В 1771 году английский исследователь Джозеф Пристли сделал открытие - растения выделяют кислород.
По сути, открытие было сделано случайно. Пристли жил рядом с пивоварней и любил наблюдать за процессами брожения сусла. Образовывавшийся при этом "воздух" горения не поддерживал. Любопытный Пристли начал эксперименты. Он сажал под стеклянный колпак мышей и следил за их поведением. Без доступа воздуха мыши быстро погибали, но однажды под колпак случайно попала веточка мяты. Ученый не обратил на это внимания, а когда утром поспешил к колпаку, то застал возмущенного грызуна живым-здоровым, мяту обгрызанной, а свечку надкусанной. "Благодаря этим открытиям мы уверены, что растения произрастают не напрасно, а очищают и облагораживают нашу атмосферу", - записал в журнале наблюдений восторженный Пристли. Ныне этот опыт считается классическим и входит во все элементарные учебники естествознания.
В 1783 году Екатерина II подарила своему 29-летнему сыну, будущему императору Павлу I, "мызу Гатчино с тамошним домом и с 20 принадлежащими к той мызе деревнями". Великий князь быстро превратил все это в прусское поместье. Здесь он организовал свой двор, свою армию из 3-х батальонов, в которой царила железная дисциплина. Время проходило в учениях, смотрах, парадах под звуки труб и бой барабанов. Гатчинское воинство - 2400 человек, одетых на прусский манер в узкие мундиры, ботфорты, перчатки с раструбами, с волосами, смазанными салом и заплетенными в косы, были в большинстве своём грубыми и необразованными людьми, выгнанными за дурное поведение из полков. Малейшее нарушение наказывалось здесь палками: солдат, по мнению Павла, должен повиноваться, как автомат. Между тем, сыновья Павла - великие князья Александр и Константин - гордились своей принадлежностью к военному братству и при случае с радостью повторяли: "Это по-нашему, по-гатчински".
В 1898 году в Москве в присутствии царской семьи было заложено здание Музея изящных искусств имени императора Александра Третьего - ныне это Государственный Музей Изобразительных Искусств имени Пушкина.
Этому знаменательному событию предшествовали долгие годы огромной созидательной работы. Ко времени торжественного акта закладки Музея, совершенного в присутствии императора Николая II и членов его семьи, Московской Городской думой для строительства здания была безвозмездно передана территория бывшего Колымажного двора вблизи Кремля. Было принято Положение о Комитете по устройству Музея. Официально было утверждено его название - Музей изящных искусств имени императора Александра III. Был организован архитектурный конкурс на здание Музея. Строительные работы начались за месяц до закладки, и, что важно, к этому времени Комитет по устройству Музея уже располагал значительной частью коллекций.
В 1928 году к проведению Спартакиады было приурочено открытие 17 августа в Петровском парке Москвы стадиона "Динамо", ставшего до открытия спортивного комплекса в Лужниках главной спортивной ареной страны. Кстати, в первом футбольном матче на стадионе, который проводился в рамках предварительной стадии футбольного турнира Спартакиады, встретились сборная Белоруссии и Швейцарии. Белоруссия выиграла со счетом 6:3.
21 августа финал футбольного турнира Всесоюзной Спартакиады между сборными Москвы и Украины собрал на стадионе "Динамо" свыше 45 тысяч зрителей – это был рекорд для Москвы того времени.
В 1933 году в Лондоне прошла премьера приключенческого фильма британского режиссера Александра Корды «Частная жизнь Генриха Восьмого». С этого фильма, героем которого был многократно женатый английский монарх, и начался бум британской кинематографии. Секрет успеха Корды крылся в ловкости и изяществе, с которыми был сделан фильм, а также в скандальности содержания. Вместо крупных исторических событий в центре действия оказался альков. Корда уже был опытным режиссером и продюсером, снимавшим в родном Будапеште, Вене, Берлине, Голливуде и Париже, но славу ему принес именно «Генрих Восьмой».
В 1934 году на первом Всероссийской Съезде советских писателей перед делегатами от имени ЦК партии выступил Андрей Жданов. Он говорил о гениальности Сталина как руководителя, о великом учении Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина. "Советские литераторы, - говорил Жданов, - создали уже немало талантливых произведений, правильно и правдиво рисующих жизнь нашей советской страны. Современное состояние буржуазной литературы таково, что она уже не может создать великих произведений". Это было первое заметное выступление Жданова по литературным вопросам.
«Слава, не приносящая нам счастья, - пустая молва; слава, не приносящая счастья нашим подчиненным, - позор», - говорил прусский король Фридрих II Великий. Он скончался в такой же день 1786 года во дворце Сан-Суси, близ Потсдама, на 75 году жизни. 46 лет его правления превратили Пруссию из небольшого королевства в ведущую европейскую державу. Блестящий полководец, он правил как деспот, но считал, что абсолютная власть должна применяться на благо подданных. Фридрих запретил пытки и провозгласил свободу вероисповедания. В результате его завоевательной политики территория Пруссии почти удвоилась. Тактика Фридриха - нанесения упреждающего удара по врагу - восхищала Наполеона. В отличие от Людовика XVI, провозгласившего: "Государство - это я", Фридрих говорил: "Я - первый слуга моего государства".
В 1896 году родилась Лотта Якоби. Родоначальница абстрактной фотографии, она прославилась прежде всего сериями портретов.
Отвечая на вопрос, каков ее стиль, Лотта Якоби говорила: «Это стиль тех людей, которых я снимаю». В разное время в ее объективе были Альберт Эйнштейн и Альфред Стиглиц, Томас Манн и Роберт Фрост, Анри Барбюс и Константин Станиславский.
В 1945 году она фотографировала Марка Шагала и его дочь Иду. Художник долго рассматривал пробные отпечатки снимков, а потом произнес: «Теперь я понимаю: фотография – это искусство».
Лота Якоби прожила долгую жизнь – 94 года, из которых больше семидесяти отданы были фотографии. Начав в конце второго десятилетия прошлого века, она шла в своем искусстве в ногу с развитием фототехники, с разработкой принципиально новых методов и приемов фотографирования, предлагая собственные, всегда оригинальные, всегда поражающие новизной и изобретательностью, всегда и повсюду немедленно тиражируемые методы и приемы.
В 1911 году родился Михаил Ботвинник, первый советский чемпион мира по шахматам.
Он верил в силу знаний, подкрепленных совершенным владением техники, был автором книг по теории шахматной игры и стремился передать свой опыт другим поколениям. В течение многих лет Ботвинник руководил шахматной школой, в которой в разные годы занимались Анатолий Карпов, Гарри Каспаров и Владимир Крамник. Еще одним направлением деятельности великого гроссмейстера была работа над созданием шахматной программы для ЭВМ.
В 1941 году родился актер, режиссёр, сценарист и художественный руководитель театра «Содружество актёров Таганки» Николай Николаевич Губенко.
В Театре на Таганке он исполнил роль лётчика в спектакле «Добрый человек из Сезуана», Печорина - в «Герое нашего времени», Емельяна Пугачева – в спектакле «Пугачев», Керенского - в «Десять дней, которые потрясли мир». Свой творческий путь в кино Николай Николаевич начал в 1964 году. Он снимался во многих картинах. Вот лишь некоторые: «Мне двадцать лет», «Пока фронт в обороне», «Пароль не нужен», «Дворянское гнездо», «Директор», «Они сражались за Родину», «Пришел солдат с фронта», «Подранки»… В двух последних выступил и как режиссёр. Кроме этого, Губенко поставил ленты: «Если хочешь быть счастливым…», «Из жизни отдыхающих», «Запретная зона», «И жизнь, и слезы, и любовь». Фильмы «Подранки» и «И жизнь, и слезы, и любовь...» были удостоены призов на международных кинофестивалях в Чикаго, Брюсселе, Тегеране, Рио-де-Жанейро…
Два блестящих американских актера Роберт Де Ниро и Шон Пен родились в семнадцатый день августа. Правда, в разные годы.
В 1943 году в Нью-Йорке в семье итальянского иммигранта художника, скульптора и писателя по профессии на свет появился сын Роберт Де Ниро-младший. Он снялся в таких фильмах, как «Крестный отец – 2», «Однажды в Америке», «Схватка», «Неприкасаемые», «Славные парни», «Анализируй это» и многих других. Де Ниро известен своим нежелание давать интервью; он свободно говорит на итальянском и французском…
Читайте нас: