Каменец-Подольская крепость
Под властью Турции
Гетманщина сохраняла внутреннюю автономию, свободу от турецких податей и обязалась помогать султану своим войском.
Лично для себя Дорошенко выторговал несменяемость с гетманского сана и наследование в его в своей семье. Протурецкая позиция вызвала гнев многих простых казаков. Часть из них перешла под власть нового гетмана Левобережья Многогрешного, другие – под стяги запорожского атамана Суховея (Суховеенко) уманского полковника Ханенко. Михаил Ханенко был признан гетманом части Правобережной Украины (три самых западных полка). И признал власть Польши.
Дорошенко при помощи турков отразил нападение Ханенко и Суховея (его поддерживали крымцы). Султан Мехмед IV сделал крымским ханом Селим-Гирея, который был верным вассалом Порты и все свои действия согласовывал с Константинополем. Селим вступил в союз в Дорошенко, казаки и крымцы в третий раз обрушились на Западную Украину, подвластную Польше.
Польская шляхта, как обычно, не спешила садиться на коней и браться за сабли. Отчаянно отбивались от врага лишь казаки Ханенко. Но гетман Ханенко получил неожиданную помощь от запорожского кошевого Ивана Сирко (Серко).
Это была легендарная личность. Родился на Харьковщине, в семье слободских казаков, затем ушёл на Сечь. Проявил уникальные военные дарования и по легендам имел «особые», «чудесные» качества. Турки боялись его и называли его «Урус-шайтан» («русский чёрт»). И пугали его именем детей. При этом сам Сирко отличался редким великодушием, бескорыстием и благородством, настоящий запорожский «лыцарь». Не бил слабого врага, не брал ничего из добычи, был непьющим, что для казака было редкостью. Прославился как ревностный защитник русской веры. Воевал с турками и крымцами, за свободу Западной Руси (Украины) с Хмельницким.
Однако будучи уже винницким полковникам отказался приносить присягу русскому царю и вернулся в Запорожье. Сирко принципиально отстаивал традиции Сечи, возрождая независимое «лыцарское братство». К нему тянулись как благородному и честному человеку, стекались казаки, уставшие от раскола, измен и распрей гетманов и полковников. Он не принял раздел Украины, когда открылось, что Дорошенко отдался туркам. Разорвал отношения с ним.
Сирко разорил тылы противника. Это отвлекло крымцев. Польский коронный гетман Собеский разгромил противника в битве под Брацловом (август 1671 года) и Кальником (октябрь 1671 года). Это дало повод Турции вмешаться в войну.
Султан потребовал от короля, чтобы тот не нападал на
«казацкую державу со всеми её уездами»,
требовал отвести войска, угрожая начать войну.
Турецкое вторжение
Поляки встревожились.
В Москву направилось очередное посольство просить о союзе. Вопрос был сложным. Турция была угрозой для обеих христианских держав. Однако Варшава была сомнительным союзником.
В Москве помнили, как паны вели себя во время русско-шведской войны, натравливали крымскую орду, как нарушали соглашения, когда было выгодно. Теперь Польша умоляла о помощи. И одновременно паны устроили гонения на православных. Многим пришлось бежать.
Также поляки предлагали России пустить в страну иезуитов, разрешить строить католические храмы. Русская сторона иезуитов и костёлы сразу отвергла. С необходимостью антитурецкого союза соглашались, но взамен предлагали Польше признать власть России над Киевом. От конкретных планов уклонились, обещали помощь отрядов донских казаков, калмыков и ногаев.
Москва пыталась решить конфликт дипломатическим путём. В Стамбул было направлено посольство, султаны предложили присоединиться к мирному договору России и Речи Посполитой. Русский государь Алексей Михайлович предупреждал Порту, что в случае нападения турок на Польшу мы окажем ей помощь. Великий визирь высокомерно потребовал, чтобы русские оставались в стороне от «польских дел».
Россия отказалась от ежегодных подарков крымскому хану, крымских послов сослали в Вологду. Началась подготовка к войне.
Москва попыталась найти союзников в Западной Европе. Посольства Алексея Михайловича отправились в Англию, Францию, Швецию, Испанию, Австрию и Рим. Предлагалось совместно выступить против
«общего христианского неприятеля».
Однако западным странам было не до Турции.
Османы далеко. Есть проблемы ближе и важнее. Австрийцы были недавно разбиты турками и воевать пока не хотели. Римский папа Климент откликнулся, но только с целью склонить Москву с «сотрудничеству», реанимировать проекты унии. В итоге союзников не нашли.
Война в Константинополе была уже решена. Уже в конце 1671 года гетман Дорошенко получил сильные подкрепления из татар и турок. И перешёл в контрнаступление. Затем султан Мухаммед прислал полякам резкий выговор за то, что они тревожат владения
«невольника высокого порога нашего»
Дорошенко.
Польский король пытался оправдаться, писал, что Украина
«от веков была наследием наших предшественников»,
да и Дорошенко – его подданный.
Турция начала войну. Весной 1672 года за Дунай двинулась огромная османская армия – 100–150 тыс. человек. Войсками руководили сам султан и великий визирь Фазыл Ахмед-паша. Польша смогла выставить навстречу только небольшой отряд Лужецкого (несколько тысяч воинов). На Южном Буге он потрепал передовые отряды врага, а затем отступил в Ладыжин, к казакам Ханенко. Турки осадили их. А главные силы потекли по западнорусским дорогам.
Султан Османской империи, правивший в 1648–1687 гг., Мехмед IV.
Новая свара на Украине
А на Левобережье затевалась новая свара.
Гетман Многогрешный, когда в войну вступила Османская империя, начал думать, а не пора ли снова перекинуться в стан Дорошенко?
Другие представители казачьей старшины мечтали о гетманской булаве. И как только Многогрешный подставился, тут же его сдали Москве. Генеральный писарь Мокриевич, войсковой обозный Забелло, судьи Домонтович и Самойлович, переяславский, нежинский и стародубские полковники сообщили царским воеводам, что гетман сносится с Дорошенко и соглашается признать власть Порты. Воеводы медлить не стали. Многогрешного низложили и отправили в Москву.
Боярская дума приговорила его к смерти, но государь помиловал, отправил в ссылку в Сибирь. Там он ещё хорошо послужил России, бился с монголами, руководил успешной обороной Селенгинского острога. Перед смертью принял постриг.
Старшина, избавившись от Многогрешного, сцепилась между собой. Борьба за место гетмана, интриги, склоки и ложь. В гетманскую столицу, Батурин, прибыл Сирко, выяснял, какого кандидата поддержать запорожцам. Однако он был слишком популярен среди простых казаков. Его славы боялись. Атмана оклеветали, что он враг царя, служит полякам.
Сирко арестовали, отвезли в Москву и отправили в ссылку в Тобольск. Но быстро опомнились, что такие командиры нужны на войне с турками, и вернули на Украину.
Основным претендентом на место гетмана считался второй человек в войске, опытный интриган Мокриевич. Он подмял под себя местную систему управления. Но при поддержке царских воевод Ромодановского и Ржевского 17 июня 1672 года на раде в Конотопе гетманом был избран генеральный судья Иван Самойлович.
Это был первый со времен Богдана Хмельницкого гетман Левобережья, который сохранял верность Москве, хотя ранее поддерживал мятеж Брюховецкого.
Гетман Левобережья Иван Самойлович (1672–1687)
Разгром Польши и Бучачский мир
Тем временем война на Украине продолжалась.
Польский король Михаил Вишневецкий (его с большим трудом избрали в 1669 году) пытался собрать армию. Однако он имел сильную оппозицию среди магнатов, против него выступал великий коронный гетман Собеский, шляхта срывала сеймы. Назревала гражданская война.
В Москве рассчитывали, что Польша всё же перед угрозой турецкого вторжения мобилизует силы и даст отпор. Турки увязнут в осадах крепостей. В это время Россия отвлечёт врага нападением на Азов и Крым. Однако османы не увязли.
Польские паны надеялись на сильную крепость Каменец-Подольский –
«ключ к Подолью».
Город подготовили к осаде. Но гарнизон был небольшим – 1,5 тыс. человек под началом Потоцкого.
12 августа 1671 года турки вышли к крепости и вскоре начали активные боевые действия. Крепость продержалась только до конца месяца. Потоцкий сдал Каменец. Церкви были превращены в мечети, кладбища разрушены. То есть турки собирались сделать город мусульманским. Дальше останавливать султанскую армию было некому. Почти не встречая сопротивления, османы продолжили победоносное движение. Турки осадили Бучач.
28 сентября вошли во Львов.
Король и паны были в полной панике. Денег нет, армию собрать не удалось. А вдруг враг пойдёт на Варшаву?
Поляки согласились на все требования османов. В октябре 1671 года был подписан Бучачский мир. Польша признавала Дорошенко подданным Турции. Польский престол отказывался от Подольского и Брацлавского воеводств, южная часть Киевского воеводства отходила Дорошенко. Подолье и Каменец напрямую входили в состав Турецкой империи как Каменецкий пашалык. Варшава платила османам вознаграждение на военные расходы и обязалась выплачивать ежегодную дань. Турецкая армия отошла на зиму за Дунай.
На Азов и Крым
Ещё весной 1672 года царское правительство дало указание Донскому войску, Запорожской Сечи и калмыкам тайши Аюки организовать походы на Азов и Крым. Донскому атаману Яковлеву предлагалось атаковать побережье и суда Турции и Крымского ханства (ранее это было строжайше запрещено). Калмыцкая орда и астраханские татары должны были идти к Керчи или Перекопу и громить крымцев. Запорожцам по Днепру указано было выйти в Чёрное море и громить неприятеля. Запорожским казакам направили некоторое число стругов и чаек (суда), пушки и боеприпасы. Крымская орда весной направила основные силы на помощь султанской армии и Дорошенко, поэтому полуостров имел слабую защиту.
Организовать походы получилось только в августе.
20 августа донцы (около 5 тыс.) пришли под Азов. В конце августа казаки атаковали сторожевые башни-каланчи, которые запирали выход с Дона. Артиллерия разбила одну башню до подошвы, другую – наполовину. Затем отступили. В октябре получили новый царский приказ – разрушить каланчи, но Азов не трогать.
На помощь донцам прибыли отряды калмыков. Казаки и калмыки в октябре снова ходили к Азову и разорили его окрестности. Калмыки, после действий под Азовом, совершили рейд к Перекопу и разорили ряд крымских улусов. Запорожцы решили выступить по суше, так как не приготовили судов. 9 тыс. отряд возглавил атаман Вдовиченко. Казаки вышли к Перекопу, но ничего не добились, рассорились и свергли Вдовиченко. Вернулись в Сечь.
Таким образом, своевременно организовать предупредительные походы и отвлечь неприятеля от Польши не удалось. Однако действия казаков обеспокоили Крым и Турцию, в последующие кампании часть их сил была отвлечена на оборону этих направлений.
Успехи Турции в войне с Речью Посполитой весьма встревожили Москву.
Дорошенко теперь выставлялся гетманом всей Украины, за ним стояла могущественная Порта. Были получены сведения, что следующая атака противника обрушится на Левобережье. Что турки возгордились своими легкими победами над ляхами и теперь желают покорить Русскую державу. Был объявлен сбор чрезвычайного налога на войну.
Поляки тайно прислали посольство, предлагали русскому государю направить армию на Правобережье. Уверяли, что Польша немедленно разорвёт Бучачский мир, русские и поляки будут вести наступление на Дунае.
Однако было очевидно, что Варшава хочет выкрутиться за счёт России. Поэтому план войны на 1673 год был чисто оборонительным. Османов решили не задевать, а если полезут, встретить на Днепре. Также переманивать на свою сторону заднепровских казаков.
Армия Ромодановского выступила на Украину, соединилась с казаками Самойловича. Из ссылки вернули Сирко. Атаман вернулся к запорожцам с большим обозом боеприпасов.
Продолжение следует…
Самсонов Александр
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: