Дуэль Онегина и Ленского. Иллюстрация к «Евгению Онегину». Изображение с сайта artchive.ru
«Теперь сходитесь». Хладнокровно, Еще не целя, два врага Походкой твердой, тихо, ровно Четыре перешли шага, Четыре смертные ступени. Свой пистолет тогда Евгений, Не преставая наступать, Стал первый тихо подымать. Вот пять шагов еще ступили, И Ленский, жмуря левый глаз, Стал также целить – но как раз Онегин выстрелил… Пробили Часы урочные: поэт Роняет молча пистолет» («Евгений Онегин», А. С. Пушкин)
История огнестрельного оружия. Бывает так, что история огнестрельного оружия тесно связана с историей людей, которые им пользовались. Вот и дуэльные пистолеты… Как можно рассказывать про них и не вспомнить две знаменитые в истории России дуэли: Пушкина и Лермонтова, отнявшие у нас два дарования в области литературы, составивших славу своему Отечеству. Но долг перед Отечеством одно, а долг перед своей дворянской честью нечто совсем другое. Да и вообще великий поэт – это часто одно, а вот человек – нечто совсем другое. Например, в том же полицейском отделении Петербурга Пушкина-поэта никто не знал. Там про него было написано буквально следующее: «А. С. Пушкин – известный банкомёт». Сам же Александр Сергеевич любил не только в картишки сыграть, но и… позлословить. В дневнике своём он, например, записал:
«О том, что Дантес предаётся содомскому греху, стало известно мне первому, и я с радостью сделал эту новость достоянием общества.»
Дуэльный капсюльный пистолет работы мастера Бабякина, А. С. Тула, около 1840 г. Материал, техника: сталь, дерево; резьба, воронение, инкрустация жёлтым металлом, дамаскировка. Длина: 42 см; длина ствола: 25 см; ложа 30 см. Инвентарный номер З.О.-974. Фото Государственного Эрмитажа
А теперь ещё раз вспомним, что в 1837 году на дуэли его убил именно Дантес, хотя формально дуэль произошла из-за женщины. Но опять-таки, Пушкин жил во время расцвета дуэльной культуры в России, и дуэль его с Дантесом была отнюдь не первой по счёту, а… 25! И почти на все эти дуэли вызывали не его, а вызывал он сам!
А какая же к тому была причина или причины? Современники Пушкина отмечали, что он был задиристым и весьма вспыльчивым человеком. Его друг ещё со времён учёбы в лицее Иван Пущин писал о нём:
«Пушкин с самого начала был раздражительнее многих и потому не возбуждал общей симпатии. В нём была смесь излишней смелости c застенчивостью, и то и другое невпопад, что тем самым ему вредило. Главное, ему недоставало того, что называется тактом.»
И в то же время люди, его знавшие, отмечали и его доброту, и гуманность. И, кстати говоря, его «дуэльная история» всё это хорошо подтверждает, причём она настолько интересна, что имеет смысл привести её здесь целиком.
Начнём с самого первого вызова 1816 года. Тогда 17-летний Пушкин вызвал на дуэль своего родного дядю Павла Ганнибала по причине того, что тот отбил у него на балу девицу Лошакову. Дуэль, однако, была отменена.
В 1817 году Пушкин вызывает на дуэль своего друга Петра Каверина из-за сочинённых им шутливых стихов. И эта дуэль также была отменена.
Пистолет капсюльный дуэльный с шомполом. Германия, Россия, Санкт-Петербург (замок) Датировка конец XVIII-середина XIX в. Материал, техника: сталь, дерево, белый сплав, медный сплав; ковка, резьба, чеканка, инкрустация белым и жёлтым металлом. Длина: 45 см; длина ствола: 30,2 см; ложа: 29,5 см. Инвентарный номер З.О.-8408
1819 год был для Пушкина богат на вызовы. Для начала он вызвал на дуэль собрата по перу поэта и будущего декабриста Кондратия Рылеева. Тот, видите ли, в одном из светских салонов про Пушкина обидно пошутил. Но и эту дуэль отменили.
Затем уже самого Пушкина на дуэль вызвал другой его друг Вильгельм Кюхельбекер. Причиной стала обида Кюхельбекера теперь уже на пассаж Пушкина, написавшего: «кюхельбекерно и тошно». И тут уже дело дошло до стрельбы: Кюхельбекер выстрелил, а вот Пушкин стрелять в него не стал. И, конечно, теперь мы уже никогда не узнаем – то ли он просто промахнулся, то ли нарочно выстрелил мимо…
В данном случае внимание следует обратить на то, что во время этой дуэли и Пушкин, и Кюхельбекер использовали кремневые пистолеты, то есть пистолеты с ударным батарейным замком. И вполне возможно, что описание дуэли Онегина с Ленским было им сделано на основании личного опыта. И именно с использованием пистолетов Ле Пажа. Да и как могло быть иначе? Он, Пушкин, и вдруг какие-то второсортные пистолеты… Вне всякого сомнения были взяты самые лучшие, чтобы никто по этому поводу ничего дурного не сказал. «Мнение света…», а то как же!
Кстати, в этом же году случилась и третья пушкинская дуэль, причём совсем уж по нелепому поводу, который самого Пушкина не затрагивал никоим образом. Судите сами: Пушкин вызвал тогда на дуэль Модеста Корфа, чиновника министерства юстиции, только потому, что его слуга, напившись, стал приставать к слуге Корфа, а тот взял, да и избил малого. Но, по счастью, и эту дуэль удалось отменить и решить дело примирением.
Тот же год, четвёртая дуэль и вызывающий опять Пушкин. На этот раз виноват был некий майор Денисевич, который всего лишь сделал Пушкину замечание, когда тот расшумелся в театре и стал кричать на артистов. Дуэль не состоялась.
Новый 1820 год ознаменовался сразу двумя вызовами: на дуэль Пушкиным были вызваны Федор Орлов и Алексей Алексеев. И опять же потому, что сделали ему замечание, когда он, будучи пьяным, стал играть в бильярд и при этом всем мешал. Дуэль отменили и на этот раз, а ведь и тот, и другой вполне могли бы… с ним покончить, и тогда карьера великого поэта просто бы не состоялась. Но: «Судьба Евгения хранила…»
1821 год и очередная дуэль с офицером-французом Дегильи. Обстоятельства ссоры неизвестны, но вызов был сделан, однако дело уладилось миром.
Первая дуэль в 1822 году была совсем особой. Теперь уже Пушкина вызывает подполковник Семен Старов по причине того, что оба они предавались карточной игре и… не поделили ресторанный оркестрик в тамошнем казино. Причина – глупее не придумаешь. Но дело дошло до стрельбы, оба дуэлянта выстрелили, но промахнулись. И опять-таки использовались пистолеты с кремневым замком. Других тогда попросту не было.
Вторая дуэль 1822 года. Причина – ссора Пушкина с 65-летним статским советником Иваном Лановым на праздничном обеде. До стрельбы дело не дошло.
1822 год. Пушкин в Молдавии и, конечно же, нашёл к кому придраться: решил вызвать на поединок молдавского вельможу Тодора Балша, причём хозяина дома, в котором он в это время гостил. Видите ли, недостаточно учтиво ему ответила на некий заданный ей вопрос супруга Тодора, Мария. И тут дело миром уже не кончилось. И гость, и хозяин стрелялись, но промахнулись. История, очень наглядно рисующая нам портрет нравов того времени и отношения мужчины к женщинам. Кстати, ведь и сам хозяин мог бы просто велеть слугам вытолкать эдакого хама из дому взашей, да ещё и наподдать хорошенько, а он пошёл с ним стреляться, рискуя оставить вдовой любящую его жену. Каков эгоизм, не так ли? Нет, всё-таки люди того времени особым умом явно не отличались.
Видимо, жаркий климат Молдавии пошёл Пушкину во вред. Всё в том же 1822 год он вызывает на дуэль ещё и бессарабского помещика Скартла Прункуло. Тот был секундантом на дуэли, и Пушкин тоже был там секундантом, и они… поспорили о её правилах. Но дуэль всё же отменили.
Богат был 1822 год на дуэли, богат. Очередная дуэль, и тоже не состоявшаяся, была у Пушкина с Северином Потоцким. Поспорили за обедом о крепостном праве. Но примирились.
Пистолет кремневый с шомполом. Материал, техника: сталь, дерево. Инвентарный номер З.О.-858. Фото Государственного Эрмитажа
Ещё одна дуэль 1822 года. Пушкин вызван штабс–капитаном Рутковским. Ну не поверил он, что градины весом в 3 фунта бывают, поднял капитана на смех, но всё-таки дуэль не состоялась.
Всё тот же 1822 год, и знойный Кишинёв, где Пушкин изучал молдавский язык, писал «Кавказского пленника», «Бахчисарайский фонтан» и самым активным образом танцевал на балах у молдавских «бояр» и местных русских чиновников, играл в карты и… влюбился в Людмилу Инглези – красавицу-цыганку, жену богатого помещика. И не просто влюбился, а находился с ней в любовной связи (во всяком случае, местные легенды так говорят!). Ну и понятно, что муж про это узнал. Жену запер в чулане, а повесу-поэта вызвал на дуэль. И вряд ли бы на этот раз подобная вольность сошла Пушкину с рук, но… о дуэли донесли генералу Инзову, под началом у которого поэт состоял, и он принял меры к недопущению поединка. Пушкина посадил на гауптвахту на десять дней, а помещику Инглези приказал немедля уезжать вместе с женой за границу.
1823 год. Вызов на поединок молодого писателя Ивана Руссо из-за личной неприязни к нему со стороны Пушкина. До выстрелов дело не дошло.
В 1826 году поэт обиделся на Николая Тургенева, одного из руководителей Союза благоденствия и члена Северного общества, который ругал его стихи, и особенно – эпиграммы. Но дуэль не состоялась, хотя повод был серьёзный, что и говорить.
В 1827 году очередной вызов на дуэль из-за «любви». Пушкин стал проявлять интерес определённого свойства к даме офицера Владимира Соломирского. Он вызвал Пушкина на дуэль, однако она не состоялась.
1828 год. Тут уж Пушкин явно «закусил удила», потому что бросил вызов не кому-нибудь, а министру просвещения Александру Голицыну. Поводом стала дерзкая эпиграмма Пушкина на министра, который его за это вызвал к себе и отчитал. Но и эта дуэль не состоялась.
В 1828 году вполне могла состояться дуэль Пушкина с неким Лагрене – секретарём французского посольства, из-за неизвестной девушки на балу, однако не состоялась.
В 1829 году чиновник министерства иностранных дел Хвостов обиделся на Пушкина за то, что в своей эпиграмме поэт сравнил его со свиньёй. И не Хвостов в итоге вызвал Пушкина, а Пушкин Хвостова. Но и этой дуэли случиться было не суждено.
В 1832 году поэт уже состоит в счастливом браке, у него красавица жена – ну утихомирься, сиди и пиши свои вирши, но нет, без вызова на дуэль и тут не обходится. Причём теперь уже Пушкина на дуэль вызвал офицер генерального штаба, прапорщик Александр Зубов. Зубов жульничал в карты, и Пушкин его уличил. И за дуэлью дело не стало! Однако Зубов, по счастью, промахнулся, а вот Пушкин даже отказался от выстрела.
1836 год – очередная дуэль. Пушкин вызвал князя Николая Репина. Князь возмутился написанными о нём стихами, ну и разглашёнными, конечно. Но стороны пришли к замирению.
Пистолеты кремневые с шомполами (пара) Место создания: Испания, Рипой. Датировка около 1660-1670 гг. Материал, техника: сталь, дерево, медный сплав; ковка, резьба, чеканка. Длина: 37 см; длина ствола: 25,5 см; шомпол: 24 см. На таких пистолетах во времена Пушкина уже, конечно, не стрелялись. Но раньше… почему бы и нет? Инвентарный номер З.О.-299. Фото Государственного Эрмитажа
1836 год. Опять зачинщик Пушкин и опять причина его стихи в отношении одного из чиновников министерства иностранных дел Семена Хлюстина, который посмел выразить своё неудовольствие написанными о нём стихами. И вновь дуэль отменяется. Впечатление такое, будто бы поэт постоянно ищет, кого бы задеть своими стихами, и затем, когда ему высказывают своё неудовольствие – а кому понравится, когда тебя сравнивают со свиньёй, – следует вызов на дуэль, которая затем заканчивается примирением сторон.
Всё тот же 1836 год. Третья дуэль, вернее, ссора Пушкина с Владимиром Сологубом, нелицеприятно высказавшимся о жене поэта. Вот тут уж вроде бы надо драться насмерть, ведь задета честь любимой женщины. Но… и эта дуэль была отменена.
Черёд роковых, по сути, вызовов продолжается. В конце 1836 года Пушкин вновь решается на поединок. Вызванный – французский офицер на русской службе Жорж Дантес, а вот причина весьма деликатного свойства – анонимное письмо, в котором утверждалось, что Пушкин – рогоносец, так как его супруга ему неверна, а кроме как на Дантеса не на кого было подумать.
И вот последняя дуэль Пушкина в январе 1837 года, в которой роковой выстрел Дантеса обрывает его жизнь. Собственно, дальше особо рассказывать нечего, все перипетии этой истории известны очень хорошо. Хотя о самой дуэли сказать, разумеется, необходимо. Получается, что дуэль Пушкина с Дантесом носила… продолжительный характер. Сначала он вызвал Дантеса на дуэль. И тот принял вызов. Однако через неделю он посватался к Екатерине Гончаровой – родной сестре Натальи – жены Пушкина, и Екатерина, будучи влюблена в Дантеса, сказала «да». И Пушкин свой вызов тут же отозвал.
Но мир между ними восстановлен так и не был. Пушкин написал весьма злоречивое письмо приёмному отцу Дантеса Луи Геккерну, и тот от лица Дантеса вызвал его на дуэль.
Пара капсюльных дуэльных пистолетов мастера Рехенмахера, Германия, Веймар ок. 1845-1850 гг. Материал, техника: сталь, дерево; ковка, резьба, воронение, инкрустация золотом, золочение. Длина: 37,1 см; длина стволов: 22,6 см. Инвентарный номер З.О.-75. Фото Государственного Эрмитажа
В итоге поединок между ними состоялся уже на следующий же день, 27 января, на пустыре у Чёрной речки около 17:00. Был сильный ветер, но погода стояла ясная, хотя снега нападало до колен. Условия дуэли были таковы: противники должны были встать друг от друга на расстоянии в 20 шагов и в 5 шагах от самих барьеров, причём расстояние между ними составляло всего лишь 10 шагов.
По сигналу противники должны были идти к барьерам и стрелять при этом с любого расстояния, но самих барьеров не переступать. В случае промаха дуэль должна была начаться заново на тех же условиях, и так до тех пор, пока кто-нибудь из дуэлянтов не будет убит!
Адриан Волков. Последний выстрел А. С. Пушкина
Данзас – секундант Пушкина махнул шляпой, Дантес и Пушкин начали сходиться. И Пушкин первым подошёл к своему барьеру, остановился и начал целиться. И тут Дантес, ровно одного шага не дойдя до своего барьера, выстрелил первым с расстояния примерно 7 метров (11 шагов). Пуля угодила Пушкину в живот, и он упал.
Однако дуэль продолжалась. Пушкин заявил, что будет стрелять, но так как при падении снег попал на его пистолет, Данзас дал ему другой. Дантес в это время стоял к нему, повернувшись боком и прикрывая грудь правой рукой.
Пушкин приподнялся, выстрелил, и... тут уже упал Дантес. На вопрос – куда он ранен, Дантес ответил, что ранен в грудь, на что Пушкин крикнул: «Браво!» Вот так эта дуэль и завершилась.
Схема дуэли Пушкина и Дантеса. Рис. А. С. Шепса
Дантес был ранен в руку и контужен пулей в грудь, а вот Пушкину совсем не повезло: пробила ему берцовую кость и попала в живот, где и осталась. Такая рана в то время была смертельной, к тому же она наверняка была загрязнена частицами одежды, да и сама была грязной, что вызвало у него по заявлению врачей «воспаления больших вен в соединении с воспалением кишок».
Кроме того, пока Пушкина доставили домой, он потерял много крови, так как у собиравшегося в спешке Данзаса не оказалось при себе даже бинтов, чтобы хотя бы как-то перевязать ему рану.
[center]Почему-то никто никогда не стрелялся вот из этого оружия: тромблон кремневый Место создания: Закавказье. Датировка сер. XIX в. Материал, техника: сталь, белый сплав, медный сплав, кость; литье, ковка, резьба, чеканка, инкрустация, чернение. Длина: 38,2 см; длина ствола: 28,6 см. Инвентарный номер В.О.-5792. Фото Государственного Эрмитажа
Ну а теперь, под занавес несколько совсем уже интересных фактов, связанных с этой дуэлью и смертью нашего великого поэта.
Вот, например, что сообщал о том, что было после дуэли, корреспондент немецкой газеты Blatter fur literarische Unterhaltung («Листок для занятий словесностью»):
«Незадолго до смерти Пушкин обратился к Государю с просьбою обеспечить свою семью, оставляемую им в бедности. Император вместо ответа послал к нему своего духовника, чтобы спросить: отрицает ли он Бога? Пушкин объявил, что раскаялся и освободился от всех сомнений. Получив этот ответ, Государь объявил, что он жалует его вдове пенсию и принимает детей на воспитание в казённые учреждения. Об этом Пушкин получил записку, написанную собственноручно Государем Николаем Павловичем карандашом.»
И надо сказать, что слово своё российский самодержец сдержал. Над детьми и имуществом Пушкина была учреждена специальная опека, которой было поручено заплатить его долги. Причём только долг государственной казне Пушкина составлял 43 333 рубля 33 копейки, и всю эту сумму Николаем было приказано списать. Что же касается множества частных долгов, которых набралось на 92 тысячи 500 рублей, то император оплатил и это. Кроме того, вдове и дочери было решено платить пенсион до замужества и отдать сыновей в пажи с выплатой каждому 1500 рублей до поступления на службу, а также издать за казённый счёт в пользу вдовы и её детей собрание сочинений поэта и ещё единовременно выплатить семейству 10 тысяч рублей.
Далее считается – и в стихах об этом писала даже Марина Цветаева, что хоронили Пушкина едва ли не тайно, а гроб сопровождал лишь чиновник почтового ведомства и А. И. Тургенев – друг поэта. Однако корреспондент немецкой газеты Frankfurter-Oder-Postamt Zeitung («Ведомости почтамта Франкфурта-на-Одере») прощание с поэтом описал совершенно иначе:
«Александр фон Пушкин, знаменитейший из русских поэтов, скончался в возрасте 37 лет. Его отец ещё жив и владеет в Псковской губернии имением, в которое было отвезено тело покойного по совершении над ним последнего церковного обряда. В присутствии толп молящихся в день его отпевания можно было судить о том сочувствии всего общества, которое было возбуждено его смертью, вследствие его литературной славы, приобретённой покойным во всей России. На церковную службу, назначенную в Конюшенной церкви, собрались бесчисленные толпы из всех слоёв общества. Среди молящихся можно было заметить как самых важных особ, так и многих иностранных дипломатов.»
И, скажем так, какой смысл был ему искажать тогда истину? Вячеслав Шпаковский