Есть оружие дальнобойное в пространстве, и есть оружие дальнобойное во времени. Фотоаппарат на войне, кинокамера – это оружие, которое находит свои цели (своих зрителей) спустя столетия после отгремевших сражений.
Вот почему сегодня в информационном пространстве нагло маршируют войска Гитлера, как маршировали они по нашим полям горьким летом 1941 года. Умело снятые профессионалами из пропагандистских рот (были такие при каждой группе армий), они красуются сегодня на книжных и журнальных разворотах, на всевозможных псевдоисторических сайтах, в фотоальбомах, посвященных пехоте Манштейна, танкам Гудериана, самолетам Геринга, подводным лодкам Денница, эсэсовцам Гиммлера. Их доблести посвящены десятки военно-исторических сайтов, фотоальбомов, документальных фильмов.
Где же наши – ответные издания подобного рода? Они есть, но их очень мало. Почему информационное пространство сегодня напоминает беззвездное небо сорок первого, когда бойцы с тоской высматривали в нем хоть один самолет с красными звездами?
И все-таки этому новому виртуальному вторжению можно дать отпор!
Современные компьютерные технологии позволяют «снять» то, что не было снято. Это называется реконструкцией фактов. Факты - это фрагменты тех снимков, которые были сделаны в крепости и на полях сражений 1941 года: это стены и амбразуры Брестской цитадели и дотов Брестского укрепленного района. Факты - это лица бойцов и командиров, переживших трагедию блицкрига, трагедию разгрома... Большинство из них - это такие же неизвестные солдаты, которые обороняли Крепость. Моя задача была проста - переместить их в пространстве (но не во времени!), расставить их там, где наверняка стояли во многом безвестные теперь защитники цитадели. И совершенно неважно - у этой амбразуры или у того пролома в стене стоял именно этот боец или тот. Главное - он мог быть именно там в Бресте. Ведь никто не подбирал их специально – героев-защитников. Любой из тех, кто изображен на этих виртуальных фотографиях, мог оказаться 22 июня 1941 в Бресте. И любой из них именно так, как мы сегодня видим это, мог стрелять по врагу, страдать от ран и жажды, от бессильной ненависти. Вглядитесь в эти лица - они подлинные! И совершенно неважно, какими именно были в тот момент облака над ними.
Искать лица бойцов из сорок первого трудно. Официальная советская фотохроника общеизвестна. Но представленные ею портреты наперечет. Как правило, они хорошо известны нашему зрителю по многочисленным публикациям, как правило, выражение этих лиц близки к плакатам. Но таких лиц, какие были у наших солдат в сорок первом, мы уже не увидим на снимках последующих лет, особенно предпобедных. Выручали кадры с сайта «Бундесархива». Но и там редко удавалось найти что-нибудь подходящее. Немецкие фоторепортеры снимали наших военнопленных так, чтобы на первом плане были азиатские физиономии. Им надо было доказать, что Красная Армия – это орды узбеков, киргизов, казахов, таджиков, которым доблестный вермахт преградил путь в Европу. Зато видовые кадры Крепости, ее руины со следами боев отсняты качественно и достоверно.
Много лет я искал и ищу старые фото на антикварных развалах вроде «Измайловского вернисажа». В старых альбомах попадаются и снимки предвоенных лет и первого года войны. Некоторые из них датированы и даже подписаны. Но только некоторые. Так возникают фотоколлажи с воистину «неизвестными солдатами». Сколько таких полегло в том же Бресте! В свое время немало мне помогла работа в фотоархиве Центра по сохранению памятников и воинских захоронений за рубежом «Обелиск» при министерстве культуры РФ, увы, упраздненного недоброй памяти Михаилом Швыдким в его бытность главой российской культуры.
Работа кропотливая, но благодарная: одно за другим возникают сначала на экране, потом на бумаге неснятые «видения» сорок первого года. Сегодня общее количество реконструированных снимков приближается к сотне. Хорошо бы издать буклет-каталог.
Одна из задач экспозиции – привлечь внимание к проблемам Брестской крепости. А проблем немало: городская застройка почти вплотную подступает к валам и рвам, нарушая исторические ландшафты мемориальной зоны. Не так давно через территорию Кобринского укрепления был проложен автодорожный мост, при вскрытии вала были обнаружены останки защитников Крепости. Беда крепости еще и в том, что вскоре после войны многие ее сооружения были разобраны на кирпич, на стройматериалы. Среди прочих памятников исчезли и печально знаменитые Трехарочные (Штабные) ворота. Именно возле них погибли в первые часы сотни бойцов, пытавшихся занять свои позиции вне цитадели. Их, конечно же, надо возродить, как особо знаковый объект героической обороны. По счастью, сохранились детальные фотографии и чертежи этих ворот.
Вообще, на мой взгляд, главная задача реставраторов сегодня – восстановить крепость такой, какой она была к августу-сентябрю 1941 года, сохранив руины и разрушения, нанесенные немецкой сверхмощной артиллерией, авиационными бомбардировками. Благо, сохранилось немало четких фотографий этого времени. Да, во многом это будут «новоделы», приближенные к исторической реальности. Но именно они, а не те пустоты, которые зияют сейчас в цитадели и на фортах, помогут нам увидеть крепость в ее героическую пору, а не такой, какой она стала в 50-е годы. И Боже упаси, их, сегодняшних реставраторов от огламуривания руин, подкрашивания, подделывания, от превращения былого поля боя в парк культуры и отдыха.
«Изобретение фотографии, - писал академик Сергей Вавилов, - сыграло в истории человечества такую же роль, как и изобретение книгопечатания». И он абсолютно прав. Другое дело, что мы слишком быстро привыкли к чуду фотографии.
Выставка «Брест-41. То, что не было снято» прошла в холлах Музея Брестской крепости и получила добрые отзывы, как от музейных работников, так и от простых зрителей. Также выставка прошла в пресс-центре «Российской газеты». Сегодня она значительно пополнилась, и открывается в Кронштадте, в форте «Константин». Затем экспозиция будет представлена в персональной галерее «Царская башня» народного художника Дмитрия Белюкина на Казанском вокзале.
Читайте нас: