Лента новостей

10:53
ОАК убрала руководителей Туполева и Яковлева
10:02
Фронты трещат: Юрий Подоляка рассказал о ситуации в зоне СВО на утро, 25.11.2024
09:59
В России придумали, как сделать незамерзающие АКБ для электромобилей
09:44
Разработан новый план размещения южнокорейских истребителей F-35A
09:36
Украина атаковала российские регионы ракетами и боевыми дронами
09:26
СВО. Донбасс. Оперативная лента за 25.11.2024
09:19
Озвучены планы Трампа по увольнению 15 тысяч военных
09:11
Ситуация в Курской области сегодня, 25.11.2024: бои за Дарьино, пленные наемники и уничтожение техники ВСУ
09:00
Нужны ли российской армии северокорейские разведывательные БПЛА
08:59
Операция «Буря в пустыне» как репетиция войны НАТО против России в Европе
08:45
The Economist: военнослужащие ВСУ готовы сложить оружие и сдать территории России
08:29
СМИ: Кипр взял курс на вступление в НАТО
07:12
Алекис Пулен напомнил фон дер Ляйен ее слова о чипах от стиральных машин в российской военной технике
06:30
Антициклон несёт во все регионы страны резкое ухудшение погоды
05:07
На пути к Берлинскому конгрессу или Крымский фантом Александра II
04:02
Юрий Подоляка: Донбасс в огне, боевые сводки с фронтов СВО на 25.11.2024
03:18
Плен британца и тысячи потерь: новости СВО от 25 ноября 2024. Карта боёв на Украине сегодня, обстановка в Курской области, военная сводка, 1005-й день спецоперации России на Украине
01:31
Илон Маск срубил $35 млрд за неделю и стал богатейшим человеком в истории Земли
01:23
Цензура в Европе крепчает: почём свобода «свободной прессы»?
01:09
Работают русские штурмовики
00:41
Как 91 процент населения Украины стали «городскими сумасшедшими»
00:31
Атаман Брюховецкого РКО Евгений Самарский вместе с казачьей молодежью местного отделения Союза казачьей молодежи Кубани делают окопные свечи для бойцов СВО
23:16
Xiaomi представила смарт-телевизоры Redmi Smart TV X 2025 с ИИ, 240 Гц и Wi-Fi 6 по цене от $300
23:08
Не только в Европе, но и в Токио, и Сеуле должны услышать последнее предупреждение Президента России
22:55
Война на Украине (24.11.24): Несмотря на распутицу накал боев на Донбассе нарастает...
22:13
Польша тайком поставляла Украине швейцарские патроны
21:29
Польские фермеры вновь блокируют КПП на границе с Украиной
20:56
«Воевать будут все!» Депутат Киевсовета, вдова нациста Коцюбайло со смехом призналась, что все украинцы будут принудительно мобилизованы
20:41
«Тысяча и одна ночь», или Сказки киевской хунты
20:40
Более половины украинцев готовы к переговорам с Россией
20:05
Индийцы отреагировали на удар Орешником по Украине
19:26
Чиновник из Подмосковья может быть причастен к воровству денег, выделенных на восстановление Донбасса
18:40
Обстановка в Курской области по состоянию на 24 ноября
18:21
С Русскими тот, кто мощнее всех Орешников - Новости
17:53
Путин созвонился с Эрдоганом
17:47
О ракете, которой Путин ударил по Украине
17:23
В Барнауле загорелся склад с автомобильной резиной и легковоспламеняющейся жидкостью
17:05
Министерство энергетики Украины почти в три раза увеличило импорт электроэнергии из Европы
16:16
Обезоруживающий удар: русская версия
16:14
Какой посыл для Запада нес Орешник
15:55
Ученые создали наноспагетти, которые невозможно разглядеть невооруженным глазом
15:33
Трамп отдаст Украину под протекторат России, если та разорвёт отношения с Китаем — The Guardian
15:29
Десант освободил Дарьино в Суджанском районе Курской области (КАРТА, ВИДЕО)
15:25
На Украине столкнулись с невозможностью включения отопления из-за мобилизации сотрудников
15:03
«Винтовка переднего края»: чем уникален новейший полуавтоматический карабин ZOV
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Армия России»На основе бомбардировщика. Чем Ту-114 поражал воображение современников

На основе бомбардировщика. Чем Ту-114 поражал воображение современников


Самолет Ту-114 Марк Редькин/ТАССБомбардировщик Ту-95 Николай Малышев/ТАССАндрей Туполев с моделью самолета Ту-114 Марк Редькин/ТАСССалон самолета Ту-114 Sovfoto/Universal Images Group via Getty ImagesСамолет Ту-114 Марк Редькин/ТАСС

Несмотря на стремительное развитие авиации в середине прошлого века, к началу 60-х годов гражданский авиалайнер все еще не мог совершить беспересадочный перелет на несколько тысяч километров — без остановки долететь, скажем, из Москвы до Дальнего Востока.

Ситуация изменилась 24 апреля 1961 года, когда после завершения всех испытаний на воздушные трассы для перевозки пассажиров вышел дальнемагистральный турбовинтовой самолет Ту-114. Именно он совершил первый беспосадочный рейс Москва — Хабаровск. Несмотря на неблагоприятную погоду, лайнер преодолел путь туда и обратно — 13 500 км — за 18 часов 50 минут.

Раньше о подобном перемещении можно было только мечтать. Так родился первый в мире аэробус, далекий предок нынешних Ил-86 — А-340 или Боинг-767.

Идея построить в Советском Союзе подобный самолет возникла после укрепления власти Никиты Хрущева, который провозгласил курс на оттепель и расширение международных связей. Именно тогда остро встал вопрос создания межконтинентальной пассажирской авиации. Основные самолеты, которые использовал "Аэрофлот" в те годы, — турбореактивный Ту-104 и турбовинтовой Ил-18 — не соответствовали ряду требований: имели недостаточную дальность полетов, небольшую полезную нагрузку и поэтому не подходили для перелетов через океан. Нужен был новый пассажирский самолет, способный перелететь с континента на континент и при этом перевезти 100 и более пассажиров.

Уникальность на основе

После получения в 1955 году государственного заказа на разработку подобного лайнера опытно-конструкторское бюро Андрея Туполева (ОКБ А.Н. Туполева) решило в качестве прототипа нового самолета выбрать серийный дальний бомбардировщик Ту-95.

Андрей Николаевич не в первый раз пользовался подобным приемом — ранее на базе реактивного бомбардировщика Ту-16 был построен пассажирский Ту-104. Главный конструктор резонно посчитал, что использование элементов конструкции, которые уже прошли испытания и освоены промышленностью, позволит избежать трудностей и многих ошибок, а значит, ускорит разработку новой машины.

Самолет получил временное обозначение Ту-95П (пассажирский) и внутренний шифр "изделие 114", которое и сохранилось в истории авиации.

В отличие от своего прародителя, Ту-114 представлял собой моноплан с низкорасположенным стреловидным крылом и оснащался четырьмя мощными двигателями конструкции Николая Кузнецова НК-12МВ, каждый из которых вращал по два огромных соосных винта. Крейсерская скорость составляла 750 км/ч, дальность полета достигала 7000–8400 км, а с дополнительным запасом топлива — 9720 км на высоте 12 тыс. м. Первоначальный вариант был рассчитан на перевозку 170 пассажиров, хотя имелось несколько модификаций, где эти цифры варьировались. Экипаж состоял из пяти человек — двух пилотов, штурмана, бортрадиста и бортинженера.

Несмотря на конструктивную схожесть бомбардировщика и лайнера, полностью избежать проблем все же не удалось. Одной из основных задач, которую нужно было решить, было создание эффективной системы кондиционирования огромного пассажирского салона на протяжении всего полета. Не менее важным стало обеспечение герметичности фюзеляжа, ведь полеты должны были проходить на высоте 11 тыс. м. Из-за высоких стоек шасси Ту-114 оказалось заметно длиннее, чем у всех пассажирских лайнеров того времени, поэтому ему требовался специальный пассажирский трап. В целом использование Ту-95 в качестве прототипа принесло свои плоды и лайнер создали всего за два года.

При этом он существенно отличался от всех ранее построенных машин. Достаточно сказать, что фюзеляж имел две палубы, соединенные лестницей. На нижней располагались два багажных отсека, комната отдыха экипажа и кухня, а на верхней — пассажирская часть. Для путешественников предусматривались три салона и четыре купе (на 24 дневных или на 12 спальных мест каждое, как в поездах дальнего следования). Правда, второй салон находился над крылом, в зоне повышенного шума от винтов, поэтому в него билеты продавались в последнюю очередь.

Первый вылет Ту-114 (бортовой номер СССР-Л5611, персональное имя "Россия") состоялся с аэродрома Летно-исследовательского института (ЛИИ) им. М.М. Громова 15 ноября 1957 года. В воздух машину поднял экипаж во главе с летчиком-испытателем Алексеем Якимовым, который затем провел полную программу его испытания в специально созданном Внуковском 206-м летном отряде "Аэрофлота".

Быстрый PR

Советский Союз начал рекламировать свою новинку, едва она появилась. И уже в апреле 1958 года самолет представили в Брюсселе на международной выставке Экспо-58. Хотя в экспозиции фигурировали только его модель и масштабные фотографии, по итогам выставки он был удостоен Гран-при. В мае следующего года борт Л5611 совершил демонстрационный полет с журналистами и авиационными специалистами из Москвы с посадкой в Хабаровске и вернулся обратно. В начале июня был выполнен технический рейс Москва — Тирана — Будапешт — Москва с Андреем Туполевым на борту. Затем приглашенный посетить столицу Албании Хрущев совершил короткий полет вместе с министром обороны Родионом Малиновским.

Через океан лидер СССР полетел на встречу с президентом США Дуайтом Эйзенхауэром. А сам процесс подготовки визита Никиты Сергеевича также сопровождался многочисленными PR-акциями. Самолет Ту-114 (бортовой номер СССР-Л5611) совершил в июне 1959 года первый демонстрационный полет в Нью-Йорк, куда привез правительственную делегацию и экспонаты Выставки достижений советской науки, техники и культуры и сам стал экспонатом в аэропорту.

"Самолет, на борту которого находится следующий в США Председатель Совета министров СССР тов. Н.С. Хрущев, поднялся ровно в 7:00 с Внуковского аэродрома. В течение пяти минут самолет набирал высоту и, освещаемый яркими лучами солнца, взял курс на запад, — сообщала пресс-группа, которая вела репортаж о ходе визита советского руководителя за океан. — 9 ч. 20 мин. Самолет прошел над Швецией и идет над Норвегией. Никита Сергеевич направляет с борта самолета приветственные телеграммы премьер-министрам Швеции и Норвегии. Впереди океан. Полет протекает хорошо".

Основным эксплуатантом Ту-114, как и следовало ожидать, стал "Аэрофлот". В период между 1959 и 1964 годами завод № 18 построил 31 самолет. Все это время лайнер выполнял как дальние рейсы внутри страны, так и международные — в Нью-Йорк, Вашингтон, Гавану, Будапешт и т.д. По примеру, поданному Хрущевым, "Туполев" часто использовался советскими правительственными делегациями. При трансатлантических перелетах была распространена практика, когда будущие штурманы бомбардировщиков Ту-95 стажировались на пассажирском Ту-114, поскольку конструкция штурманской кабины была у них почти аналогичной.

Где бы ни появлялась гигантская машина с соосными винтами, она вызывала всеобщее изумление и восхищение. Достаточно сказать, что за десять дней пребывания в США самолет осмотрели порядка 40 тыс. посетителей.

Летные неудачи

В целом он имел счастливую судьбу, несколько летных происшествий не привели к большим неприятностям. Например, 21 июля 1961 года из-за поломки зависла правая стойка шасси. Иван Сухомлин, впоследствии Заслуженный летчик-испытатель, Герой Советского Союза, отправив экипаж в хвост, произвел филигранную посадку на переднюю и левую стойки. В конце пробега самолет лишь коснулся земли правым крылом, получив незначительные повреждения.

Однако в ночь на 17 февраля 1966 года при вылете из Шереметьево в крайне сложных метеоусловиях (туман после сильного снегопада, ограниченная видимость) разбился Ту-114 (бортовой СССР-76491). Он направлялся через Аккру в столицу Республики Конго Браззавиль. Проверяющий Юрий Валериус, начальник отделения управления летной службы Министерства гражданской авиации, который взял штурвал на себя, не смог выдержать направление при взлете. При этом летная полоса не была должным образом расчищена. От удара консоль крыла с винтами оторвало, после чего лайнер развернуло, а затем он скапотировал. В катастрофе погибли 13 членов экипажа, включая командира корабля Виктора Филонова, и восемь пассажиров. Оставшиеся в живых шесть членов экипажа и 12 пассажиров получили ранения, еще 27 пассажиров отделались небольшими ушибами. Это была единственная катастрофа в истории Ту-114.

Завершение карьеры

Весьма интенсивная эксплуатация машин привела к переоборудованию салонов в сторону уплотнения размещения пассажирских кресел — о былом комфорте теперь забыли. Основной стала компоновка на 200 пассажиров.

В 1967 году впервые в практике Гражданской авиации началась совместная с иностранной авиакомпанией эксплуатация наших пассажирских самолетов. Два Ту-114 летали в ливрее "Аэрофлот — JAL" (Japan Airlines) по маршруту Москва — Токио — Москва. Но уже со следующего года самолет Ту-114 стал терять гордое звание флагмана "Аэрофлота" и уступил его более молодому Ил-62.

В течение 1968–1971 годов весь парк "сто четырнадцатых" из Внуково и Шереметьево перевели в Домодедово. Теперь "Илы" летали из Москвы в Хабаровск, Нью-Йорк и страны Юго-Восточной Азии. При этом наступил как бы второй этап летной жизни Ту-114 — начались не столь престижные, но очень необходимые и достаточно напряженные полеты на внутренних пассажирских линиях. Модифицированные корабли стали частыми гостями на курортах Причерноморья и Северного Кавказа, что можно объяснить большим пассажиропотоком в курортный сезон.

Прекращение эксплуатации на гражданских авиалиниях Ту-114 произошло через десять лет после окончания серийного производства — в конце 1976 года. 2 декабря свой последний рейс по маршруту Домодедово — Хабаровск — Домодедово выполнил борт СССР-76485.

Интенсивность их использования оказалась гораздо выше, чем "братьев-бомбардировщиков", большинство гражданских машин к этому времени налетали по 15 тыс. часов, у них появились трещины в силовых панелях двигателей и фюзеляжа. Доработками и ремонтом заниматься не стали, поскольку к тому времени турбовинтовые машины уже морально устарели и нишу дальнемагистральных перевозок прочно занял более современный Ил-62, у которого в салоне было гораздо тише, полет не утомлял пассажиров вибрацией.

Но некоторые продолжали использоваться советскими ВВС до начала 1980-х годов. На них в разное время было установлено 32 мировых авиационных рекорда, в том числе творение ОКБ Туполева осталось в истории как самый большой и скоростной в мире турбовинтовой пассажирский самолет, единственный из пассажирских машин, имевших стреловидное крыло. До февраля 1969 года он был самым крупным и вместительным авиалайнером в мире. И сегодня сохранившаяся в Монинском музее ВВС опытная машина, построенная свыше 60 лет назад, поражает посетителей стремительностью форм, воплощением в металле лучших достижений отечественной науки и техники.

 Автор выражает благодарность за оказанную помощь в написании материала Ирине Бащниной



Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Читайте нас:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх