Российско-украинские отношения, точнее, их полное отсутствие – это головная боль для обеих стран во многих отраслях. Сегодня мы поговорим о судостроении, которое очень больно отозвалось обеим странам. Ведь эта отрасль очень наукоемкая и требует кроме голов еще и рук (прямых), и технологий, и вложений.
А главное – судостроение является очень важной составляющей военно-промышленного комплекса любой страны, у которой есть береговая линия. Ведь эту береговую линию надо как минимум охранять, как максимум – защищать.
Так что судостроение – такая же важная составляющая государственной безопасности, как танкостроение или
Судостроительная промышленность Украины. Очень спорная такая вещь. До революции, конечно, кое-что такое было на территории, и корабли строили еще при князе Потемкине, основавшем верфи вблизи города Николаева.
Но основное становление судостроительной промышленности Украины произошло во времена СССР, когда в Украинской ССР, как в части единого государства, которым был СССР, было развернуто строительство заводов. В том числе и кораблестроительных.
А когда Советский Союз развалили, то Украине досталась просто прекрасная производственная база, позволявшая строить подводные лодки, катера, крупные надводные корабли разных классов: ракетно-артиллерийские, десантные, минно-тральные.
И, самое главное, производственная база была подкреплена научной базой, позволяющей проводить НИОКР самого разного плана.
А сколько получила Украина?
Николаев – 5 предприятий
Киев – 3
Керчь – 3
Херсон – 2
Симферополь – 1
Севастополь – 1
Одесса – 1
Кривой Рог – 1
Первомайск – 1
Всего 18 предприятий. Из них 6 крупных сборочных судостроительных заводов – «Николаевский», «Черноморский», «Ленинская кузня», «Залив», «Севморзавод» и «Море».
Последние крупные заказы, выполненные украинскими судостроительными предприятиями в советские времена, впечатляют. Они приходятся на конец прошлого века. Это авианосные крейсеры проекта 1143 «Кречет», один из которых до сих пор в составе ВМС России, ракетные крейсеры проекта 1164 «Атлант», сторожевые корабли проекта 11351 «Нерей», малые противолодочные корабли проектов 1124 «Альбатрос» и 11451 «Сокол».
Это действительно был пик украинского судостроения.
А затем началась эпоха незалежности. И вместе с ней пришло неожиданное: рухнули наработанные советские связи и вместе с ними получилась ситуация, когда собственные украинские возможности в строительстве судов значительно опередили потребности страны в кораблях.
Заказов стало меньше, финансирования стало меньше, всего стало меньше. И сразу же начался отток кадров, потому что если судостроительный завод худо-бедно сможет существовать за счет ремонта и того же докования уже действующих кораблей, то вот конструкторские бюро, увы. Проведение НИОКР – это всегда новое. Нет конструкторских работ – не нужны конструкторы. И начинается отток кадров. В другие отрасли, в другие страны.
В общем и целом, это называется термином «деградация отрасли».
А раз начинается деградация всей отрасли с неминуемым оттоком уважающих себя квалифицированных кадров, вполне ожидаемо начинается волна банкротств. А где банкротства – там и общая симфония разрушения.
Так в Николаеве в 1992 году порезали ТАВКР «Ульяновск», в Керчи в 1995-м один из «Нереев». Теперь, согласно решения Кабмина Украины, порежут готовый на 90% последний из «Атлантов», бывший крейсер «Адмирал Лобов», а теперь «Украина».
В Украине решили, что «Украину» надо на слом.
Деградацию и разрушение украинской судостроительной отрасли, пожалуй, довершил кризис 2013-2014 годов и вызванное кризисом решение народа Крыма перейти на постоянное место жительства в Россию.
В результате Украина лишилась судостроительных заводов «Залив» (г. Керчь) и «Море» (г. Феодосия), предприятий Севастополя и Симферополя. В итоге не стало предприятий, занимавшихся выпуском вспомогательных судов, ремонтом, ряда научно-исследовательских организаций.
Не смертельно. Это не Николаев, хотя тоже неприятно. Сегодня украинская сторона лишилась весьма важных производств корабельной автоматики, компонентов военно-морской техники, связанных с полимерными композитными материалами и стеклопластиками.
Кроме этого, судоремонтные предприятия и предприятие по ремонту судовых дизелей.
Осталось, в принципе, не так уж мало. Тринадцать предприятий. Девять производственных, одно – судоремонтное, три – научно-исследовательских.
Оставшихся в распоряжении Украины предприятий достаточно, чтобы покрыть все потребности страны в создании и обслуживании военно-морской техники и, если не говорить о ремонте, остается большой потенциал для работы на экспорт.
Сборочные предприятия составляют больше половины от общего числа и сконцентрированы на юге страны, в Николаеве. Это заводы «Николаевская верфь» (бывший «Черноморский судостроительный завод») и ГП «Николаевский судостроительный завод» (бывший «Судостроительный завод имени 61 коммунара»).
Двигатели производят в том же Николаеве и Первомайске, машинные компоненты в Херсоне и Кривом Роге. Проектно-исследовательские организации базируются в Николаеве, Киеве и Херсоне. Ремонтное предприятие находится в Одессе. Есть одно многопрофильное предприятие, киевское «Завод «Кузня на Рыбальском», бывший завод «Ленинская кузня», выпускающее радиоэлектронику и бронеэлементы.
Кроме того, в Киеве находятся четыре предприятия, которые в своей продукции имеют много по корабельной тематике:
- ГП «Оризон-навигация», выпускает навигационные системы;
- ГП «НИИ радиолокационных систем «Квант-радиолокация», разрабатывающий и производящий корабельные радиолокационные комплексы;
- ГП «Киевский государственный завод «Буревестник», системы радиолокации;
- ОАО «Киевский завод автоматики», системы корабельной автоматики.
Кроме украинской жемчужины кораблестроения – Николаева, как видно, существует много предприятий, способных удовлетворить любой заказ на военно-морскую технику.
Однако, ситуация в судостроении Украины далека от идеала, совсем наоборот. Чем может похвастаться отрасль?
Три десантных корабля проекта 12322 «Зубр» для ВМС КНР и Греции.
Достройка заложенного в 1991 году корвета проекта 1124 «Альбатрос».
Заморожено строительство корвета проекта 58250 «Владимир Великий».
Остановлена достройка крейсера «Украина» и авианесущего крейсера проекта 1143 «Варяг» с последующей продажей корабля КНР.
Негусто. А
Ракетный крейсер «Адмирал
В 1998 году постройка возобновилась и к 2000 году степень готовности достигла 95%. Корабль предложила купить Россия. Вариант был неплохой, поскольку содержание такого большого корабля обходилось в 3-4 миллиона долларов в год. Завод-изготовитель был не в состоянии тащить такое обременение.
В 2013 году была заключена предварительная договоренность о покупке корабля Россией за 1 миллиард рублей. Но в 2014 году, на волне произошедшего переворота в Украине, все договоренности были аннулированы.
В итоге, несмотря на заверения президента Зеленского, Кабинет министров Украины принял решение о демилитаризации корабля, демонтажа вооружения, навигационного оборудования и последующей продаже. Возможно, на слом.
Не лучше обстояли дела с проектами постройки и достройки кораблей меньших классов.
Корветы проекта 58250. Программа в 2005 году предусматривала постройку четырех кораблей со сдачей головного в 2012-м. Проект оценивался в 16 миллиардов гривен (2 миллиарда долларов) в ценах 2011 года. Однако финансирование велось настолько хорошо, что не удалось построить даже головной корабль «Владимир Великий», заложенный в 2011 году. На сегодняшний день готовность корабля составляет 43%.
Остальные корабли даже не закладывались, есть информация, что работы по кораблям проекта возобновятся после 2022 года.
Помимо корветов не было реализовано строительство патрульных катеров проекта 09104 «Калкан-П», быстроходных боевых катеров «Лань» и «Веспа».
Из успехов украинских судостроителей можно указать на постройку семи патрульных катеров проекта 58155 «Гюрза-М» в 2016-2020 годах и двух катеров проекта 58503 «Кентавр-ЛК», которые были спущены на воду но не достроены.
Строительство восьмого катера «Гюрза-М» и третьего катера «Кентавр-ЛК» было приостановлено из-за эпидемии коронавируса.
И несмотря на наличие такой производственной базы, украинское правительство пробует закупать корабли за рубежом. Естественно, в кредит. В ноябре 2020 года Кабмин одобрил покупку 20 катеров OCEA FPB 98 MKI французского производства за 150 миллионов долларов, 85% которых – заемные средства.
Пять из двадцати катеров будут построены в Николаеве, пятнадцать – во Франции. Не очень справедливое разделение, но так как деньги дают европейские банки, то они и определяют, кто и где будет строить технику.
В том же 2020 году, в октябре, министры обороны Украины и Великобритании подписали меморандум о строительстве для ВМС Украины восьми больших ракетных катеров. Проект британский, деньги на него в размере 1,5 миллиарда долларов выделяют британские же банки и кредитные агентства. Сроком на 10 лет. Первые два катера построят в Великобритании, четыре на предприятиях Украины.
Это печально. С одной стороны. Огромный опыт, накопленный украинскими предприятиями и НИИ, особенно опыт постройки больших кораблей, в советский период, производственный и научный потенциал – все оказалось просто разбазаренным за годы независимости.
Украинская судостроительная отрасль утратила возможности постройки кораблей даже небольшого тоннажа. Украинское государство утратило возможности по финансированию судостроительной отрасли.
Огромные производственные мощности уникальной судостроительной конгломерации в Николаеве оказались абсолютно не востребованы. За три десятилетия независимости так и не удалось реализовать ни одной крупной программы ни для украинских ВМС, ни для зарубежных флотов.
Основная проблема – отсутствие денег у государства. Отсюда и попытки получить корабли для флота путем получения кредитных средств на зарубежных заводах. В ущерб своей отрасли.
Результат совершенно плачевный: украинское судостроение не в состоянии строить корабли классом выше корвета. Но даже постройка катера вызывает проблемы. В основном финансового характера.
Однако, постройка катеров во Франции и Великобритании на заемные деньги ничем не поможет Николаеву и Херсону.
Между тем, единственным потенциальным покупателем и заказчиком для украинских предприятий могла бы стать Россия. Да, мы нуждаемся в предприятиях Николаева, где можно строить большие корабли, мы нуждаемся в остатках кораблестроительных кадров.
Самое интересное, что в свое время Россия была готова за все это платить. Даже за крейсер, построенный на наши деньги.
Но политическое безумие, обуявшее Украину, не позволит даже продать последний из «Атлантов» России. Здесь, кстати, стоило бы привлечь посредников из числа дружественных нам стран и приобрести бывшую «Украину». Крейсер реально пригодился бы.
Данный материал как нельзя лучше, с моей точки зрения показывает, как печально получается, когда политики (бездарные) начинают диктовать всем свои условия. Ведь если бы не замечательная национальная «политика» Украины в 2014 году, то не случилось бы ни Крыма, ни Донбасса. И российские рубли так и текли бы в кассы заводов Керчи, Николаева, Кривого Рога и Киева.
Украина забыла в России исключительно деньги. Очень большие, правда, деньги. Россия могла бы получить в свое распоряжение производственные мощности Николаева, которых нам сегодня сильно не хватает. Но сомнительно, что ситуацию удастся переломить. Политика...
Роман Скоморохов
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: