Два морских боя у норвежского порта Нарвик в апреле 1940 года стали частью более масштабного сражения, продолжавшегося два месяца. Морская баталия развивалась куда стремительнее, чем сухопутная, а для немцев нападение англичан стало полной неожиданностью. Наши коллеги с портала worldofwarships.ru рассказывают о перипетиях битвы, как будто сошедшей с книжных страниц.
Операция по
Сообразуясь с этой информацией, Адмиралтейство решило атаковать противника в Нарвике и отправило туда 2-ю флотилию эсминцев под командованием капитана Бернарда Уорбёртона-Ли, которая в то время крейсировала у Лофотенских островов. В состав флотилии входили лидер Hardy (флагман) и эсминцы Hotspur, Havock, Hunter и Hostile. Все эсминцы относились к типу H, несли четыре 120-мм орудия (только на Hardy их было пять), два четырёхтрубных 533-мм торпедных аппарата и развивали ход в 35 узлов при водоизмещении 1350 т. Корабли должны были войти в Вест-фьорд, проследовать к Нарвику и уничтожить противника, а вопрос высадки десанта и освобождения города оставался на усмотрение командира флотилии.
Чего Адмиралтейство не знало, так это того, что «одним транспортом» для захвата Нарвика был сводный отряд кригсмарине из десяти эсминцев 1-й, 3-й и 4-й флотилий под началом командующего эсминцами коммодора Фридриха Бонте — эти корабли выполняли функцию десантных транспортов. Разгрузившись днём, они планировали к вечеру 9 апреля покинуть Нарвик, но их топливные цистерны были практически пусты: сыграли свою роль неэкономичные машины. Проблему усугубил тот факт, что норвежцы перехватили и потопили один из двух приданных эсминцам танкеров, а второй — Jan Wellem — не мог заправлять более двух кораблей за раз. Выход в море пришлось отложить до вечера 10 апреля.
Рассудив, что утро вечера мудренее, Бонте отправил в ночной дозор три эсминца с небольшим запасом топлива: Z-17 Diether von Roeder должен был патрулировать устье Уфут-фьорда, а Z-2 Georg Thiele и Z-11 Bernd von Arnim стали на якорь в готовности к выходу в Балланген-фьорде. Остальные семь кораблей стали на стоянку в глубине фьорда. Z-21 Wilhelm Heidkamp, Z-22 Anton Schmitt (флагман Бонте), Z-19 Hermann Künne и Z-18 Hans Lüdemann находились в порту Нарвика, причём первые два вели заправку с танкера. Z-12 Erich Giese, Z-9 Wolfgang Zenker и Z-13 Erich Koellner отстаивались на якоре в Херьянгс-фьорде. Такой была диспозиция немецких кораблей на ночь и утро 10 апреля.
Вечером 9 апреля британская 2-я флотилия вошла в Вест-фьорд. На лоцманской станции Траной Уорбёртон-Ли получил свежую, хотя и неполную информацию о противнике: в Нарвик проследовало не менее шести немецких эсминцев. Кроме того, немцы, вероятно, заминировали подходы к порту. Уорбёртон-Ли передал полученные сведения в Адмиралтейство и получил ответ, гласивший, что решение об атаке он должен принять самостоятельно, сообразуясь с обстановкой на месте. Ранним утром 10 апреля с флагмана 2-й флотилии ушла радиограмма: «Иду в бой. Атакую на рассвете».
Чтобы понять трудность стоявшей перед британцами задачи, следует помнить, что немецкие эсминцы принадлежали к типам 1934 и 1936 и были значительно крупнее и сильнее британских: водоизмещение — 2200–2400 т, скорость — 38 узлов, вооружение — пять 127-мм орудий и два четырёхтрубных 533-мм торпедных аппарата.
В 03:00 2-я флотилия начала движение вверх по фьорду. Эсминцы шли строем правого пеленга, чтобы у всех кораблей была возможность вести огонь по курсу. В 04:15 пробили боевую тревогу. Погода благоприятствовала британским планам: шквалистый ветер со снежными зарядами, видимость всего в 2 кабельтова. Атака оказалась для немцев совершенно внезапной. Хотя во многом они сами этому способствовали. Из-за разночтений в приказах командир Z-17 корветтен-капитан Эрих Холторф решил, что раз ночь прошла без происшествий, то с рассветом можно покинуть район патрулирования в устье Уфут-фьорда и уйти во временную базу. С первыми лучами солнца эсминец вернулся в Нарвик и в 04:20 встал на якорь в гавани.
А в 04:30 в гавань Нарвика ворвались британские эсминцы. Hardy вёл за собой Havock и Hunter, а Hotspur и Hostile Уорбёртон-Ли оставил в «ближнем тылу» на случай, если возникнет необходимость подавить береговые батареи. Впрочем, таковых не обнаружилось, и оба эсминца через несколько минут присоединились к остальным.
Из пяти немецких эсминцев британцы обнаружили только два — Z-21 и Z-22, тут же дали по ним торпедный залп и открыли артиллерийский огонь. В 04:35 торпеда с Hardy попала в корму Z-21. Вызванная этим детонация погребов и собственных торпед разрушила всю кормовую часть эсминца. В Z-22 угодили две торпеды с Hunter, от чего корабль разорвало пополам. Пришвартованный к танкеру Z-19 так сильно подбросило взрывами, что турбины сдвинулись с фундаментов и вышли из строя.
Поначалу немцы решили, что подверглись авианалёту, а британские корабли заметили только через несколько минут. Артиллерия Z-17, Z-18 и Z-19 открыла ответный огонь, но безрезультатно. Z-17 отстрелялся торпедами, однако из-за повреждения рулей глубины они прошли под всеми тремя британскими эсминцами.
Корабли 2-й флотилии стреляли более метко. На Z-18 была повреждена рулевая машина, из-за возникшего пожара пришлось затопить кормовой погреб. Z-17 был просто расстрелян с короткой дистанции — корветтен-капитану Холторфу пришлось отвести свой корабль к причалу и снять экипаж на берег.
Британские эсминцы поставили дымовую завесу и отошли для подготовки второго захода в атаку, которая продлилась около часа. В этот раз британцы взялись за потопление торгового флота. Среди отправленных на дно судов был и Jan Wellem с грузом столь необходимой немцам нефти.
В этой атаке немецкие моряки фактически потеряли потопленными или тяжело повреждёнными все пять эсминцев. Безвозвратные потери в личном составе достигли 150 человек, среди которых был и коммодор Бонте. Кэптен Уорбёртон-Ли имел все основания быть довольным результатами: британские корабли повреждений не получили и начали отход. Z-18 на прощение выпустил им вслед четыре торпеды, но безрезультатно.
Однако на этом бой не завершился. С правого борта из тумана возникли три немецких эсминца: Z-9, Z-12 и Z-13 под командованием капитана цур зее Эриха Бея — и с дистанции 35 кабельтовых открыли огонь. Правда, вскоре на некоторое время они стрельбу прекратили: им пришлось уклоняться от веера торпед, выпущенных Z-18. В это время Z-11 и Z-2 вышли из Балланген-фьорда и оказались прямо впереди по курсу британских кораблей, отрезав 2-ю флотилию от выхода в море. В этот момент удача англичанам изменила: Уорбёртон-Ли почему-то решил, что это пришло подкрепление из своих кораблей, и за ошибку поплатился.
В 06:57 Z-11 и Z-2 с дистанции в 15 кабельтовых открыли ураганный огонь по шедшему головным Hardy, после чего, обрезав нос флотилии противника, обменялись безрезультатными торпедными залпами с Havock. К этому моменту три эсминца под командованием Бея наконец смогли подойти на дистанцию атаки и открыли огонь по Hardy. Перекрёстный огонь немецких эсминцев быстро превратил лидера британцев в пылающую развалину: сыпавшиеся градом снаряды разрушили носовую надстройку и вывели из строя машины. Смертельно раненый кэптен Уорбёртон-Ли передал командование лейтенанту Стеннингу. Потерявший управление и теряющий ход корабль выбросился на берег в южной части Уфут-фьорда. После гибели флагмана командование 2-й флотилией принял командир Hotspur коммандер Герберт Лайман.
Британцы в долгу не остались и всадили семь снарядов в Z-2. В ответ немецкий эсминец дал трёхторпедный залп, и одна из торпед поразила Hunter. Эсминец, находясь под жестоким обстрелом, резко сбавил ход. В этот момент в него врезался неуправляемый Hotspur: чуть ранее артогонь вывел из строя его рулевую машину. Сцепившиеся корабли стали заманчивой целью для приближающихся Z-9, Z-12 и Z-13.
Ситуацию спас командир Havock лейтенант-коммандер Рейф Кураж. О развернул свой эсминец на обратный курс и вместе с последовавшим за ним Hostile бросился на немцев, попутно прикрыв дымзавесой практически остановившиеся Hunter и Hotspur. Манёвр удался: противник прекратил преследование. Hunter тонул, и спасти его было невозможно. Havock и Hostile направились к выходу из Уфут-фьорда. Hotspur также ушёл, управляясь машинами.
Эрих Бей не стал преследовать уходящего противника. Это решение командира 4-й флотилии дорого обошлось немцам. На выходе из Уфут-фьорда британцы получили «утешительный приз»: им удалось потопить судно снабжения Rauenfels, направлявшееся в Нарвик с грузом снарядов и торпед для эсминцев.
В устье Уфут-фьорда многострадальные эсминцы 2-й флотилии встретились с отправленным им на помощь соединением кэптена Ятса, которое состояло из крейсера Penelope и эсминцев Bedouin, Eskimo, Punjabi и Kimberley. На этом злоключения 2-й флотилии пока что закончились.
За бой 10 апреля Бернард Уорбёртон-Ли и Фридрих Бонте посмертно были награждены
Редакция Warspot
Читайте нас: