Лента новостей

16:33
Вскрылись тайные связи российских офицеров с военной разведкой Швеции
16:19
Избирательная демократия Вильнюса: Литва в критической ситуации
15:58
В США собираются продавать оружие только истинным демократам
15:57
Владимир Путин одобрил предложение МИД о двойном гражданстве РФ и Южной Осетии
15:52
Российский борец стал обладателем олимпийской «бронзы»
15:51
Анжелика Сидорова стала второй в прыжках с шестом на Олимпиаде в Токио
15:50
Боррель: Белоруссия в деле спортсменки Тимановской нарушила олимпийское перемирие
15:49
Евросоюз вызвал главу дипмиссии Белоруссии из-за ситуации на границе с Литвой
15:48
Медики назвали внешний признак, указывающий на цирроз печени
15:45
Подорожание памяти увеличило доходы Adata и Apacer
15:44
Рынку электроники грозит глобальный дефицит конденсаторов, предупредили аналитики
15:41
Неизвестный советский пистолет: короткая история «Балтийца»
15:40
Проверка на прочность: сколько стальных сейфов пробьет танк за один выстрел
15:36
МЭР и Минфин до 31 декабря подготовят предложения по налогам для металлургов
15:35
Соглашение по стабилизации цен на подсолнечное масло не будут продлевать
15:30
На форуме Армия-2021 целый кластер будет посвящен искусственному интеллекту
15:29
Шойгу заявил, что скорость загрузки заданий для вооружения Су-34 выросла в три раза
15:19
Лукашенко обсудил с силовиками «новую угрозу», исходящую от Украины
15:18
Военная сводка: в результате обстрелов ВСУ повреждены жилые дома в Старомихайловке и посёлке шахты 6/7
15:17
В Польше пьяный украинец на авто пробил стену в доме, где спала семья
15:16
В России заблокировали сайты, связанные с Ходорковским
15:15
Националисты-радикалы нашли главную проблему Украины: попытки США найти с РФ общий язык
15:13
Байден признал Крым частью России на своей странице Twitter
15:12
Глава МИД Испании обозначил способ урегулирования конфликта с Марокко
15:11
Домовладельцы в США выступили против моратория на выселение
14:50
Официальный курс евро на пятницу вырос на 24 копейки, до 86,65 рубля
14:49
Проект ДИПП Москвы победил в номинации Народный проект
14:48
ВТБ устранил сбой в работе приложения ВТБ онлайн
14:47
Машины из фольги: почему автомобили перестали быть стальными?
14:45
Сенатор Клишас: отсутствие иностранных наблюдателей не влияет на легитимность выборов в России
14:44
Почти 500 мигрантов прибыли в Великобританию через Ла-Манш за один день, это новый максимум
14:43
Председатель Народного совета ДНР Владимир Бидевка назвал слова Зеленского о Донбассе чушью
14:42
Официальный представитель ЕК Массрали: ЕС вызвал главу дипмиссии Белоруссии из-за наплыва мигрантов
14:35
Залужный ломает систему
14:31
Белоруссия получила первый труп
14:29
Экономист предрек крах России через три года: "Все рушится"
14:27
Байдену посоветовали демонстративно расправиться с Лукашенко
14:26
Талибам пригрозили российскими бомбардировщиками Ту-22М3
14:20
Индийский авианосец Vikrant впервые вышел в море
13:51
Командование ВСУ запретило своему президенту появляться на Донбассе
13:50
Россия потребует от ООН прекратить политизацию ОЗХО
13:47
Страны Запада призвали Россию вывести войска из Абхазии и Южной Осетии
13:44
Лукашенко поручил силовикам закрыть каждый метр границы
13:43
Цена нефтяной корзины ОПЕК продолжает падать
13:42
Зеленский призвал считающих себя русскими граждан на Донбассе уезжать
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»История»Зачем нужен миф о грамотной царской России

Зачем нужен миф о грамотной царской России


Зачем нужен миф о грамотной царской России
Плакат: «Свет и знание – народу!»


Получившие образование в СССР граждане со школы знали, что большинство населения царской России было безграмотным, а пришедшие к власти после Великой Октябрьской социалистической революции большевики разработали и провели программу всеобщего образования.
Однако после «перестройки» и победы «демократии» об этом перестали говорить и начали рассказывать детям о «кровавых красных комиссарах», и «России, которую мы потеряли». Среди этих рассказов есть и миф о высоком уровне образования в дореволюционной России.

Как обстояло дело с образованием в царской России


В целом нужно отметить, что в царской России последовательно повышали уровень образования населения. Империи нужны были офицеры, инженеры, архитекторы, учёные, врачи и квалифицированные рабочие. Высшее образование в Российской империи при царе Николае II, вообще, было лучшим в Европе (по числу студентов и качеству). Однако тут стоит отметить, что высшее образование получали в основном представители высших социальных слоев – дети дворян, военных, чиновников, буржуазии, интеллигенции. То есть те, кто получил начальное и среднее образование и мог продолжить обучение.

Быстро рос бюджет Министерства народного просвещения. Кроме того, школы финансировали военные, Синод, земства и города. Успехи в образовании были очевидны: начальных школ в 1896 году было 78 тыс., а в 1914 году уже свыше 119 тыс.; число гимназий (средних учебных заведений) в 1892 году было 239, а в 1914 году – 2300; количество учащихся в 1896 году было 3,8 млн., в 1914 году – 9,7 млн.; количество учителей в 1896 году было 114 тыс., в 1914 году – 280 тыс.; число студентов в 1890 г. – 12,5 тысяч, в 1914 году – 127 тыс.

По данным первой полной переписи населения России 1897 года, в стране было выявлено 22,7 % грамотных (вместе с Финляндией). К 1914 году около трети населения было в той или иной степени грамотно. Но это в среднем. Грамотных было больше в русской Польше, Финляндии, европейской части России, в городах. В Туркестане и на Кавказе неграмотных могло быть до 90 %, низкий уровень был в сельской местности. Также грамотным мог оказаться человек, который мог написать свою фамилию. Низкий уровень образования был у женщин. Значительная часть детей вообще нигде не училась.

Таким образом, образование в царской России развивалось, а в годы правления Николая II весьма быстрыми темпами. Это было связано с необходимостью модернизации страны, общими мировыми тенденциями. Существовали объективные трудности: огромная территория, большое население (тогда мы уступали только Китаю и Индии), слаборазвитые национальные окраины, где ещё недавно существовало рабовладение, господствовали родоплеменные традиции и т.д. Миф о «безнадёжно отсталой», «тёмной» Российской империи и «тюрьме народов» создан врагами России, западниками, среди которых были и революционеры-интернационалисты.


Н. П. Богданов-Бельский. «Устный счёт. В народной школе С. А. Рачинского», 1895 г.

Миф о грамотной царской России


Очевидно, если бы не мировая война, революция и Гражданская война, то уровень образования населения Российской империи также значительно вырос. Однако новые монархисты и сторонники «России, которую мы потеряли», идут дальше и утверждают, что Россия была грамотной уже до 1917 года.

К примеру, епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов) во время лекции «Февральская революция: что это было?» от 3 сентября 2017 года в Екатеринбурге сообщил:

«В 1920 году новоявленное Министерство просвещения, которое тогда называлось Наркомпрос, решило изучить, какова же грамотность в Совдепии – новой тогда Советской России. И была проведена перепись грамотного населения в этой самой отсталой, безграмотной, темной России. 1920 год – это третий год Гражданской войны. Понимаем, что большинство школ не работает, разруха, платить учителям – всегда огромные проблемы и прочее. Так вот, выяснилось, что подростки с 12 до 16 лет на 86 % грамотны».

Соответственно, делается вывод: эти дети получили образование ещё в царской России.

Что реально показывает перепись 1920 года?

В предварительных результатах переписи вообще не было возрастного разделения. В ней приводится состояние образования: число образовательных учреждений, учащихся (5,9 млн). Также общее число граждан РСФСР и Украины (без областей, где продолжается Гражданская война), оно составляло 131,5 млн человек. В более поздних документах Центрального статистического управления 1922–1923 годов указана грамотность населения по итогам переписи 1920 года – более 37 %. Есть разбивка по возрасту, но не отмеченные епископом Тихоном от 12 до 16 лет, а от 8 до 15 лет. 49 % грамотных детей в возрасте 8–15 лет. При этом стоит помнить, что при переписи 1920 года критерии оценки грамотности были максимально расширены – грамотными считали тех, кто умел читать по слогам и написать свою фамилию на родном или русском языке.

Сколько было детей в то время?

Средние величины современного периода – более трети от населения. Тогда рождаемость была значительно выше, население было намного «моложе». В более точной переписи СССР 1926 года, в которой есть возрастные группы, из 147 млн человек до 19 лет – 71,3 млн. В переписи представлены возрастные группы от 10 до 14 и от 15 до 19 лет. То есть рассчитать, сколько было детей в возрасте 12–16 лет, невозможно. Суммируя две группы, получаем 33,9 млн человек, из которых грамотными были 20,3 млн. Это две трети, и это более широкая возрастная категория, а не 86 %. Причём это данные 1926 года, а не 1920 года.

Таким образом, большевикам досталось тяжёлое наследство. Им пришлось не только создавать сначала всеобщее 4-летнее образование (затем 7 и 10-летнее), но и проводить ликбез среди взрослых и форсированными темпами. Так, через ликбез прошло около 40 млн неграмотных, и к началу 40-х годов грамотность среди населения в возрасте до 50 лет составила свыше 90 %. Проблема неграмотности в стране была практически решена. Большевики смогли сделать то, что не сделали до них цари: совершили качественный скачок, не только догнали, но и обогнали все передовые страны Запада. Русская школа стала лучшей в мире, отсюда все последующие успехи СССР в науке, технике, космосе, атоме, военном деле и т.д. При этом стоит помнить, что лучшие традиции русской классической (дореволюционной) школы были в полной мере унаследованы и советской школой.


Н. Богданов-Бельский. «Воскресное чтение в сельской школе», 1895 г.

«Россия, которую мы потеряли»


Зачем же создали и поддерживают миф о высоком уровне образования в Российской империи?

Вплоть до 80 % образованных. Дело в том, что уже три десятка лет в РФ формируют кастово-сословное общество. Где есть успешные и богатые, для которых Россия – страна возможностей, и все остальные – нищие, бедные и неудачники, якобы не желающие развиваться и заниматься бизнесом. Каста «новых дворян», которых полностью удовлетворяет такое положение дел, когда 90 % всех богатств страны принадлежат 2–3 % населения. Именно для этой касты и формируют миф о «России, которую мы потеряли». Мол, всё было прекрасно, красиво, чинно и благородно. Но пришли «кровавые большевики» и разрушили этот рай.

Факты о том, что Романовы сами привели Россию к катастрофе 1917 года, предпочитают не озвучивать. Как и то, что Февральская революция и разрушение царской России – дело рук не красных комиссаров и красногвардейцев, а тогдашней российской элиты, включая представителей дома Романовых, аристократии, генералитета, высшей бюрократии, Думы, ведущих политических партий. Умалчивают и про тот факт, что большевики спасли историческую Россию от полной гибели и захвата её земель другими державами. Что большевики воссоздали российскую государственность (в виде советской) и это был этап качественного исторического восхождения России, а не тупиковый путь развития.

Поэтому все «реформаторы» с 90-х годов и по настоящее время так последовательно разрушали-оптимизировали советско-русскую школу.

«На дурака не нужен нож,
Ему с три короба наврешь –
И делай с ним, что хошь!»

Ведь на наших глазах происходит постепенное возвращение в прошлое. Низам будет достаточно уметь пользоваться цифровыми приспособлениями (быть цифровыми идиотами), а классическое и качественное образование останется лишь для «элиты».


Советский плакат: «Все – в библиотеку!»

Самсонов Александр


Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Подпишись:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх