Экспорт советских кораблей можно поделить на несколько групп – продажа кораблей уже бывших в употреблении ВМФ СССР, продажа новых кораблей проектов, разработанных для нашего
Но для СССР особенность заключалось в том, что у нас экономика была жестко привязана к политике. Да и атмосфера холодной войны мешала торговле. Понятное дело, что НАТО крайне неодобрительно относилось к попыткам стран своей сферы влияния покупать советское оружие. Помимо того, был соцлагерь, куда корабли уходили либо в долг, либо вовсе бесплатно. Впрочем, в долг это было тоже бесплатно. В этом случае абсолютное большинство этих долгов в итоге было списано. Это важно. Это надо учитывать. Просто потому как, в отличие от торговли кораблями, их бесплатная раздача и такое же бесплатное обслуживание были делом убыточным, хотя и имеющим некие политические выгоды.
Крейсер и эсминцы
За всю
Произошло это в 1962 году, когда Индонезия вела активную борьбу с Нидерландами за западную часть острова Гвинея. По-индонезийски остров называется Ириан, такое же имя получил и крейсер.
Корабль, предназначенный для службы на Севере, был передан без модернизации для службы в тропики, что и предопределило его судьбу: за год индонезийцы корабль привели в негодность. СССР провел текущей ремонт, но к 1965 году корабль был снова небоеспособным. А после военного переворота – и вовсе поставлен в отстой и превращен в плавучую тюрьму. В 1970 году крейсер продали на Тайвань для разборки на металл. О каком-либо коммерческом успехе говорить не выходит. Корабли были переданы в кредит без первого платежа. Хотя и индонезийцам крейсер не особо понадобился. Несмотря на легенду о его бое с малайскими кораблями, эксплуатировать боевую машину такой сложности страны третьего мира позволить себе не могли, разве что в качестве плавучей тюрьмы.
С эсминцами было повеселее. Их (особенно в артиллерийском варианте) раздавали много и охотно. Если взять по проектам:
1. 30К: один передан Болгарии в 1950 году.
2. 30бис: шесть получил Египет, восемь – Индонезия, два – Польша.
3. 56: один передан Польше.
В итоге – 18 артиллерийских эсминцев, переданных либо в кредит, либо союзникам. Делалось это не ради доходов: чистая политика и укрепление своей же обороноспособности в случае стран Варшавского договора. Хотя и убытков особых тоже не было – передавались морально устаревшие корабли ВМФ СССР, по большому счету не нужные.
Отдельно стоит вынести БПК проекта 61 МЭ, построенные для ВМФ Индии, в количестве пяти единиц в период с 1976 по 1987 годы. Это был сугубо коммерческий проект. Причем довольно успешный. У Индии был выбор – она предпочла модернизированный старый советский проект (первый БПК проекта 61 вступил в строй в 1962 году). И службу четыре из них, хотя и на вспомогательных ролях, но несут до сих пор. Относительно небольшие корабли оказались очень даже удачными и пришлись индусам ко двору.
Еще один БПК проекта 61 был передан Польше.
Подводные лодки
Индусам советское оружие понравилось. И, помимо кораблей обычных, они стали арендаторами советской АПЛ проекта 670 «Скат».
К-43, введенная в строй в 1967 году, в 1988 была передана в аренду Индии на три года. Индийцы были довольны. Они хотели продлить аренду, но новое мышление и гласность на пике все планы сорвали. По воспоминаниям советских специалистов, с корабля разве пылинки не сдували, а условия базирования были просто роскошными. По приходу домой же лодку сразу списали, опять же – в рамках того самого нового мышления...
С дизельными было попроще: раздавали и продавали мы их много и охотно. Опять же, если о построенных с нуля, то это проекты И641 и И641К: восемь кораблей купила Индия, шесть – Ливия, три – Куба. Последняя бесплатно, точнее – в кредит. А вот индусы и ливийцы покупали всерьез и за деньги. Еще две 641 б/у были переданы Польше.
Активно строились на продажу и «Палтусы» проекта 877: две – для стран Варшавского договора (Польша и Румыния), восемь – для Индии, две – для ВМС Алжира, три – для ВМС Ирана.
В итоге в советские времена было заложено и построено 32 дизельных субмарины специально для инзаказчиков. Если убрать переданные союзникам пять единиц, все равно выходит солидная цифра, что на примере проекта 877 и его модификаций проявилось во времена уже постсоветские: эти корабли покупали очень многие и довольно охотно.
Что касается раздачи б/у, то кому их только не раздавали:
1. Проект 96 (они же «Малютки», они же «Месть»): Болгария – одна, Египет – одна, Китай – четыре, Польша – шесть. В итоге 12 лодок из 53, все – союзникам, то есть даром. С другой стороны, еще довоенный проект рассматривать как серьезный боевой корабль – в середине 50-х уже не выходило, а так – послужили еще интересам Родины.
2. Проект 613. Самый многочисленный советский проект (215 кораблей) и самый популярный. Четыре единицы достались Албании (составив ядро ее ВМС и став единственными серьезными боевыми кораблями в ее истории), две – Болгарии, десять – Египту, двенадцать – Индонезии, четыре – КНДР, четыре – Польше, три – Сирии. Коме того, двадцать одну лодку по лицензии построил Китай... Даже без лицензионных – 39 кораблей. Проекты эти были сугубо политическими, но тем не менее.
3. Проект 629 – одна по лицензии в Китае. На нашу, как оказалось, голову. Все-таки продавать корабли – носители баллистических ракет было не самым разумным решением, особенно в свете дальнейших отношений с Китаем.
4. Проект 633. Улучшенные лодки проекта 613, у нас их построено 20 штук, в Китае по лицензии – 92 единицы. Хотя и свои мы раздавали активно: две – Алжиру, четыре – Болгарии, шесть – Египту и три – Сирии. Лодка для развивающихся стран получилась удачная, хотя для ВМФ СССР быстро морально устарела.
Если же подбить некий итог, то советские подводные лодки принесли, пожалуй, самый большой коммерческий успех для советского кораблестроения. Причем успех этот мог бы быть гораздо большим, если бы не соображения политические и примат идеологии над экономикой.
Фрегаты и корветы
Фрегатов в СССР официально не было.
Были СКР. Но проект 1159 – это со всех точек зрения фрегаты. Причем фрегаты уникальные. Это единственный проект, созданный специально для экспорта. Русские «Ягуары» строились с 1973 по 1986 годы в количестве 14 единиц. Из них три ушли в ГДР, один – в Болгарию, три – на Кубу. Три купил Алжир, два – Ливия и два – Югославия. Корабли своим странам служили долго и довольно успешно. Все-таки фрегат водоизмещением 1705 тонн, несущий 2Х2 ПКР П-20, 1Х2 ЗРК Оса-М и 2х2 АК-726, по тем временам очень даже удачный и бюджетный вариант.
Из кораблей советских проектов популярны были «полтинники» проекта 50, два из числа которых купили финны, восемь – передали индонезийцам, четыре – ГДР, а три – Болгарии. Охотно брали и фрегаты проекта 159: десять новых заказали индусы в 60-е годы (159АЭ), два – сирийцы, два – эфиопы, пять б/у передали Вьетнаму.
Хорошо шли и МРК (корветы) 1234Э: по три купили Алжир и Индия, четыре – Ливия. О «малышах» МПК проектов 122-б и 201 писать можно долго: в какие страны они только не попадали... Советские корветы оказались и в Южном Йемене, и в Мозамбике, и в Ираке.
В целом легкие надводные корабли были популярнее тех же эсминцев по причинам сугубо прагматическим: «хочешь разорить государство – подвари ему крейсер». Вот и предпочитали страны не первого ранга что-то попроще и подешевле: то, чего не было в США, и было у нас.
А если в общем – советские корабли стали основой ВМС Индии, Алжира, Ливии, Ирака, Вьетнама. Дали начало ВМФ Китая, Египта, Сирии и КНДР. И список далеко не полон. Другой вопрос, что зачастую это раздавалось, причем не всегда рационально.
В итоге, помимо стоимости самих кораблей, приходилось предоставлять своих специалистов и оплачивать ремонт и эксплуатацию. Это, уже не говоря о тех моментах, когда получившие гору техники, стоимостью сотни миллионов долларов, государства махали нам ручкой и «выбирали свободу», не отдавая долги. Это и Индонезия в 1965 году, и Египет, и Сомали... Но тем не менее – были и коммерческие сделки, был застолблен рынок. Недаром наше кораблестроение в 90-е – начале 2000-х годов выжило за счет экспорта. Причем в основном в те страны, где уже «распробовали» советские корабли. Строить мы умеем.
Только бы уметь еще и продавать, не скатываясь в идеологию, как во времена советские, или в голую коммерцию, как в период постсоветский.
Роман Иванов
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: