На полигоне под Новороссийском начались совместные армейские учения «Славянское братство», на которых будет проводиться тренировка по противодействию «майдану». В нем принимают участие десантники из России, Белоруссии и Сербии — кандидата в члены ЕС. Участие ВДВ в учениях по противодействию беспорядкам связано с тем, что на их основе могут быть созданы силы быстрого реагирования.
В учениях, которые продлятся до 5 сентября, принимают участие 700 военнослужащих из трех стран. В них задействовано 20 самолетов и вертолетов военно-космических сил России и 100 единиц российской и белорусской техники. Также в учениях участвуют десантная рота из Сербии, две роты спецназа из Белоруссии и гвардейский десантно-штурмовой батальон из России.
От обычных учений десантников, которые часто проводятся в России, они отличаются тем, что бойцы ВДВ будут задействованы в отработке противодействий массовым беспорядкам.
«В ходе учений будет широко применяться нелетальное оружие в качестве первой фазы спецоперации по предотвращению беспорядков и нагнетанию обстановки в условной стране», — заявил журналистам командующий ВДВ Владимир Шаманов. В качестве примера он упомянул «сценарий майдана».
Несмотря на то что «майдан» в его классическом понимании считается способом мирного ненасильственного давления на власть, российские военные неоднократно заявляли, что в случае дестабилизации в стране противники действующей власти могут прибегнуть к военной силе. Ранее глава Генштаба Валерий Герасимов заявил, что в отличие от мирных революций в Грузии и Украине в 2000-х годах, во время событий «евромайдана» конфликт «перешел в фазу внутригосударственного вооруженного противостояния и практически перерос в гражданскую войну».
Военно-воздушные войска России не случайно были выбраны для проведения учений, задача которых «противодействие беспорядкам». В планах Минобороны стоит расширение задачи ВДВ, которые могут стать основой сил быстрого реагирования для выполнения задач в случае военных действий внутри страны и за рубежом. В марте глава Минобороны Сергей Шойгу заявил, что в настоящее время концепция сил быстрого реагирования реализуется ВДВ.
Ранее в интервью агентству «Интерфакс» командующий ВДВ Шаманов отметил, что в последние годы возрастает значение «мобильных соединений», способных «выполнять задачи по стабилизации обстановки в удаленных регионах страны и за рубежом».
Как отмечает ведущий эксперт Ассоциации военных политологов Александр Перенджиев, хотя полицейские функции при возникновении беспорядков в стране возложены на внутренние войска, десантники могут быть задействованы в ходе конфликтов, когда необходимо избежать жертв. Подразделения ВДВ имеют опыт миротворческой деятельности.
«Это более высокая роль, требующая высокого профессионализма, которой не хватает внутренним войскам», — говорит Перенджиев. Эксперт напомнил, что в период конца 1980-х десантные подразделения применялись для разведения противоборствующих сторон во время межэтнических конфликтов в республиках.
Военные эксперты напоминают, что десантные подразделения достаточно эффективно действовали в Чечне во время первой чеченской войны, однако в то время общее состояние армии нельзя сравнить с сегодняшним.
В период противостояния властей в 1991 и 1993 годах внутри руководства ВДВ были расколы.
Во время путча 1991 года командующий ВДВ Павел Грачев отказался выполнять приказ путчистов по штурму Белого дома, где находились сторонники главы Верховного Совета Бориса Ельцина. В 1993 году в период противостояния с Верховным Советом уже самого Ельцина популярный в среде десантников бывший командующий ВДВ Владислав Ачалов был назначен оппозиционерами министром обороны.
Совместные учения между Белоруссией и Россией, входящих в один военный блок ОДКБ (Организация договора коллективной безопасности), проводятся регулярно, однако сербские военные стали принимать участие в подобных учениях недавно. В августе Сербия прислала своих военных для участия в Международных армейских играх.
Западные эксперты по безопасности отмечают, что Сербия старается соблюдать баланс в своих военно-политических отношениях с Россией и выражает заинтересованность и в сближении с блоком НАТО. Также Сербия стремится к членству в Европейском союзе.
Незадолго до начала учений официальный представитель ЕС Майя Косьянчич заявила, что участие Сербии в подобных учениях «пошлет неправильный сигнал». «Мы ожидаем, что Сербия будет действовать в соответствии с требованиями, которые она взяла на себя в стремлении стать членом ЕС», — заявила Косьянчич.
В ответ в минобороны Сербии заявили, что правительство страны проводит сбалансированную политику в своем военном сотрудничестве и открыто для взаимодействия со всеми странами. Перенджиев из Ассоциации военных политологов отмечает, что Сербия «находится на пути выбора». «Сейчас им тяжело, и они хотят пройти между Сциллой и Харибдой», — говорит эксперт.
Читайте нас: