Лента новостей

10:56
С 2025 года украинцы будут платить 7 евро, чтобы въезжать в Европу
10:55
Зачем разведчик Бернс приезжал к Зеленскому?
10:34
Юрий Подоляка в свежей сводке от 22.12.2024: ВС РФ продвигаются на Купянском направлении
10:22
Разработан новый подход к накоплению энергии: как тримодальное хранение энергии изменит будущее возобновляемых источников?
10:03
Танки «Отважных» прорываются к Красноармейску, проламывая оборону врага (ВИДЕО)
09:34
Как ананас и пицца оказались на древнеримских изображениях в Помпеях
09:24
Бранденбург-800: как нацистский спецназ перекочевал к англосаксам
08:14
Курахово наше - ВСУ бегут - Новости
04:41
Подготовительные мероприятия перед штурмом дворца Тадж-Бек – резиденции главы Афганистана Амина
03:54
Захи Хавасс: действительности не соответствует!
03:32
ВСУ терпят поражение: новости СВО от 22 декабря 2024. Карта боёв на Украине сегодня, обстановка в Курской области, военная сводка, 1032-й день спецоперации России на Украине
03:19
Использование React для разработки пользовательских интерфейсов  Использование React для разработки пользовательских интерфейсов Hello, {props.name}! Hello, {this.props.name}! Hello, world! It is {this.state.date.toLocaleTimeString()}.
02:32
Использование Node.js для разработки веб-приложений  Использование Node.js для разработки веб-приложений
02:13
Румыния: воинствующая «демократия» на страже интересов агрессивного глобализма
01:27
«От чипсов до вишни»: шесть тенденций в области продуктов питания, которые взорвут тренды в 2025 году
01:11
ЗАПАДНЫЕ СМИ. ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ ЗЕЛЕНСКОГО В БРЮССЕЛЕ. ВЫСКАЗЫВАНИЯ ПРО ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ И ДРУГОЕ.
00:45
OpenAI не удаётся доделать GPT-5 Orion — обучение обходится дорого, а данных не хватает
00:40
Стихийная тяга к майдану
23:40
Специальная военная операция ВС РФ и события на Украине 21 декабря, вечер
23:10
Google назвала принуждение к продаже браузера Chrome противоречащей закону «крайностью»
22:52
Истерика Зеленского в Брюсселе, или «Противная сторона» готова воевать до последнего украинца
21:02
Какие повседневные устройства работают на квантовых принципах? От тостера до лазеров и МРТ
20:52
Россиян заставили забыть о Сталине
20:51
Орешник уже выиграл дуэль с Зеленским
20:44
«Заграница нам поможет!» Вооруженные силы Канады направили на Украину и Гаити «гендерных советников»
20:43
ВСУ ведут обстрелы ДНР и Белгородской области. Обзор ситуации в прифронтовых регионах России на вечер 21 декабря
20:42
Абхазия попросила Россию продолжить поставки электроэнергии бесплатно
20:16
Артиллеристы залистовали позиции ВСУ агитационными снарядами из РСЗО «Град» — видео
20:09
Могут ли запутанные частицы действительно общаться быстрее света? Разбираемся, где тут подвох
19:53
Раскольники из ПЦУ наградили одесского нациста Ганула медалью «За жертвенность и любовь к Украине»
19:48
Газопровод из Катара в Европу — как элемент стратегии превращения Турции в региональный газовый хаб
19:44
В Подмосковье прошло итоговое заседание Технического совета Минобороны РФ
19:19
Физики наблюдают «отрицательное время»: квантовая аномалия или оптическая иллюзия?
19:03
Итальянская культурная ассоциация «Сперанца» приняла обращение к мировому гражданскому обществу по поводу узников совести на Украине
19:02
В Кировской области коррупционеры пытаются устранить мэра Сосновки, который разоблачил их преступный синдикат
18:55
Швеция столкнулась с резким ростом преступности из-за мигрантов
18:20
Русский генерал Келлер – символ сопротивления украинскому сепаратизму
18:16
Valve наконец выпустила последний номер официального комикса Team Fortress 2 — фанаты ждали его почти восемь лет
18:12
МВФ выдвинул новые требования для продолжения выдачи кредитов Украине
18:11
Зеленский массово перетасовал украинских дипломатов. Захарова вспомнила баснописца Крылова
18:10
Сводка Минобороны России о ходе проведения спецоперации на 21 декабря
18:03
Абхазия попросила у России гуманитарную поставку электроэнергии
17:52
Война на Украине (21.12.24): агония Кураховской группировки противника...
17:48
Гоблин про сериал The Last of Us, эпизод 6 (тизер)
17:46
ВС РФ готовят окружение ВСУ: свежая сводка от Юрия Подоляки из зоны СВО на 21.12.2024
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Авиация»Лётчик как лучший друг диверсанта

Лётчик как лучший друг диверсанта


Боевые действия последних десятилетий прочно ввели в обиход словосочетание «диверсионно-разведывательная группа» (ДРГ). В ходе многих вялотекущих военных конфликтов активные боевые действия на линии противостояния не ведутся, но противники засылают друг другу в ближний тыл мелкие группы по 3-4 человека для разведки и диверсий. Однако похожее «неподвижное» противостояние имело место уже более 100 лет назад — на фронтах Великой войны. Ситуация там была сложнее: по всему Западному фронту тянулись траншеи глубоко эшелонированной обороны, и просочиться через фронтовую линию многокилометровой «толщины» было практически нереально. Однако ДРГ можно было загрузить в самолёт и выбросить в тылу противника в нужном районе. В то время доступны были два способа: посадочный и парашютный. Антанта активно пользовалась обоими.

То взлёт, то посадка

Первые военно-воздушные силы появляются за 5–6 лет до войны. Многие считали авиацию «многопрофильным» средством: с самолёта можно бомбить, стрелять из пулемёта, сбрасывать торпеду. Но высокое командование считало самолёт только средством визуальной разведки. На предвоенных Больших манёврах выявилась одна проблема: без карт и знания наземных ориентиров было трудно с воздуха составить чёткую картину. Пилоты не растерялись: они сажали самолёт рядом с населёнными пунктами или представителями местного населения и выясняли ситуацию. Такой посадочный метод сбора информации применялся и в первые недели Великой войны, когда войска были в движении, а командование не очень доверяло «устному творчеству» пилотов. Авиаразведка была лишь малой частью фронтовой разведки, проводившейся кавалеристами и пехотинцами.

​Авиация на Больших манёврах. Франция, 1911 год - Лётчик как лучший друг диверсанта | Warspot.ru
Авиация на Больших манёврах. Франция, 1911 год

В 1915 году фронты врылись в землю, и фронтовым разведчикам уже не удавалось «просочиться» через сплошные траншеи, а информация о противнике была необходима. И тогда Генштаб решил привлечь авиацию для переброски агентов через передний край. Агентурной разведкой во Франции занималось Второе бюро. В 1871 году французским военным стало очевидно, что они ничего не знают о противнике, а он о французской армии знает всё. Поэтому при Генштабе было создано Второе бюро — военная разведка.

Когда началась Великая война, в структуре Второго бюро организовали Пятое бюро, осуществлявшее разведку и диверсии на оккупированных территориях, а также контрразведку. Начинать пришлось с нуля: не было необходимых кадров, не было учебных центров, не было агентуры и баз в тылу противника. Так как действовать агентам надлежало в первую очередь на захваченных немцами французской и бельгийской территориях, для агентурной работы лучше всего стоило брать бывших местных жителей этих районов и тех, кто до войны проходил там военную службу: они знают места, людей, имеют какую-то «базу» (например, родственников).

Оказалось, что самым подходящим контингентом являлись таможенники. Главное таможенное управление Франции представляло собой военизированную организацию батальонной структуры вроде российской пограничной стражи: таможенники носили униформу, имели оружие, привлекались к военным манёврам. Таможенники первыми встретили войну и при отступлении влились в армейские подразделения — их командиры использовали пополнение в качестве разведчиков. Позже из таможенников начали формировать военную полицию. Некоторые таможенники оказались в окружении и вели партизанскую войну, затем через Бельгию и Голландию перебирались во Францию.

​На охране рубежей страны - Лётчик как лучший друг диверсанта | Warspot.ru
На охране рубежей страны

Положительный пример уже был: в ноябре 1914 года лейтенант А. Пинсар из эскадрильи MS.23 доставил агента во второй кабине своего «Морана» в тыл немцам. Теперь требовалось поставить заброску агентов на широкую ногу: организовать учебный центр, подобрать добровольцев. Школу специальных миссий Пятое бюро создало в Хармонвиле (Шампань). В школу набирали из фронтовых разведчиков, и самыми подходящими оказались бывшие таможенники. Вскоре их стали переводить в разведку и из военной жандармерии. Преподавателями были как офицеры Бюро, так и авиаторы.

Курсантам не разрешалось общаться с внешним миром и друг с другом, они получали новые имена. Их обучали маскировке, ориентированию на местности, подрывному делу, работе с голубями: другой дальней связи тогда не было. Авиационная подготовка тоже была обширная: курсантов знакомили с устройством самолёта и мотора — чтобы в тылу они могли оказать помощь пилоту в ремонте, развернуть самолёт против ветра. В вывозных полётах их учили ориентироваться, читать карту, различать цели на земле. Хотя французская разведка старалась подбирать в миссионеры самых надёжных, иногда случались и проколы. Как-то в добровольцы напросился один эльзасец. Он прошёл подготовку и был отправлен в тыл. После приземления эльзасец вылез из самолёта и налегке направился в сторону леса — он просто решил на самолёте вернуться на родину! Пилоту пришлось пригрозить ему револьвером и заставить помочь взлететь.

Для выполнения миссии агентам (их называли «миссионерами» — missionnaires) выдавали два комплекта одежды: военную и гражданскую. В гражданской было легче затеряться среди местных, но в случае разоблачения агент в «гражданке» всегда считался шпионом и приговаривался к смерти. Поэтому на задании миссионер переодевался в зависимости от предстоящей операции — на диверсию обычно надевалась военная форма. Вообще, одежда на войне может сыграть решающую роль в судьбе её носителя. Чтобы не замёрзнуть в кабине, миссионеры часто летели в лётной кожаной куртке (потом её снимали).

​Транспортная корзина для почтовых голубей - Лётчик как лучший друг диверсанта | Warspot.ru
Транспортная корзина для почтовых голубей

Как-то самолёт пилота 37-й эскадрильи Паолаччи обстреляли с земли, бак был пробит и пилот совершил вынужденную посадку. Миссионер ушёл, а пилота немецкий патруль взял в плен. На допросе Паолаччи заявил, что он был один и выполнял наблюдательный полёт. В то же время немцы схватили и миссионера: от куртки он избавился, но, так как был в гражданской одежде и со шпионскими принадлежностями, его приговорили к смерти. Немцы связали появление шпиона с самолётом Паолаччи, но не смогли доказать эту связь, так как на миссионере не было лётной куртки в момент ареста. Паолаччи провёл несколько месяцев в лагере военнопленных, бежал и через Швейцарию вернулся назад. Но ещё два месяца его проверяли местные особисты на предмет измены Родине.

Миссионер брал с собой документы на местного жителя, оружие, еду, фонарик, деньги, взрывчатку, запасную пару обуви, табак и пакет с селёдкой — чтобы сбить со следа собак. Для связи использовались почтовые голуби, так что приходилось нести клетку с голубями и корм для них. Обычно агенту предстояло выполнить 2–3 миссии. После выполнения каждой требовалось выпустить 2 голубя (для страховки) с отчётом, а последние два — с указанием места и времени присылки самолёта для эвакуации. Перед укладкой в корзину голубей оборачивали тёплой материей — они не могли расправить крылья и не замерзали в воздухе. Корзина делалась из легкосгораемого материала — камыша: после того как будет выпущен последний голубь, корзину требовалось сжечь, т. к. её наличие при аресте являлось решающей уликой в шпионаже.

Как видим, самолёту предстояло доставить большой и тяжёлый груз, из-за чего в первое время даже были проблемы с выбором самолёта. Наиболее подходящими в период 1915-1916 годов были двухместные «Моран-Солнье» L и «Кодрон» G.3. Чтобы как-то разгрузить самолёт и помочь миссионерам, пилот Рене Боден из 12-й эскадрильи придумал сбрасывать клетки с голубями на парашюте. Лётчики на миссии тоже выбирались из наиболее опытных, и в дальнейшем к секретным операциям старались привлекать уже летавших пилотов.

​Жан Наварр у своего «Парасоля» - Лётчик как лучший друг диверсанта | Warspot.ru
Жан Наварр у своего «Парасоля»

В тыл немцам летали такие известные пилоты, как Ж. Ведрин из 12-й эскадрильи (к сентябрю 1915 года выполнил 7 миссий), Ж. Наварр (12-я эскадрилья), Ж. Гинемер (3-я эскадрилья, выполнил 3 миссии до того как перевёлся в истребители). Вывозили миссионеров и иностранные добровольцы во французских ВВС: американец Д. Бах из 38-й эскадрильи, подданный Российской империи латыш Э. Пульпе из 23-й эскадрильи. 25 сентября при возвращении Пульпе совершил вынужденную посадку и был подобран другим пилотом эскадрильи — А. Бобба.

Интенсивность заброски возрастала при подготовке сухопутных сил к наступлению. Так, в сентябре 1915 года перед наступлением в Шампани было заброшено 11 миссионеров. Каждая миссия была связана с огромным риском. Во-первых, самолёт могла перехватить немецкая авиация, и, хотя в первое время истребителей у них не было, тяжелогружёная безоружная машина представляла собой удобную цель даже для примитивного оружия. На земле немцы применяли подвижные зенитные орудия, которые могли оказаться на пути пролёта самолёта.

В районе высадки лётчику надо было выбрать подходящую площадку возле леса. Немцы быстро оценили угрозу и предприняли ряд мер. Например, особое внимание стали уделять подходящим для посадки самолёта площадкам в районе важных тыловых объектов. Могли держать рядом автомобиль с зениткой, перекапывать поляну траншеей, забивать неприметные сверху колья или натягивать проволоку. Когда бомбардировщики Антанты начали бомбить германские тылы, там были организованы наблюдательные посты, которые могли засечь и самолёт с агентом. Если удавалось засечь посадку, а затем взлёт самолёта — в район тут же вызывались войска, и начиналась облава.

​Немецкие зенитчики - Лётчик как лучший друг диверсанта | Warspot.ru
Немецкие зенитчики

После приземления агент помогал пилоту развернуть самолёт и стартовать, после чего быстро покидал место посадки. Надеяться приходилось только на себя: местное население было запугано немецкими репрессиями, отказывалось помогать пришлым и даже могло сообщить о чужаке оккупантам.

К концу апреля 1915 года были подготовлены первые агенты, но в первой миссии, состоявшейся 20 апреля, разведчиком стал инженер-механик 4-й эскадрильи А. Борд, знакомый с местностью в районе цели операции. Он обнаружил штаб немецкой армии и голубиной почтой указал место. Затем Борд пересёк Бельгию и пробрался в нейтральную Голландию, а оттуда возвратился в эскадрилью.

Миссионеры-таможенники направлялись в те районы, где они служили до войны. У некоторых в немецком тылу остались родственники — они были единственными помощниками миссионеров. Лемуану помогал в сборе информации сын — с ним он и вернулся после выполнения задания. А. Берто помогал отец. Ш. Гулар после заброски использовал родительский дом в качестве базы, был узнан соседями и расстрелян немцами как шпион. Кроме сбора информации, миссионеры совершали диверсии на железной дороге — тот же Гулар подорвал 2 состава. Лассере попытался взорвать виадук, но уронил пассатижи, на шум прибежал патруль и схватил миссионера. Благо он был в военной форме, поэтому попал в лагерь и просидел там до конца войны. «Командировки» могли длиться достаточно долго: миссионер П. Летанну провёл в тылу 15 дней, П. Годар — 21. Капитан Эврар после подрыва железной дороги остался в тылу противника для разведки, был схвачен, 19 месяцев провёл в лагере, бежал, вернулся в отряд и возглавил специальную «миссионерскую» эскадрилью VR.200.

После выполнения задания требовалось вернуться. Не всегда это удавалось сделать с помощью самолёта: условленное место сторожил противник, плохая погода и т.д., а голуби, чтобы перенести район ожидания, уже «кончились». Тогда приходилось выбираться пешком. Через фронт — не пройти, шли в основном через Бельгию в нейтральную Голландию. Немцы об этом знали, подсылали провокаторов, обещавших перевести миссионеров или сбитых лётчиков через границу. Миссионер Жорж был высажен в сентябре 1915 года, многократно пытался перейти через границу, в октябре 1917 года угодил в ловушку — обратился к лжеконтрабандистам и до перемирия просидел в лагере.

​Итальянский «Вуазен» LA - Лётчик как лучший друг диверсанта | Warspot.ru
Итальянский «Вуазен» LA

В 1918 году была сформирована специальная эскадрилья VR.200, прозванная «Таинственной». На оснащение поступили «трёхместные» бомбардировщики «Вуазен» X. В октябре решили провести массированную заброску в тыл немцев сразу 10 миссионеров под командованием Эврара. Каждый из пяти «Вуазенов» вёз двух «пассажиров». Три самолёта из-за перебоев двигателя вернулись на базу, один был повреждён при посадке в тылу, пятый самолёт был застигнут патрулём, но пилот успел его поджечь и ушёл вместе с миссионерами. Эти 6 человек смогли взорвать ж/д туннель Лайур и шлюз на реке Маас. Назад они вернулись за два дня до перемирия.

Заброску агентов посадочным методом в конце мая 1918 года применили итальянцы, но уже в ночное время. В июне противники готовили решительные наступления, так что информация о сосредоточении вражеских войск была нужна. За рекой Пьяве действовали отряды итальянских партизан, с которыми удалось связаться и попросить приготовить подходящую площадку для приёма самолёта ночью. В ночной перелёт пилот капитан Гельметти взял на борт своего «Вуазена» LA двух барсальеров — лейтенанта Де Карло и рядового Дж. Боттекья, а с ними несколько почтовых голубей в клетках. Самолёт успешно приземлился на освещённую кострами площадку, и агенты начали выполнять задание. При возвращении Боттекья попал в плен и до конца войны пробыл в лагере. Через месяц ещё двое барсальеров братья де Карли были высажены гидросамолётом, пилотируемым лейтенантом Е. Касагранде в тылу неприятеля в лагуне Каорле. Один из братьев был арестован, но сумел сбежать, они оба сумели добыть ценную информацию и переслать её голубиной почтой.

Как ангел с неба

Посадочное десантирование требует наличия в тылу противника подходящей ВПП, и без «местной» помощи может проводиться только при хорошей видимости. Все это ограничивает использование такого способа на «окопной» войне. В Первую мировую войну имелось приспособление, позволявшее экипажу летательного аппарата «выйти» из него и спуститься на землю — парашют. Экипажи аэростатов (привязных и дирижаблей) пользовались системами Жюме или Спенсера, для лётчиков британский конструктор Кэлтроп ещё в 1913 году запатентовал свой D-4, который он назвал «Ангелом-хранителем». Кэлтроп был известным инженером-железнодорожником. В 1910 году он стал свидетелем гибели в авиакатастрофе своего друга Ч. Роллса и занялся созданием спасательного приспособления для пилотов. В 1916 году парашют был успешно испытан в RFC, но командование так и не приняло его на вооружение.

В 1916 году морская авиация Британии (RNAS) для противолодочного патрулирования использовала небольшие дирижабли типа SS (Sea Scout). Авиационные эскадрильи RNAS действовали и на фронте. Немцы в прифронтовой зоне активно пользовались тёмным временем суток для перегруппировок и подвоза пополнения. Британским «морякам» пришла идея применить для ночного «патрулирования» в тылу противника дирижабли. На фронт был направлен один SS.40, баллон которого покрасили в чёрный цвет. По ночам он на малом газу скользил над территорией противника, фиксируя наземную обстановку. Пришла ещё одна идея: во время таких миссий сбрасывать на парашюте разведчика или диверсанта. Как раз на оснащение аэростатов наблюдения был принят парашют системы Спенсера. Сначала у себя в тылу провели испытания: лейтенант К. Роббинс совершил ночной прыжок с SS.40. Хотя возможность подобных операций была подтверждена, продолжения она не получила. Но через пару лет британцы все-таки сбросили агента на парашюте, правда, на другом фронте и с самолёта.

​Патрульный дирижабль SS.40 - Лётчик как лучший друг диверсанта | Warspot.ru
Патрульный дирижабль SS.40

В ноябре 1917 года под Капоретто итальянским войскам здорово досталось от немецких и австро-венгерских сил, и Италия попросила помощи у союзников. Вскоре англичане и французы направили в помощь свои экспедиционные силы. Летом 1918 года развернулась подготовка к решительному наступлению в районе Витторио Венето, и нужно было знать о силах противника в этом районе. Решили в тыл австрийцам послать разведчиков. Из-за гористой местности разведрейды требовали при переходе больших усилий и времени. Связь могла осуществляться лишь голубиной почтой, а с корзиной за плечами по горам карабкаться неудобно. Не оставалось ничего другого как воспользоваться самолётом.

Опять же, из-за рельефа местности посадка самолёта в тылу противника в дневное время была трудновыполнима: удобные площадки были наперечёт и уже использовались противником. Поэтому начальник британской разведки в Италии майор Д. Картер решил воспользоваться парашютом. Британцы привезли 10 парашютов Кэлтропа, и в июне на аэродромах Гросса и Сан-Пелагио прошли их испытания. Парашютистами и пилотами были британские авиаторы, первый прыжок был с британского самолёта RE.8, второй — с нового двухмоторного итальянского «Савойя-Помилио» S.P.4. Он напоминал по схеме французский «Кодрон» G.4, и были опасения, что при раскрытии парашют может зацепиться за элементы самолёта. Придумали опустить парашютную сумку пониже с помощью специального приспособления — выводной штанги. Парашютная сумка крепилась к алюминиевому поддону и в перевёрнутом виде фиксировалась к переднему концу штанги, которая ставилась на замок под носовой частью гондолы. Задний конец штанги крепился шарнирно в хвосте гондолы. Длинный фал тянулся от парашюта к привязной системе парашютиста, сидевшего в кабине заднего стрелка лицом к хвосту. Эту кабину переделали: торец гондолы и полик за сиденьем обрезали, сиденье сделали откидывающимся вниз. Со стопора его снимал летнаб, потянув за рычаг: сиденье откидывалось, и парашютист падал вниз. Одновременно открывался замок штанги, и она выводила парашютную сумку под самолёт. Под весом парашютиста фал натягивался и вытаскивал парашют из сумки. После этого штанга с пустым поддоном поднималась летнабом под гондолу.

Во время пробного прыжка, который выполнял капитан Боуэн, разорвало парашют, а его фал оказался между ног Боуэна. Было больно, скорость снижения оказалась в два раза больше, но прыжок завершился удачно. Также решили для ночной выброски выкрасить купол парашюта в чёрный цвет.

​Системой заинтересовались и другие союзники. Итальянцы и британцы показывают самолёт представителям ВВС Франции и США - Лётчик как лучший друг диверсанта | Warspot.ru
Системой заинтересовались и другие союзники. Итальянцы и британцы показывают самолёт представителям ВВС Франции и США

Выполнить задачу вызвались четверо добровольцев — лейтенанты А. Тандуро, П. Барнабо, А. Паван и Ф. Николозо. Парашютов было мало, из-за чего никаких тренировочных прыжков им не дали, просто посоветовали в воздухе держать ноги вместе и стиснуть зубы. 9 августа 1918 года была проведена первая миссия: в районе Витторио Венето ночью планировалось высадить А. Тандуро. С собой агент взял гражданскую одежду, корзину с голубями, оружие и небольшие зажигательные бомбы. Пилотом был капитан У. Баркер, «оператором» и штурманом — капитан В. Бенн. Чтобы помочь лётчикам не сбиться с направления, от аэродрома до передовой были зажжены сигнальные лампы. Пока летели, Тандуро изрядно замёрз — шёл дождь, был сильный ветер, но выпить припасённую граппу он не успел: долетели быстро, капитан Бенн потянул рычаг, и сиденье упало. Приземлился Тандуро нормально и без травм.

Баркер же полетел дальше и сбросил несколько бомб на австрийцев — чтобы не раскрывать истинную причину полёта. Тандуро закопал парашют и сделал отметку на земле о благополучной посадке (через пару дней Баркер вернулся днём и обнаружил сигнал). В тылу агент развернул бурную деятельность: кроме сбора разведданных он провёл несколько диверсий, завербовал австрийского офицера, сформировал партизанский отряд, был дважды схвачен австрийцами и дважды бежал. Он случайно оказался свидетелем гибели итальянского бомбардировщика Са.5 со смешанным итало-американским экипажем. Тандуро успел до прибытия австрийского патруля взять у убитых пилотов документы, снять пулемёт и забрать патроны. В конце концов через три месяца приключений он счастливо вышел к своим. Вот такой был везунчик! 23 октября в тыл противника был выброшен Ф. Николозо, но, так как с местом выброски пилот значительно ошибся, на следующую ночь вынуждены были сбросить Барнабо. Все прошло удачно, агент выполнил задание.

​Лоуренс Аравийский в задней кабине «Файтера», фото 1921 года - Лётчик как лучший друг диверсанта | Warspot.ru
Лоуренс Аравийский в задней кабине «Файтера», фото 1921 года

Большую помощь оказывала британская авиация ближневосточному агенту Лоуренсу Аравийскому: самолёты осуществляли воздушную разведку турецких тылов и огневую поддержку арабской кавалерии, занимались снабжением, связью, вывозили людей. Чтобы часто не сажать самолёты в пустыне, в конце войны приспособили «Бристоль» F2b для установки парашюта, но не успели применить его на этом ТВД.

Эти миссии, естественно, не афишировали, но идея в прямом смысле витала в воздухе. В межвоенный период дошло до массового десантирования в тыл противнику «пехотных ратей и коней стальных». Но это уже другая история.


Андрей Никифоров


Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Читайте нас:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх