Линия Маннергейма с нашего наблюдательного пункта еще недавно выглядела мирным финским ландшафтом. Густой лес покрывал ее. На деревьях были большие шапки снега. На высотах все было тихо, только камни, снега и голые деревья, вспоминал майор С.Степанов из 123-й стрелковой дивизии, рассказывая о боях в Финляндии.
Доты линии Маннергейма находились во взаимной огневой связи. Чтобы пробить проход в системе финских укреплений, надо было ликвидировать не один дот, а целый участок системы. Для этого прежде всего следовало разведать все доты.
Если глядеть на передний край финской оборонительной линии с фронта, на нем даже при весьма внимательном осмотре не заметишь долговременных огневых сооружений. Доты финнов были хорошо приспособлены к местности и укрыты так называемой «подушкой» из камня и земли. Сверху росли деревья. Глаз наблюдателя встречал бесчисленное количество почти одинаковых скал, поросших деревьями, снежные холмы, кустарники. Среди тысяч этих приметных точек были расположены десятки дотов. Но где они?
Доты, как правило, не обнаруживали себя огнем вплоть до наступления пехоты. Но и при частном наступлении, при разведке боем, - вели огонь лишь отдельные точки, а остальные молчали.
Огневая разведка артиллерии затруднялась условиями местности. Снаряд, попадавший в камень, при разрыве давал такой же блеск и звук, как и при попадании в каменную «подушку» дота. Камень был всюду: и на дотах, и сзади них, и справа, и слева, и впереди. Простреливать каждый бугор - значит даром тратить снаряды и время. Вести огневую разведку орудиями калибром в 76 и 122 миллиметров бесполезно. Эти орудия не вскрывали «подушки» дотов даже при прямом попадании. С таким же успехом можно было разведать дот пулеметным и винтовочным огнем.
Но ведь каждая, даже внешне не обнаруживающая себя огневая точка, как-то живет. Не может быть, чтобы в течение трех-четырех суток дот не выдал себя каким-нибудь проявлением жизни.
Командир 7-й батареи лейтенант Музыкин два дня видел одно и то же: камень, деревья, на которые изредка садились вороны, снежок, осыпавший высоту. На третий день он заметил, что возле высоты как-то необычно шевелится снег. По снегу шли волны. К вечеру это повторилось. Было это похоже на движение белых стальных касок. Зачем двигаться финнам к этой высоте, если она пуста.
Лейтенант Музыкин доложил о своих наблюдениях. Он подкреплял их разумным предположением, что этот наиболее выгодный участок должен быть узлом в оборонительной системе. С него хорошо простреливались фронт и фланги.
Доводы лейтенанта казались убедительными.
Надо было заставить дот заговорить. К высоте были брошены три танка. И дот заговорил, огромный дот № 006, вооруженный орудиями и несколькими пулеметами.
Дот № 011 находился в лесу, среди больших сосен и кустов. Старший лейтенант Панов рассуждал так же, как и Музыкин. Это было подходящее место для устройства дота. Однажды бойцы обнаружили возле кустов движение касок. Потом над одной из ямок появился необычайный снежный нанос, а оттуда выдвинулась странная белая рогулька, блестевшая на солнце. Рогулька оказалась стереотрубой.
Дот № 008 был обнаружен командиром взвода разведки лейтенантом Николаевым в- районе дивизиона тов. Курбатова. Николаев наблюдал за бугром неослабно в течение двух дней и увидел в конце концов над ним еле заметный дымок. Последующая визуальная и . огневая разведка командира батареи младшего лейтенанта Жернового обнаружила долговременное сооружение.
Теперь на разведывательной схеме был детальный план всей огневой системы противника. Жирными кружками обозначены доты № 006, 008, 0021 и дзоты № 13, 14 и 19. Черной зубчатой линией показаны траншеи, соединяющие доты и дзоты. На схеме густая сеть точек - это огневые точки. И далее наблюдательные пункты, ходы сообщений и блиндажи. Все ясно. Теперь можно реально планировать артиллерийскую подготовку для всей группы.
Впрочем, артиллеристу Кириллову пришлось еще поработать и за пехоту.
На просеке у одного из дотов стояли три наших подбитых танка. Экипажи давно покинули их. Эти танки мешали вести наблюдение за дотом, а приблизиться к ним было трудно. По данным пехотной разведки, они были заняты финскими снайперами, которые использовали их как бронированные укрытия. Мы решили проверить, действительно ли в танках находятся снайперы.
Кириллов взял с собой двух человек из пехотной разведки и выполз из окопа. Почти тотчас же, едва они отползли на 60 метров, по ним был открыт огонь из танков. Кириллов зарылся в снег и наблюдал, прислушиваясь к выстрелам. Один разведчик, лежавший рядом с ним, был убит, второй ранен. Прежде чем продолжать разведку, Кириллов взял винтовки обоих товарищей, взвалил на себя раненого и пополз с ним назад. По словам бойца, танки заняты снайперами, огонь ведется через башенные щели, снайперов, очевидно, четверо.
Немедленно было передано приказание стоявшей рядом батарее 152-миллиметровых орудий открыть огонь по танкам. Два финских снайпера были убиты, двое успели скрыться.
Идет напряженная работа по оборудованию передовых огневых позиций, с которых в день атаки будет проводиться артиллерийская подготовка. Снаряды заранее раскладываются по периодам артподготовки. Проложены необходимые для передвижения дороги и тропы.
Связисты также не отстают. Учитывая опыт прошлого, когда свои же танки нарушали телефонную связь, наматывая провод на гусеницы, связисты подвешивают кабель на высокие столбы. Широко применялась и радиосвязь.
По инициативе командира стрелкового полка майора И. Рослого пехота тихо подбирается к вражеским дотам и траншеям, идущим по восточным скатам высоты 65,5, и в 60 метрах от них оборудуются исходные рубежи для атаки. Саперы проделывают проходы для танков в многорядных, доходящих до 12 рядов, надолбах.
11 февраля началось ключевое наступление Красной армии с самым мощным в истории зимней войны артиллерийским обстрелом. Практически сразу пехоте при поддержке танков удалось прорвать оборону финнов, захватив центральный ДОТ № 4. 136-я стрелковая дивизия при поддержке 39-й танковой бригады прорвалась в глубину финской обороны в направлении перешейка между озёрами Глубокое и Большое Раковое.
13 февраля командование 7-й армии сообщило о полном прорыве главной линии финских войск в районе Суоярви.
2 марта советские войска достигли южных окраин Выборга. 7 марта начались переговоры в Москве, которые продолжались несколько дней и закончились подписанием Московского мирного договора 12 марта, ключевым моментом которого стал прорыв линии Маннергейма.
Читайте нас: