Прибытие Дмитрия самозванца в Калугу после бегства из Тушина. Картина Н. Дмитриева-Оренбургского
«Добрый царь» всё больше напоминал грозного самодержца. Подозревал бояр и дворян в предательстве. Его «опричники» хватали придворных и казнили. Пленных поляков пытали и топили.
Шведская помощь
Царь Василий Иванович понимал, что самостоятельно тушинских воров он не разгромит. Народно-освободительная война, которая уже полыхала на Руси, пугала бояр.
Правительство Шуйского не пошло по пути поддержки и формирования народных ополчений во главе с популярными воеводами. Шуйский предпочёл иностранцев. Выбор пал на Швецию. Шведы были врагами поляков. А король Карл IX был дядей польского монарха Сигизмунда и отнял у племянника шведский престол.
Швеция стремилась использовать затруднения России, округлить свои владения за наш счёт и помешать Речи Посполитой занять Москву.
Переговоры в Великом Новгороде со шведами вёл родственник царя, уже успевший отличиться в войне с болотниковцами, Скопин-Шуйский.
В феврале 1609 годы был Заключен Выборгский договор. Швеция предоставила войско под началом Делагарди. В основном это были наемники из Европы – разного рода немцы, шотландцы и пр. Правительство Шуйского уступало Корелу с уездом, платило наемникам высокое жалованье.
Скопин-Шуйский собрал на севере ополчение. И 10 мая начался поход с целью очищения Русского государства от воров. Летом князь разбил тушинцев нескольких сражениях. Но дальнейшее продвижение к Москве задержалось из-за споров с наемниками. Они требовали обещанных денег. Шведы же ждали передачи крепости Корела. Только к осени Делагарди получил от царя и Скопина новые подтверждения условий Выборгского трактата.
Скопин в октябре 1609 года разбил войска Сапеги и Зборовского. И обосновался в Александровской слободе. В ноябре с ним соединился боярин Шереметев, который привёл ополчение низовых городов (Нижняя и Средняя Волга). По пути он подавил бунт нерусских народностей Поволжья. В декабре Скопин и Делагарди восстановили союз. Гетман Сапега, опасаясь значительно окрепшей рати Скопина-Шуйского, в начале 1610 года снял осаду с Троице-Сергиева монастыря.
В марте 1610 года Скопин торжественно вошёл в Москву.
Круглая башня в Выборге, в которой в феврале 1609 года был подписан договор.
Развал Тушинского стана
Народная война против воров, неудачи в деле осады Москвы, успехи Скопина на севере и других царских воевод (Шереметева, Пожарского и т.д.) привели к разложению Тушинского лагеря (
Польский король Сигизмунд решил, что время пришло. Хватит полякам прикрываться самозванцем, пора идти и брать плоды победы над Россией. Польская армия вторглась в Русское государство и осадила Смоленск (
Король призвал польские отряды, которые «служили» Тушинскому вору, идти под его знамя. Сначала тушинские поляки взбунтовались, они считали Россию своей добычей. Составили конфедерацию и потребовали, чтобы король покинул Россию. Однако один из ведущих командующих Ян Сапега к конфедерации не примкнул и потребовал переговоров с Сигизмундом.
Поляки и тушинские бояре начали переговоры с королем. От короля прибыло посольство во главе со Станиславом Стадницким. Полякам обещали щедрое награждение за счёт русской казны и в самой Польше. Русским также обещали щедрую награду, сохранение веры.
В феврале 1610 года было заключено соглашение о призвании польского королевича Владислава на московский стол.
Попытка самозванца напомнить о своих правах вызвала смех у гетмана Ружинского. В декабре 1609 года Лжедмитрий с помощью казаков пытался сбежать, но был задержан. Его поместили под домашний арест. Однако с помощью верных людей в конце декабря Тушинский вор всё же смог сбежать. Он переоделся простым мужиком и спрятался в обычной подводе.
Самозванец бежал в Калугу, где создал новый двор. Это привело к распаду Тушинского стана. Казаки и часть поляков во главе с Тышкевичем, которые не хотели подчиняться Сигизмунду, последовали в Калугу. Русская знать решила поддержать позицию польского короля. В феврале бежала в Дмитров к Сапеге, а затем в Калугу Марина Мнишек.
Рожинский (Ружинский) с верными ему поляками решил присоединиться к королю. Оставаться в Тушино уже не имело смысла. С севра наступал Скопин, которого с трудом ещё сдерживал Сапега. На юге, в Калуге, собиралась новая рать самозванца. Рожинский двинулся к Волоколамску, в Иосифо-Волоцкий монастырь. В марте его воины сожгли лагерь и ушли.
По пути большая часть русских воров разбежалась, сам Рожинский заболел и скончался. Войска Шуйского рассеяли остатки воров в районе Тушино.
Калужский двор
В калужский период Лжедмитрий II получил полную самостоятельность. В это время он встал на патриотические позиции. Призывал убивать польских и литовских воров. Стращал русских людей стремлением Сигизмунда к полному порабощению России и её католизации.
Царь «Дмитрий» клялся, что не отдаст ни пяди русской земли, и умрёт за православную веру. Этот порыв был многими поддержан. Лжедмитрию снова присягнули многие города. Вокруг самозванца сформировалась новая армия, в которой уже преобладал русский элемент. Позднее многие из сторонников самозванца стали активными деятелями Первого и Второго ополчений. В Калуге, как ранее в Тушино, была создана своя система управления страной.
Калужский вор приказал всем городам, которые были на его стороне, хватать поляков, их самих и добро вести в Калугу. В короткие сроки «Дмитрий» собрал большую казну, наполнил темницы иностранными заложниками. Самозванец отличался большой подозрительностью, предполагал в окружении измену. Окружил себя конвоем из татар и немцев. Многих поляков и бывших его сторонников пытали и казнили. Казнили Скотницкого, бывшего капитана стражи Лжедмитрия I и воеводу Болотникова.
Весной 1610 года рать самозванца значительно окрепла и отбила у Шуйского Арзамас и Старую Руссу. Сапега, побыв в лагере короля у Смоленска и ничего не добившись, в июне снова присоединился к царю «Дмитрию».
Летом польская армия под началом гетмана Жолкевского двинулась на Москву. Русская армия была уничтожена в битве при Клушино (
Сторонники «Дмитрия» предложили москвичам свергнуть Шуйского. Затем предлагалось избрать нового царя.
17 июля Василия Ивановича свергли и насильно постригли в монахи.
Низложив Василия, москвичи направили делегацию в лагерь Лжедмитрия у Данилова монастыря. Боярская дума «царька» не выполнила свои обещания по поводу отрешения от власти и «Дмитрия». Москвичам предложили открыть ворота и встретить «законного государя». 2 августа самозванец обосновался в Коломенском. 3 августа под Москвой появился отряд Жолкевского. Московские бояре предпочли дать присягу царю Владиславу.
Московская присяга оттолкнула от Семибоярщины большую часть Русской земли. На Руси наступил апогей анархии. Многие города и селения предпочли власть «истинного царя Дмитрия», польскому принцу с охвостьем из московских бояр. Хорошо действовала и патриотическая пропаганда калужского царя. В самой столице многие видные люди снова стали налаживать связи с самозванцем.
Миф о «добром царе» снова ходил по Руси. Ему присягнули многие города, которые раньше противостояли тушинским ворам. На сторону Лжедмитрия встали Коломна, Кашира, Суздаль, Владимир и Галич. В его войска толпами вливались казаки, представители городской бедноты и холопы.
Дворяне же, бывшие в калужском дворе, наоборот, бежали в Москву. Началась новая волна насилия над дворянством. Угроза со стороны лагеря Лжедмитрия заставила Семибоярщину впустить поляков Жолкевского в столицу. Пан Жолкевский отогнал калужских воров от Москвы. Самозванец вернулся в Калугу.
Дом в Калуге, где жили Лжедмитрий II и Марина Мнишек. Гравюра М. Рашевского по рис. И. Суслова. 1884 год
Гибель
Калужский царь продолжал расширять свою сферу влияния. Его войска начали занимать города на юге и юго-западе – Козельск, Мещовск, Почеп и Стародуб. «Дмитрию» присягнула Казань и Вятка. Он становился центром кристаллизации русского сопротивления иностранной интервенции. Его посланцы открыто агитировали за «сына Ивана Грозного». Стражники и дворяне ничего не могли поделать, простой народ внимательно слушал посланцев «Дмитрия».
Сам «добрый царь» всё больше напоминал грозного самодержца. Подозревал бояр в предательстве. Его «опричники» хватали придворных и казнили. Пленных поляков пытали и топили. Сапега снова перешёл на сторону противника.
Семибоярщина организовала наступление. Правительственные войска отбили Серпухов и Тулу, создали угрозу Калуге. «Дмитрий» собирался отступить в Воронеж, поближе к казачьим областям. Самозванец планировал привлечь к войне Крым и Турцию, пополнить армию казаками начать новое большое наступление на Москву.
Однако атаман Заруцкий и князь Урусов разгромили неприятеля, захватили много поляков в плен. Заруцкий из Тушинского лагеря последовал в королевский стан под Смоленском (очевидно решил, что звезда «царька» закатилась), затем с Жолкевским прибыл в Москву. Но отношения с панами не заладились, и Заруцкий вернулся к самозванцу.
11 (22) декабря 1610 года Лжедмитрий был зарублен князем Урусовым и его братом.
Пётр Урусов отомстил за убитого самозванцем касимовского царя Ураз-Мухаммеда. Касимовский царь сначала воевал на стороне царя Василия, в 1608 году вместе со своим другом князем Урусовым перешёл на сторону Лжедмитрия II. Командовал крупным отрядом из касимовских, романовских и астраханских татар.
В апреле 1610 года после ряда поражений и захвата Касимова боярином Шереметевым, решили перейти на сторону польского короля. Хан прибыл в Смоленский лагерь. Осенью Ураз-Мухаммед вернулся в лагерь самозванца. Есть информация, что хан хотел убить «Дмитрия». Но сын хана донёс калужскому царю о заговоре. Касимовского царя убили на охоте. Урусова бросили в тюрьму, но через некоторое время освободили.
В декабре, во время прогулки, пользуясь тем, что у самозванца была лишь охрана из татар и несколько бояр, Урусов убил «Дмитрия». После этого Урусовы и татарская стража бежали.
В Калуге люди любили «доброго царя:
«Въ Калугѣ же увѣдаша то, что кн. Петръ Урусовъ убилъ вора, взволновашася градомъ всѣмъ и татаръ побиша всѣхъ, кои въ Колугѣ были; его жь вора взяша и погребоша честно въ соборной церкве у Троицы».
Наследником самозванца стал его сын (или сын Заруцкого) Иван Дмитриевич, который родился в Калуге в декабре 1610 года или в начале 1611 года.
Марина Мнишек некоторое время в Калуге считалась царицей. Её права и Ивана Ворёнка поддерживал своей саблей атаман Заруцкий.
Смута продолжалась.
Самсонов Александр
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: