годов и выставить счёт на дополнительную оплату. После переговоров румынская сторона была вынуждена согласиться оплатить дооценённые обязательства перед Китаем в швейцарских франках (!). Практичность Китая проявилась и в отказе на румынскую просьбу продать сверхзвуковые авиадвигатели Rolls-Royce Spey RB 168 (модель Mk.202), которые Бухарест до этого не смог купить в Великобритании. КНР получила лицензию на производство этого двигателя в 1975 году, но твёрдо соблюдала свои обязательства не передавать его третьим странам.
Румынско-северокорейская межправительственная военно-техническая консультативная комиссия начала работу в 1970 году. КНДР предоставила Румынии консультации в области защиты войск и населения от бактериологического оружия и строительстве подземных сооружений (в том числе перед постройкой метро в Бухаресте). Делегации Решицкого механического завода и бухарестского 111-го военного института проходили длительные стажировки на артиллерийском заводе в Хамхыне. Также КНДР оказала большую помощь в налаживании производства румынских копий советских 130-мм пушек. В свою очередь, северокорейцы приезжали в Румынию, чтобы ознакомиться с Учебным центром горнострелковых войск. Впрочем, дальнейшее сотрудничество постепенно угасло после того, как в 1977 году Северная Корея обратилась к Румынии с просьбой о помощи в организации совместного производства истребителей-бомбардировщиков IAR-93 и вертолётов IAR-330H (копия французских «Puma»). В Бухаресте сослались на необходимость получить согласие Великобритании, Франции и Югославии, от которых зависели поставки авиадвигателей и комплектующих, что означало вежливый отказ.
Наконец, вершиной румынского «особого пути» стали закупки товаров двойного назначения и элементов военных технологий на Западе. Наиболее скандальным стало решение Румынии приобрести для правительственного авиаотряда американские самолёты Boeing-707-321С в 1974 году и Boeing-707-3K1C в 1979 году. Это был единственный случай поставки таких авиалайнеров из США в страны Варшавского договора. Чтобы не раздражать союзников, Чаушеску совершал официальные визиты в социалистические страны на Ил-62М советского производства, а в остальной мир летал на «Боинге».
Большое развитие получило сотрудничество с Францией. В частности, благодаря заключению договоров о лицензионном производстве французских вертолётов SA-316 «Alouette-III» и SA-330 «Puma», Румыния смогла обойти отказ СССР в продаже лицензии на производство вертолёта Ми-8. Франция поставила 4 вертолёта SA-365 «Dauphin» для правительственного авиаотряда (на одном из них супружеская чета Чаушеску эвакуировалась с крыши здания ЦК партии во время антикоммунистической революции 22 декабря 1989 года). Кроме того, министр обороны генерал-полковник Ион Коман в 1976 году предлагал закупить в ФРГ 4 лёгких вертолёта Messerschmitt-Bölkov-Blohm Во-105, которые в значительном количестве состояли на вооружении бундесвера. Эту идею отверг сам Чаушеску, полагавший, что достаточно уже построенных в Румынии французских вертолётов.
В 1975 году в Бухаресте создаётся предприятие Turbomecanica для лицензионного производства английских турбореактивных авиадвигателей Rolls-Royce Viper (Mk.632 и Mk.633), а также французского вертолётного двигателя Turmo-IVC. Английские двигатели позволили Румынии совместно с Югославией строить учебно-боевые самолёты и даже замахнуться на разработку собственного истребителя IAR-95 после отказа в продаже лицензии на производство истребителей МиГ-21 и МиГ-23.
В сотрудничестве с British Aerospace в 1969-1973 годах Румыния изготовила 21 пассажирский девятиместный самолёт Islander BN-2, а в 1983-1989 годах — 8 авиалайнеров ВАС 1-11. Двигатели Rolls-Royce Spey 512-14DW для авиалайнеров также собирались на Turbomecanica. Это происходило после отказа в советской лицензии на производство Ан-24, аналог которому искали румыны.
Чаушеску санкционировал совместные с Югославией обращения к Франции с просьбой о продаже французских подводных лодок и лицензии на производство истребителя Mirage F.1, но Париж ответил им отказом, ссылаясь на запрет поставок военной техники в коммунистические страны.
Советские решения
Стоит отметить, что советские отказы в продаже лицензий иногда имели чёткие экономические обоснования. Показательны переговоры по МиГ-21. В Бухаресте были не удовлетворены темпами поставок этих истребителей, а также случаями поставки отремонтированных самолётов под видом новых. В декабре 1967 года Чаушеску посетил Москву и обсудил с советскими властями намерение Румынии получить лицензию на производство МиГ-21 и двигателей к ним. Затем эта тема обсуждалась на переговорах военных делегаций двух стран 29 февраля-5 марта 1968 года, а также во время беседы Чаушеску с Брежневым в мае 1969 года. Румыния настаивала на лицензии на производство МиГ-21 в объёме 50 самолётов в год на авиазаводе в Бакэу. Критические оценки этих намерений высказал глава советского правительства А.Н. Косыгин, считавший невозможным производство самолётов и вертолётов на одном заводе, а также подвергавший сомнению экономическую целесообразность мелкосерийного производства МиГ-21. При темпах 50 самолётов в год Румыния потратила бы десять лет на 500 единиц МиГ-21, которые мог выпустить за год один лишь Горьковский авиазавод. Соответственно, стоимость 50 румынских лицензионных МиГ-21 была бы в 1,4 раза дороже, чем закупка 50 крупносерийных советских (35 млн рублей против 25 млн). В качестве уступки за отказ в продаже лицензии СССР предоставил Румынии право на ремонт в Бакэу самолётов МиГ-21, принадлежавших ВВС союзников по Варшавскому договору.
Успехи румынского импортозамещения произвели определённое впечатление на СССР, и ограничения были ослаблены. В июле 1977 года на заводе в Бакэу советской делегации и Техническому комитету Объединенных вооружённых сил Варшавского договора представили лёгкий штурмовик IAR-93 совместного румынско-югославского производства. Осмотрев его, советские специалисты предложили румынской стороне совместное с СССР производство двигателей для перспективного штурмовика Су-25, а также присоединиться к Польше в её намерениях выпускать Су-25. Совместное румынско-польское производство могло обеспечить потребности ВВС этих стран, а также выполнить поставки штурмовиков другим союзникам. Однако решение Варшавы сэкономить на Су-25 и ограничиться самолётами Су-20, полученными в 1974-1976 годах, свело к нулю экономический смысл производства этого штурмовика в Восточной Европе. Поэтому в Румынии продолжили программу производства самолётов IAR-93 совместно с Югославией, а поставки Су-25 в Варшавский договор производились с советских заводов.
В 1989 году Румыния заключила с Советским Союзом контракт на покупку 16 МиГ-29 и 4 МиГ-29УБ. К этому времени все стороны экономической и социальной жизни страны поразил острый кризис. За поставку эскадрильи МиГ-29, подготовку экипажей, техников и гарантийное обслуживание советская сторона запросила 231 млн переводных рублей, которых у Бухареста не было. Например, весь объём экспорта мяса из Румынии в страны Варшавского договора за 1988 год (52 535 т) стоил лишь 56,9 млн переводных рублей. А ведь чтобы собирать такие объёмы на экспорт, для населения Румынии с 1981 года действовала карточная система распределения мяса. Источников доходов для оплаты военных закупок не хватало, и Бухарест пытался выступить посредником в реэкспорте советских истребителей МиГ-29 в Северный Йемен в обмен на снижение стоимости этих самолётов для румынских ВВС. К тому времени имелся значительный опыт подобных операций, когда Румыния по согласованию с СССР отгружала товары военного назначения в страны, с которыми Советский Союз не торговал оружием, чтобы не терять свою репутацию. Революция в Румынии остановила эти проекты.
В результате огромных усилий Румыния в исторически короткий срок смогла создать национальный военно-промышленный комплекс, не уступавший чехословацкому или польскому. Этот процесс имел большое сходство со сталинской индустриализацией, которую в качестве образца использовали румынские коммунисты. По данным румынской статистики, доля вооружения и военной техники национального производства в армии выросла с 25% в 1965 году до 48% в 1970-м, а к 1980 году румынская промышленность выпускала бóльшую часть необходимого вооружения и военной техники. Часто это были морально устаревшие образцы, но Румынии этого вполне хватало, ведь она находилась вдалеке от передовой Холодной войны. Правда, по признаниям румынских специалистов, все национальные разработки оказались хуже своих советских прототипов с точки зрения технических характеристик и надёжности. Вместе с тем они способствовали развитию национальной промышленности и инженерной школы, а также снижали финансовую нагрузку на государственный бюджет.
По материалам книги автора «Тень ядерной войны над Европой. Обзор оперативно-стратегического планирования НАТО и Варшавского Договора. Часть первая: Балканское направление и зона Черноморских проливов».
Николай Сайчук
Читайте нас: