Защитники Смоленска с винтовками Мосина и пистолетами-пулеметами ППШ-41, 1 июля 1941 г. Фото РИА
К началу Второй мировой войны основу стрелковых вооружений пехоту всех стран-участниц составляли магазинные винтовки относительно старых моделей. При этом осуществлялся поиск новых конструкций
Советский опыт
По состоянию на конец тридцатых годов основным оружием РККА были винтовка Мосина обр. 1891/30 гг. и унифицированный карабин обр. 1938 г. Такое оружие, несмотря на недавнюю модернизацию, имело ряд недостатков, и в обозримом будущем его предлагалось заменить. С этой целью в течение всего десятилетия велись работы по созданию новых образцов.
В 1936 г. на вооружение поступила автоматическая винтовка С.Г. Симонова АВС-36. Она имела очевидные преимущества перед старой «Трехлинейкой», но была чрезмерно сложной и дорогой, а также недостаточно надежной. Такое оружие оставалось в производстве в течение нескольких лет, и за это время выпустили не более 60-65 тыс. винтовок. Очевидно, что этого не хватало для полноценного перевооружения армии.
Моряки-балтийцы с ППД (слева и в центре) и ППШ (справа). Фото РИА Новости
В 1938 г. приняли на вооружение более удачную самозарядную винтовку Ф.В. Токарева СВТ-38. Она отличалась большей простотой и надежностью, благодаря чему выпускалась до 1945 г. РККА получила более 1,6 млн СВТ-38 и активно использовала в качестве оружия пехоты, снайперов и т.д. Однако винтовка Токарева была сложнее и дороже винтовки Мосина, что вновь не позволило провести полное перевооружение.
Параллельно шло развитие пистолетов-пулеметов. В 1941 г. в серию пошел новый ППШ-41, а позже его дополнили изделием ППС-42/43. Эти образцы сочетали высокие огневые характеристики и простоту производства, что привело к известным последствиям. За годы войны было изготовлено ок. 6 млн ППШ и порядка 500 тыс. ППС. Массовый выпуск такого оружия позволил постепенно перевооружить большую часть красноармейцев, повысив огневую мощь пехотных подразделений.
Впрочем, даже массовые ППШ и ППС не смогли вытеснить довоенную «Трехлинейку». Более того, и во время войны она проходила модернизацию – в 1944 г. появился новый вариант карабина. Производство винтовки обр. 1891/30 гг. свернули только в 1945 г., а карабины выпускались до конца десятилетия.
Британские разведчики в Италии, 1944 г. Боец держит винтовку Lee-Enfield. Фото Imperial War Museum
Советская армия окончательно отказалась от винтовки Мосина с появлением нового комплекса вооружений, включавшего карабин Симонова и автомат Калашникова. Затем эти образцы вытеснили и пистолеты-пулеметы времен войны.
Британское перевооружение
В 1895 г. Великобритания освоила производство новой магазинной винтовки Lee-Enfield, и в последующие десятилетия это оружие прошло несколько модернизаций. После начала Второй мировой появились новые модификации – упрощенная винтовка Rifle, No.4 Mk I и десантный карабин Rifle, No.5 Mk I. За все время производства, до пятидесятых годов, было изготовлено более 17 млн винтовок «Ли-Энфилд» всех модификаций.
До войны британская армия не проявляла реального интереса к самозарядным винтовкам, а работы по пистолетам-пулеметам начались только в 1940 г. Первым образцом такого рода стал Lanchester – копия немецкого MP-28. Было изготовлено ок. 100 тыс. таких изделий. В 1941-м на вооружение поступил STEN, отличавшийся крайне простой конструкцией. Благодаря этому до конца войны успели выпустить ок. 4 млн пистолетов-пулеметов.
Массовый выпуск пистолетов-пулеметов ряда модификаций позволил перевооружить значительную часть строевых частей воюющей армии. При этом винтовки «Ли-Энфилд» сохраняли большое значение и продолжали массово использоваться. Переход на современную самозарядную винтовку L1A1 начался только в 1957 г.
Американские разработки
С начала XX в. главным оружием армии США являлась винтовка Springfield M1903. Несмотря на появление более новых и совершенных образцов, она оставалась в серии до 1949 г. К этому времени выпустили более 3 млн винтовок, причем в годы Второй мировой производство существенно нарастили.
Еще в конце двадцатых американская армия заинтересовалась самозарядными и автоматическими системами. По результатам проведенного конкурса, в 1936 г. на вооружение была принята самозарядная винтовка M1 Garand. К началу войны эта винтовка смогла потеснить старую M1903, хотя о полной замене речи пока не шло. Практически до конца Второй мировой M1 и M1903 использовались параллельно, однако количество «Гарандов» постоянно росло и во время войны сравнялось с численностью «Спрингфилда», а затем превзошло ее.
В 1938 г. на вооружение армии США поступил пистолет-пулемет Дж. Томпсона, впоследствии получивший развитие. До конца войны успели изготовить более 1,2 млн таких изделий в нескольких модификациях. Затем появился более простой и дешевый M3, изготовленный в количестве более 600 тыс. шт.
Американские солдаты ремонтируют ограждение, Франция, 25 июля 1944 г. Оба бойца вооружены карабинами M1 Carbine. Солдат на первом плане также несет винтовку Springfield M1903. Фото NARA
С 1941 г. производился карабин M1 Carbine и его модификации, призванный заменить винтовки на некоторых ролях. Это оружие оказалось достаточно удачным, простым и дешевым. До конца войны в армию поставили более 6,2 млн ед.
К началу сороковых годов винтовка Springfield M1903 потеряла статус главного и самого массового оружия пехоты. В дальнейшем за это звание боролись сразу несколько образцов, выпускавшихся большой серией. Любопытно, что «Спрингфилд», в отличие от некоторых своих сменщиков, до сих пор состоит на вооружении США – хотя и используется в крайне ограниченных нишах.
Немецкий подход
С конца XIX в. немецкая армия использовала винтовку Gewehr 98 и различные ее модификации. Очередная модернизация была проведена в середине тридцатых, в результате чего появился карабин Karabiner 98 Kurz (Kar 98k). К началу Второй мировой успели выпустить большое количество таких изделий и сделать их наиболее массовым оружием пехоты. Производство карабинов продолжалось до 1945 г.; было изготовлено ок. 14,6 млн ед.
В Германии использовалась оригинальная структура стрелкового отделения. Его центром являлся пулемет, а прочие бойцы должны были защищать пулеметчика и обеспечивать его эффективную работу. В такой роли стрелки могли использовать магазинный карабин и, как считалось, не нуждались в другом оружии.
Впрочем, уже в 1941 г. на вооружение была принята самозарядная винтовка Gewehr 41, позволявшая увеличить темп стрельбы и огневую мощь. Было выпущено не более 145 тыс. таких винтовок, после чего в серию пошла более совершенная Gewehr 43, выполненная с заимствованием советских идей. Количество такого оружия превысило 400 тыс.шт.
Сравнительно большой серией производились пистолеты-пулеметы нескольких типов. Самым массовым и известным стал MP-38/40, выпущенный в количестве не менее 1,1 млн шт. Однако такое оружие в течение длительного времени не рассматривалось в качестве замены для Kar 98k. Его использовали как средство самообороны для офицеров, экипажей боевых машин и т.д.
В 1942 г. в германскую армию попали немногочисленные карабины MKb 42(H), а в 1943-м начались поставки более совершенных MP 43/44, позже ставших StG 44. Такое оружие, в отличие от пистолетов-пулеметов, рассматривалось в качестве замены для магазинных карабинов и самозарядных винтовок.
Немецкий снайпер с Kar 98k, июнь 1942 г. Фото Бундесархив ФРГ
Специфической особенностью немецкой системы пехотных вооружений было наличие множества образцов, зачастую выполнявших одинаковые функции. Это не позволяло сосредоточить усилия на конкретных проектах – и не давало новым образцам доходить до миллионных серий. В итоге ни одна из последующих разработок по численности не догнала карабины Kar 98k.
После войны многочисленные карабины использовались обеими Германиями, а также активно передавались другим странам. Их продолжали использовать до 50-60 гг. и сняли с вооружения только в связи с появлением более новых образцов, советского и натовского образца.
Сходства и различия
Все основные участники Второй мировой начинали войну, имея в своих арсеналах большое количество сравнительно старых магазинных винтовок и карабинов. По мере продолжения войны, количество и роль такого оружия сокращались за счет появления новых образцов – но его так и не удалось полностью вывести из эксплуатации. При этом можно отметить несколько любопытных тенденций, отличавших подходы разных стран.
"Штурмгевер" в бою. Фото Бундесархив ФРГ
Наиболее прогрессивными в этом отношении выглядят СССР и США. Еще на рубеже 20-30 гг. эти страны начали искать пути дальнейшего развития пехотных вооружений и преуспели в этом. К началу войны обе страны имели автоматическое пехотное оружие нескольких классов и типов. В дальнейшем производство самозарядных и автоматических систем продолжалось, положительно влияя на огневую мощь и общие успехи армий. США и СССР завершали войну с основным оружием в виде пистолетов-пулеметов и самозарядных винтовок / карабинов.
Германские военные в течение длительного времени полагались на пулеметы и отводили другому оружию второстепенную роль. Однако уже в 1940-41 гг. они изменили свое мнение и запустили разработку новых образцов. По ряду объективных причин, реальные результаты таких программ удалось получить только в 1943-44 гг., и это уже не позволяло использовать весь их потенциал. При этом карабины Kar 98k все еще сохраняли важное место в армии.
Как минимум, неоднозначно выглядит британская позиция. До 1940 г. армия Великобритании полагалась только на винтовки и ручные пулеметы, практически не уделяя внимания самозарядным и автоматическим образцам. Упущенное пришлось наверстывать уже во время войны и в условиях нехватки ресурса. Впрочем, со всеми проблемами успешно справились, о чем говорят производственные успехи изделия STEN.
Вторая мировая война достаточно быстро показала, что магазинные винтовки с ручной перезарядкой более не могут быть основным оружием современного пехотинца. Для обеспечения должной боеспособности необходимы более совершенные системы, такие как пистолеты-пулеметы. Нетрудно заметить, что страны, которые смогли первыми понять это и учесть при развитии своих вооружений, в итоге стали победителями.
Рябов Кирилл
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: